Остались вопросы

Омский мед ждет инвестора

В Омской области есть все условия для производства меда в промышленных масштабах, но большинство пчеловодов не хотят выходить из «тени». Не спасают даже гранты и другая финансовая поддержка от государства. Как легализовать «сладкий» бизнес в регионе и сделать его рентабельным, обсудили участники II Международного научно-­практического форума по пчеловодству в Омске.

 

«Всем выйти из сумрака!»

Омское пчеловодство имеет высокий потенциал, который сегодня почти не раскрыт. Львиная доля пасек работает нелегально, и производители не знают, кому продать свой мед. Его потребление в России намного ниже, чем в той же Европе, да и экспорт не развит, хотя это направление весьма перспективно. Вывести отрасль из теневого сектора и наладить пчеловодство в промышленных масштабах – главная задача, которая стоит перед отраслью.


В регионе сегодня имеется около 300 тыс. га посевных площадей, рассчитанных на 100 тыс. пчелосемей. Однако зарегистрировано всего 22 тыс. пчелосемей, а производство меда не превышает 570 – 580 тонн меда. В реальности эти цифры в три раза выше, считает глава Минсельхозпрода Николай Дрофа. У председателя профессио­нального сообщества пчеловодов Омской области Дениса Василенко еще менее оптимистичные данные. 


«Легально работают около 30 хозяйств из 500 существующих в регионе. Все остальные не хотят выходить из тени, потому что им и так комфортно: не надо делать дополнительные анализы, вести отчетность, платить налоги. Пасечник продает свой мед через знакомых и друзей. И это проблема всей страны», – говорит Василенко.


Мотивировать пчеловодов к открытому ведению бизнеса может развитие экспорта. Омский мед уже интересен Китаю и другим странам. Но чтобы продукция поставлялась за рубеж, она должна иметь все необходимые документы. Министерство готово оказать финансовую поддержку пчеловодам, решившим работать «официально». Как напомнил Николай Дрофа, начинающие фермеры могут рассчитывать на грант в размере 3 млн. рублей. Если пчеловоды создают кооператив по переработке меда, то вправе компенсировать из бюджета 60% от стоимости проекта. «Нужно раскрутить омский мед, а для этого необходима кооперация. Алтайский или башкирский мед считаются брендами, но и омский мед может стать таким брендом», –
уверен министр.


CeC1(15)vn_56_1.jpg  

 

Мед – в массы


По мнению участников рынка, продукция омской пасеки может успешно сбываться и внутри страны. Но есть другая проблема – низкая культура потребления меда у россиян. Наши соотечественники съедают в среднем 0,5 кг меда в год – примерно вдвое меньше, чем в Германии. Как считает Денис Василенко, свою лепту в формирование такой статистики вносит пропаганда лекарственных средств и БАДов в российских СМИ: «Когда мы постоянно слышим с экранов из уст популярных докторов о том, что мед не надо есть, а лучше принимать лекарство, то очень трудно изменить сознание потребителя. Хотя понятно, что тут не обходится без лобби фармацевтических компаний».


Популяризация меда как полезного продукта питания – задача, которую пчеловодам не решить в одиночку, без помощи государства. Во многих странах мира мед включен в меню детских садов и школ, в сухой паек военнослужащих – вместо сахара. Это обеспечивает пчеловодам стабильный спрос.  


В России тоже есть примеры успешного сотрудничества власти и отрасли. «Например, в Брянской и Белгородской областях приняты региональные программы, по которым мед постоянно идет в детские сады, школы, детдома и другие социальные учреждения – его закупают по лотам, как все остальные продукты питания. Возможно, и омского губернатора мог бы заинтересовать такой проект», – говорит Денис Василенко.


По мнению Татьяны ЧУХРАЙ, пчеловода с 35-­летним стажем из Харькова, спасение утопающих – дело рук самих утопающих:
«На Украине тоже нет культуры потребления меда. Мы сами допустили, что на рынок массово пришли искусственные конфеты и другая ненатуральная продукция. Но покупается то, что мелькает. Поэтому пчеловодам нужно совместными силами и средствами запускать рекламные ролики по ТВ, особенно перед грядущими выставками и ярмарками меда. Назойливая реклама поможет людям вспомнить о меде и вызовет интерес к продукту».


Другой, менее затратный способ «агитации», предлагаемый участниками рынка, – организовать площадки, где компетентные специалисты будут рассказывать о пользе меда. Такие лекции можно совместить с бесплатной дегустацией сладкого лакомства. Мед для них предоставят сами пчеловоды, а найти помещение помогут городские и сельские администрации или Минсельхозпрод.

 

CeC1(15)vn_56_5.jpg  CeC1(15)vn_56_3.jpg


Что нам стоит завод построить?


Одна из причин, по которой пчеловоды не хотят узаконивать свой бизнес, – это отсутствие знаний и навыков для ведения необходимой отчетности, в том числе по предоставленным грантам. Директор БУ «Омский региональный бизнес­инкубатор» Виктор Соболев отметил, что, помимо специализированных программ для пчеловодов, предпринимателям доступны и другие виды поддержки. В прошлом году по стране начали создавать единые центры «Мой бизнес», где каждый предприниматель может узнать обо всех мерах поддержки, существующих в конкретном регионе. В Омске такой центр организован на базе Фонда содействия и развития малого предпринимательства. Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ольга Громенко напомнила, что в октябре 2019 года также запущен Центр компетенций, специалисты которого предоставляют бесплатные консультации и консалтинг для предприятий, получивших грантовую поддержку.


В профессиональном сообществе омских пчеловодов считают, что «толчком» к легализации отрасли могло бы стать появление крупного инвестора, готового скупать мед для переработки или отправки на экспорт. При условии, что поставщиками сырья будут только легальные производители. Пока же пасечники не видят преимуществ в том, чтобы работать открыто. Только в тех странах, где эти преимущества есть, пчеловодство развивается высокими темпами.


CeC1(15)vn_56_2.jpg


«На нашем форуме присутствовал коллега из Литвы, который рассказывал, что у них в стране не принято нанимать человека и платить ему зарплату из-­под полы. Гораздо выгоднее платить за него налоги с первого дня работы, потому что 50% этих выплат государство возвращает фермеру, – рассказал Денис Василенко. – И весь мед литовцы продают только по документам, уплачивая налоги, потому что это субсидируется. Чем больше пчелосемей зарегистрировано, тем выше компенсация от государства. Соответственно, в Литве большие объемы меда идут на экспорт. Если наши российские власти заинтересуются и выстроят такую работу, то это кардинально изменит ситуацию в пчеловодстве. Ведь у России огромный потенциал для того, чтобы стать крупнейшим экспортером меда. Ни в одной стране мира нет сегодня такой богатой карты медов: в одной только Омской области производится около 7 – 9 подвидов меда с разными параметрами и вкусовыми качествами. Если никто с большими деньгами до сих пор не зашел в эту отрасль, то только потому, что не понимает, насколько это выгодно. На Украине два года назад была точно такая же ситуация, как и у нас, – пчеловоды сидели в «тени» и не знали, куда деть свой мед. Но потом зашли крупные инвесторы, построили заводы по переработке – и у всех пчеловодов стали скупать мед. В этом году два больших завода появились в Казахстане. Я думаю, эта тенденция дойдет и до нас».


CeC1(15)vn_56_4.jpg


Помимо глобальных проблем отрасли, участники форума обсудили вопросы, касающиеся технологии и методики разведения пчел, значимости трута в матководстве, профилактики и лечения заболеваний пчел, апитерапии. Своим опытом поделились пчеловоды из Смоленской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Челябинской, Вологодской, Курганской областей, Дагестана, а также Беларуси, Литвы, Украины и Казахстана. Основная работа форума продлилась два дня, а на третий для гостей города организовали экскурсию по Омску. Как рассказал Денис Василенко, интерес к форуму со стороны иностранных коллег растет и в следующем году география участников может расшириться – ожидаются гости из Польши.


По итогам встречи омские пчеловоды наметили план дальнейшей работы. Этой осенью решено посетить XXIII Международный конгресс Федерации пчеловодческих организаций Европы и Азии в Беларуси. А в 2021 году омичи планируют принять участие в еще одном крупном событии, которое организует Международная ассоциация «Апимондия», объединяющая пчеловодов из 82 стран мира. Конгресс пройдет в Уфе, где Омская область представит свой «медовый» потенциал.


Виктория МУХИНА

 

СПРАВОЧНО

В Омской области уже два года подряд работает система поддержки пчеловодов. За это время ею воспользовались 7 хозяйств на общую сумму более 12 млн. рублей. В 2018 году гранты по 1,5 млн. рублей выиграли три начинающих фермера, еще столько же – в 2019 году. Кроме того, один пчеловод получил поддержку в виде гранта «Агростартап» на сумму 3 млн. рублей.

   


Журнал «Cельская Сибирь» № 1(15) 2020 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.