Гроза болот
Нефтяникам часто приходится работать вдали от цивилизации – в том числе на болотах и водоемах. Без спецтехники в такой местности не обойтись. Какую продукцию сегодня предлагают мировые и отечественные производители «плавающих» машин, какие бывают экскаваторыамфибии и чем они различаются, рассказывает генеральный директор компании «ГраффТ» Сергей ВАСИЛЕНКО.
- Сергей Эдуардович, какова ситуация на российском рынке спецтехники для труднодоступных мест? В чем российские машины превосходят иностранных конкурентов, в чем уступают?
- К сожалению, российские машины уступают в качестве многим зарубежным аналогам. Это связано в том числе со слабой информированностью конечного потребителя о качественных отличиях амфибий. Свою лепту вносят и условия тендеров, когда решающим фактором при проведении закупки становится конечная цена изделия. Такой подход уже привел к увеличению затрат на запасные части и ремонт, а также к росту срывов сроков запланированных строительных работ.
- Растет ли в последние годы спрос на «плавающую» спецтехнику, в том числе у нефтяников? Появляются ли новые требования к таким машинам?
- Конечно, рост спроса наблюдается на экскаваторы-амфибии – львиная доля таких машин работает именно в нефтяной отрасли. Раньше ремонт трубопровода летом в условиях болот был практически невозможен, все ждали зимника. Сейчас амфибии и прокладывают трубу, и производят ремонт и выемку трубы в теплое время года. Т.е. с помощью экскаваторов-амфибий прокладка трубы в условиях болот из сезонной стала круглогодичной, что, конечно же, сокращает сроки выполнения строительных задач и расширяет возможности применения спецтехники. Например, амфибии стали применять в качестве мобильных земснарядов: вместо ковша можно использовать землесос – и тогда можно добывать торф, сапропель с болот, производить рекультивацию загрязненных болот, добывать песок, углублять русло рек и водоемов и т.д.
Появляются и новые требования у нефтяных компаний. Во-первых, им нужно, чтобы ходовая выдерживала большие переходы, во-вторых, амфибия должна быть максимально всесезонной.
- Какие бывают виды экскаваторов-амфибий? Какие из них наиболее перспективны?
- Условно можно разделить экскаваторы-амфибии на 2 крупные категории: плавающие и неплавающие.
К неплавающим снегоболотоходам относятся два вида экскаваторов – на резиновом широком ходу и на пластиковых широких траках. Недостатком «резиновой» конструкции является неплавучесть. Нельзя точно предугадать, где есть прочная основа, а где линза (отсутствие слабого грунта, а только вода с небольшим содержанием взвешенных частиц). Но в основном такая спецтехника, если, конечно, речь о действительно слабых грунтах, вполне себя оправдывает. Однако резиновый ход быстро снашивается и недешев в замене, поэтому хорошей альтернативой в этом же сегменте являются широкие пластиковые траки. Во-первых, этот вариант быстрый – производится замена обычных траков на пластиковые шириной до 1900 мм, не надо переоборудовать весь экскаватор, меняя ходовую тележку. Во-вторых, пластиковые траки очень долговечны – они не снашиваются за один долгий переход, как резиновые. В-третьих, для механиков вся остальная ходовая часть осталась прежней и понятной для эксплуатации и ремонта, не нужны узкоспециализированные сервисные службы и дорогие запчасти. Ну и, в-четвертых, снегоболотоход на пластиковых траках дешевле, чем на резиновых.
Что касается настоящих плавающих амфибий, то их тоже делят на два больших класса. Первый – это амфибии, где за основу взята стандартная ходовая экскаватора. Недостатки этой конструкции в том, что стандартные элементы ходовой очень тяжелые и, чтобы сохранить плавучесть, необходим понтон огромных размеров. Минусом также является центральное расположение цепи ходовой. К тому же на такой амфибии трудно развернуться на болоте – слабонесущем грунте. В этом плане более продвинутой моделью можно считать AQUATRACK, который имеет 2 цепи на понтон. Второй класс экскаваторов-амфибий использует понтонную ходовую максимально облегченную – и потому более компактную и плавучую. По сути, это понтон, лишенный всех элементов стандартной ходовой – цепи состоят из плоских пластин с множеством роликов. Такие понтоны получили наибольшее распространение из-за относительно невысокой цены и высоких эксплуатационных характеристик. Недостаток конструкции – низкий ресурс роликов ходовой, если попадается твердая почва, и невозможность использования в зимний период. К сожалению, именно такие модели часто оказываются «подделками» из-за экономии недобросовестных производителей и полноценно не плавают. К мировым брендам стабильного заводского качества и отличной плавучести относят амфибии EIK, BELL, SWAMPKING.
- Любой ли экскаватор можно переоборудовать в амфибию?
- Абсолютно любой. Это можно сравнить со сменой резины с шоссейной на грязевую на автомобиле. Любители внедорожников и экстремальных лесных трасс это отлично знают.
Переоборудование экскаватора в амфибию занимает до 3 дней. Конструкция получается сборно-разборной для транспортировки по дорогам общего пользования. Дальнейшая сборка-разборка при опыте и хорошей квалификации займет 1-3 часа. Стоимость понтонной ходовой различна, исходя из категории самой ходовой. В самом низком сегменте цена будет сравнима с ценой за экскаватор, а в самом дорогом может быть дороже экскаватора в 2 и даже в 3 раза. Но в дальнейшем это все окупится несомненными преимуществами амфибии перед обычной спецтехникой.
В нефтяной отрасли растет спрос на экскаваторы-амфибии. Если раньше ремонт трубопроводов в заболоченной местности выполнялся только зимой, то теперь, благодаря "плавучей" спецтехнике, он стал круглогодичным
Экскаваторы-амфибии Swampking
Созданы для работы на заболоченных местностях и водоемах: строительство и ремонт нефтепроводов и участков железной дороги, берегоукрепление, очистка и углубление фарватера, прибрежное строительство, мелиорация.
Можно оснастить землесосом, грейфером, ножницами, вибропогружателем, гидромолотом и другим необходимым оборудованием.
Также производим самосвалы-амфибии, краны-амфибии и водные платформы.
Изготовим понтоны под технику заказчика.
Двухуровневый трубоукладчик
Стоит дешевле обычного трубоукладчика. Не требует специального разрешения и инспекции в органах Госгортехнадзора.
Заменяет два стандартных трубоукладчика. Нет опасной системы противовесов и тросовых подъемных механизмов.
Может перевозиться в 40-футовом открытом контейнере или фуре.
GRAFFT company
+7 495 777-35-42
+7 499 130-31-83
Grafft.ru
Журнал «Нефть и газ Сибири» 4(37) 2019