Остались вопросы

«Птичьи права» России

Сегодня РФ полностью обеспечивает себя мясом птицы. Дальнейший рост отрасли возможен только за счет экспорта, но пока доля российских поставок на мировой рынок остается незначительной. Что мешает развитию экспорта и как преодолеть существующие барьеры?

 

НЕ БЫЛO БЫ СПРОСА, ДА АЧС ПОМОГ

 

Текущую ситуацию в мировом птицеводстве, позицию России на международной арене и перспективы экспорта обсудили участники панельной дискуссии на выставке «АГРОС» в Москве. Как рассказал руководитель Центра агроаналитики Минсельхоза России Дмитрий АВЕЛЬЦОВ, 2019 год прошел под знаком африканской чумы свиней, которая привела к колоссальному падению производства свинины в странах Юго-Восточной Азии. Китай, на чью долю приходится более половины всей производимый в мире свинины, сократил объемы производства с 60 до 40 млн. тонн, и, по прогнозам, падение продолжится. Замещение свинины происходит за счет мяса птицы, потребление которой резко возросло. Это привело к увеличению экспорта российской птицы в Китай. В декабре 2019 года РФ поставила в Поднебесную продукции птицеводства на беспрецедентную сумму в $36 млн. Основными субъектами - экспортерами стали г. Москва, Ставропольский край, Брянская область, Белгородская область, Краснодарский край, Московская область и г. Санкт-Петербург.


«Конечно, мы пока малозаметный игрок на рынке Китая и не можем конкурировать с ведущими странами - производителями мяса птицы. Потенциал всего китайского рынка оценивается в 500 тыс. т продукции из мяса птицы в год. А экспортный потенциал российских птицефабрик, которым разрешены поставки в Китай (это около 40 одобренных предприятий}, - всего 200 тыс. тонн. Чтобы покрыть потребность Китая в мясе птицы, нужно производить гораздо больше», - отметил Дмитрий Авельцов.


По его словам, для достижения целевого показателя экспорта к 2024 году в сумме $45 млрд. необходимо увеличить экспорт всей мясной продукции из России в четыре раза - с $545, 7 млн. до $2008,0 млн., в том числе мяса птицы - с $323,9 млн. до $975,0 млн. за пять лет.


 

УДЕРЖАТЬ ПОЗИЦИИ


Сегодня Россия поставляет мясо птицы в 40 стран мира. Основными импортерами в 2019 году стали Китай (63,3 тыс. тонн), Украина (43,2 тыс. т), Казахстан (27,2 тыс. т), Вьетнам (21,9 тыс. т), Саудовская Аравия (13,7 тыс. т).


По мнению генерального директора Национального союза птицеводов Сергея ЛАХТЮХО­ВА, у России сейчас есть отличная возможность для наращивания экспорта в Юго-Восточную Азию. Но надо учитывать, что такие крупные экспортеры, как США, Бразилия, Канада и страны ЕС, тоже наращивают объемы производства мяса птицы, в том числе для поставок в Китай. Поэтому России нужно как можно быстрее прирастить производство качественного и недорогого мяса птицы, чтобы стать более или менее заметным игроком на этом рынке.


Директор по внешнеэкономической деятельности ГК «Черкизово» Андрей ТЕРЕХИН возразил, что уже сегодня долю России в китайских поставках нельзя назвать незначительной: «В 2019 году мы поставили на рынок Китая 63 тыс. т мяса птицы из общего объема импорта в 600 тыс. т, то есть 10% практически за полгода! Это говорит о том, что в целом российские компании рванули на рынок Китая и заняли там определенную позицию».


Другое дело, сможет ли РФ удерживать свои позиции на фоне растущей конкуренции на этом рынке? «Мы сейчас поставляем в основном лапы, но они ограничены в объеме поставок. Лапы - это 3% от веса курицы, и при нашем 5-миллионном производстве максимум, что мы можем поставить, это 150 тыс. тонн лап. Это если все компании России объединятся и поставят свои лапы, что, конечно, из области фантастики. Поэтому надо подумать, а конкурентны ли мы на рынке Китая по другим позициям?» - отметил он.

 

НЕ КИТАЕМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЭКСПОРТ ...


Несмотря на то, что 40% объема российского экспорта обеспечено за счет поставок в Китай, не следует зацикливаться на данном направлении. Кроме того, Поднебесная рано или поздно оправится от последствий АЧС и вернет себе статус ведущего производителя. Андрей Терехин обратил внимание на то, что через каналы мировой торговли реализуется около 15 млн. тонн мяса птицы, тогда как Россия продает за рубеж только 200 тыс. тонн в год. И проблема не только в объемах производства внутри страны, которые необходимо наращивать. Сложность в том, что крупнейшие мировые рынки для России закрыты. Каждая раз­витая страна заинтересована в развитии своего села, и все основные центры потребления мяса птицы являются одновременно и основными центрами его производства.


«Главная задача текущего момента - получение доступа России на международные рынки мяса птицы. Да, мы открыли для себя в прошлом году рынок Китая. Но что касается других крупных рынков, таких как Япония, страны ЕС, Южная Африка, Индия, - не на один из них мы пока не допущены», - напомнил представитель ГК «Черкизово».


Причем дело не столько в качестве и безопасности мяса, которые, по мнению Терехина, у России гораздо выше, чем у многих конкурентов, сколько в политической подоплеке. Особенно это касается Европы.


«За десять лет работы с рынком ЕС мы не поставили туда почти ни грамма продукции птицеводства. Притом что спрос на российское мясо есть - оно высококачественное и конкурентоспособное. Европейский бизнес заинтересован в сырье из России, в частности для мясопереработки. Но мешают технические барьеры. Мы не можем добиться признания регионализации России. И получается, что, если случилась вспышка гриппа на Сахалине, закрывается доступ к европейскому рынку для всей страны», - заявил Андрей Терехин.


В то же время, добавил Сергей Лахтюхов, Евросоюз признает регионализацию Бразилии, Мек­сики и Украины. Такие двойные стандарты не способствуют развитию сотрудничества России и ЕС.


«У нас есть прогресс в отношениях с Японией, хотя это сложная страна и она крайне пе­дантично относится к вопросам пищевой безопасности. Но даже там мы продвигаемся, а в Евросоюзе продолжаем стоять на месте», - отметил Терехин.


Ответственный секретарь Европейской Ассоциации птицеводов AVEC Бирте СТИНБЕРГ ответила на это, что «движение должно идти в обоих направлениях», и если до 2014 года Европа «много экспортировала в Россию, то сейчас - ничего».


Андрей Терехин упомянул о переговорах с Саудовской Аравией по экспортным поставкам российского мяса птицы, где также сделан шаг назад, и посетовал, что «законы свободной либеральной торговли ушли далеко в прошлое». Однако для России, которая уже стала крупнейшим мировым экспортером зерна, следующим этапом должно стать получение статуса главного экспортера мяса птицы. «Конвертация зерна в птицу должна состояться, и мы в это искренне верим. Но не нужно замыкаться на Китае, а надо работать над тем, чтобы использовать наши возможности по расширению поставок в другие страны мира», - резюмировал директор по внешнеэкономической деятельности ГК «Черкизово».


Журнал «Cельская Сибирь» № 1(15) 2020 



 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.