Остались вопросы

Ректор МАДИ: как наука поможет дорожникам в период санкций

Ремонт автодорог в 2021 году стал рекордным за всю историю страны. Однако санкции поставили под угрозу успешное начало нового дорожного сезона. О новых задачах науки в меняющихся реалиях – наш разговор с исполняющим обязанности ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Дмитрием Ефименко.


 

- Дмитрий Борисович, какие сложности наиболее трудно преодолеть дорожным строителям на фоне введения санкций и трудностей с поставками импортной продукции? Какие виды работ могут стать проблематичными?


- Достаточно сложно выделить конкретный вид работ или технологии, зависящие от поставок техники из стран, которые ввели различные санкционные ограничения. Все зависит от конкретного парка машин той или иной подрядной организации. Но в целом, безусловно, следует отметить необходимость существенного расширения ассортимента дорожных машин и оборудования, производимых в Российской Федерации. В частности, достаточно существенная импортозависимость имеется по поставкам асфальтобетонных заводов и дорожной техники для производства дорожно-строительных работ.


Также в соответствии с новыми нормативными документами есть необходимость в приобретении зарубежного испытательного оборудования, не имеющего отечественных аналогов.


Однако, несмотря на сложности, объемы работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог из года в год возрастают, и намеченные планы по реализации национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» и «Комплексного плана модернизации и развития транспортной инфраструктуры» будут выполнены.


- Удалось ли в последние годы сократить импортозависимость в отрасли? Какие направления в первую очередь находятся под ударом? Какие материалы, оборудование и технологии наиболее трудно заместить?


- Импортозависимость в последние годы постепенно снижалась, но не столь быстрыми темпами, как это необходимо, с нашей точки зрения. Если говорить о дорожно-строительных материалах, мы не видим существенной проблемы, потому что основная часть продукции – отечественного производства (щебень, песок, битум, цемент, минеральный порошок и т.д.). Налажено производство композитных и геосинтетических материалов, полимерно-битумных вяжущих. Цементная промышленность выпускает достаточное количество цемента, который более активно должен использоваться в дорожном строительстве.


Опасение вызывает, как уже отмечалось выше, поставка асфальтобетонных заводов и дорожной техники (асфальтоукладчики, катки, фрезы) для организации дорожно-строительных работ.


Госкомпания «Автодор» провела системный анализ парка крупных российский предприятий, которые строят и эксплуатируют скоростные дороги, и их потребностей в приобретении отечественной техники, запчастей. По данным Автодора, около 35 % парка подрядчиков подлежит замене в течение ближайших пяти лет. Что касается отечественной техники, то потребность крупных дорожных компаний – порядка 830 единиц на горизонте пяти лет. Наиболее востребованными являются катки, грейдеры, дорожные машины на базе самосвалов.


- Над решением каких задач в сфере дорожного строительства сегодня должны работать ученые, с учетом изменившихся экономических условий? Какая помощь со стороны науки нужна российским дорожникам?


- Если говорить о направлениях, где наука может и обязана оказать существенное влияние на совершенствование дорожной отрасли, то я бы отметил следующие направления:


1. Цифровая трансформация дорожной отрасли. Необходим большой объем работ по созданию и поддержке отечественных продуктов, обеспечивающих данное направление. Например, на базе МАДИ планируется создать Консорциум производителей отечественного программного обеспечения, реализующего технологии информационного моделирования.


2. Увеличение долговечности материалов и изделий. И здесь у дорожной науки есть значительные заделы. Но необходимо увеличивать объем финансирования, выделяемого на эти цели.


3. Создание отечественных машин, оборудования для производства дорожных работ. Нам нужно увеличить количество конструкторских разработок и научно-исследовательских работ, которые позволят обеспечить существующие производства новыми конструкторско-технологическими решениями и документацией, выполненными на современном техническом уровне.


- Как государство должно помочь научным институтам в ускоренном создании необходимых материалов и технологий?


- Государство играет важную роль в системе стимулирования научно-технологического развития страны и инновационной активности научных учреждений. Для ускоренного создания необходимых материалов и технологий требуется государственное регулирование инновационной деятельности и принятие экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность.


Помощь научным организациям должна обеспечиваться, как уже говорилось, увеличением финансирования, а также содействием в оснащении необходимым исследовательским оборудованием по приоритетным направлениям работы. И, конечно, важная задача – трансфер технологий из научных лабораторий в реальную жизнь.


- Какие инновационные материалы и методы строительства, ранее не используемые на российских дорогах, могут начать внедрять уже в ближайшее время? Какие мировые тренды необходимо как можно скорее взять на вооружение для повышения качества дорог, сокращения затрат и роста эффективности?


- Сегодня в практике дорожного строительства используется все лучшее, что накоплено как у нас в стране, так и в мировой практике с точки зрения внедрения передовых технических решений. Поэтому скорее речь должна идти об увеличении объемов применения передовых технических решений. Не секрет, что есть определенный разрыв между уровнем технологий, материалов, применяемых на федеральных автомобильных дорогах, с одной стороны, и на региональных и муниципальных – с другой. Вот это как раз тот резерв, который необходимо использовать. Говоря по-простому, необходимо перенести огромный опыт применения инновационных решений с федеральных автодорог на региональные и муниципальные.


Например, низкие фактические сроки службы дорожных одежд и покрытий и связанные с этим высокие эксплуатационные затраты – одна из проблем дорожной отрасли сегодня. Широкое применение при строительстве и реконструкции дорог минеральных вяжущих и цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд позволит в значительной мере повысить несущую способность дорожных одежд, увеличить сроки службы автомобильных дорог.


- Растет ли интерес молодежи к образованию в сфере дорожного строительства, какие специальности наиболее востребованы и почему? Как повысить популярность «дорожных» профессий, приток молодежи в науку?


- Строительная отрасль России, в частности, транспортное строительство является одной из наиболее востребованных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. В МАДИ сегодня одними из основных и востребованных направлений подготовки студентов являются строительные направления. Большой интерес у абитуриентов вызывают программы бакалавриата и специалитета в области проектирования и строительства дорог, аэродромов, автодорожных мостов и транспортных тоннелей.


По данным опороса онлайн-сервиса по поиску работы Super Job, на выпускников дорожно-строительного факультета МАДИ имеет стабильно высокий спрос. По рейтингу вузов hh.ru дорожно-строительный факультет МАДИ входит в топ-6 востребованных факультетов в г. Москве. Востребованность наших направлений подготовки основана на постоянной актуализации образовательного процесса, совместно с регуляторами отрасли.


Если говорить о стимулировании научной деятельности, то это большой пласт работ, который уже ведется, и он должен развиваться. И я говорю в данном случае о взаимодействии между вузами и регуляторами дорожного рынка, в первую очередь с Минтрансом и Федеральным дорожным агентством, и ведущими подрядными организациями. Здесь имеются большие резервы для совершенствования этой работы.


А если говорить о привлечении молодежи в науку, то здесь есть один принципиальный вопрос, который связан с уже ранее поднятыми вопросами – это объем финансирования научно-исследовательских работ, а стало быть, и зарплат молодых ученых. Без решения данной проблемы серьезного притока молодежи в дорожную науку не может быть.


- Современное образование в вузах зачастую отстает от реальных запросов практиков. Сегодня, когда ситуация в мире меняется молниеносно, как будете решать эту проблему?


- Такие риски, к сожалению, существуют. Решение задачи нахождения образовательного процесса на современном уровне мы видим по двум направлениям:


1. Постоянная актуализация образовательного процесса и привлечение специалистов-практиков из отрасли для чтения профильных дисциплин.


2. Постоянное повышение квалификации ППС путем увеличения научно-исследовательских работ и расширения практики привлечения профессорско-преподавательских кадров для решения научно-технических задач, стоящих перед дорожной отраслью (при кафедрах созданы МИПы, которые решают актуальные задачи отрасли и являются признанными экспертами в своих научных направлениях).


Для улучшения качества образования и повышения заинтересованности проводится огромная работа совместно с нашими индустриальными партнерами и регуляторами отрасли:


– практические и лабораторные занятия проводятся непосредственно в условиях, близких к реальным (создаются базовые кафедры при ведущих предприятиях отрасли);


– проводятся экскурсии, стажировки, мастер-классы, профессиональные конкурсы и тренинги для обучающихся на базах ведущих предприятий;


- актуализируются учебные планы и вводятся новые дисциплины, связанные с цифровой трансформацией дорожного хозяйства (при рецензировании специалистами ведущих компаний); например, в учебные планы введены дисциплины, отражающие цифровую трансформацию всей сферы дорожного хозяйства).

 

- В этом году кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» отмечает 90-летие. Каким видите развитие этого направления в России?


- Развитие мостового дела является более чем актуальной задачей. Известно, что в рамках национального проекта «БКАД» готовится увеличение работ по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений, в первую очередь мостов, и это требует поиска оптимальных технических решений ремонта, реконструкции мостов, построенных несколько десятилетий назад (в основном, это железобетонные конструкции). Это большой объем работ для всех специалистов, кто занимается мостовым делом; естественно, это требует и подготовки соответствующих кадров.


В настоящее время кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» является одной из ведущих выпускающих кафедр в МАДИ. Кафедра играет важную роль в деле подготовки специалистов высокой категории для дорожной отрасли. Сотрудниками кафедры ведутся разработки по внедрению новых материалов, конструкций и технологий в мостостроении и тоннелестроении, в частности: строительство пролетных строений из алюминиевых сплавов, из трубобетонных элементов с оболочкой из композиционных материалов, а также разработка свайно-эстакадных сооружений для условий Крайнего севера и вечномерзлых грунтов.


Будущее отрасли транспортного строительства в России должно быть связано с интенсивным инновационным развитием. Для отрасли транспортного строительства необходимо внедрять инновационные технологии на всех стадиях жизненного цикла транспортных сооружений – начиная с процесса проектирования, строительства и заканчивая стадией их эксплуатации. В МАДИ проведена актуализация учебных планов по строительному направлению, с учетом цифровой трансформации сферы дорожного хозяйства и на всех направлениях введены сквозные дисциплины по технологии информационного моделирования.


Внедрение инноваций в отрасли транспортного строительства на современном этапе необходимо для улучшения качества объектов транспортной инфраструктуры, повышения рациональности использования ресурсов, снижения стоимости и уменьшения негативного экологического воздействия. Результатом должно стать повышение технических и потребительских качеств транспортных сооружений, конкурентоспособности отрасли и увеличение срока службы транспортных сооружений.


В сложившихся экономических реалиях важность государственной поддержки отечественных производств как никогда актуальна. Необходимо использовать и развивать большой потенциал российских предприятий по производству новых материалов, конструкций и передовых технологий в транспортном строительстве, а также широко внедрять научные разработки в данной сфере.

 

- Наконец, когда же дороги перестанут ассоциироваться с одной из двух главных «бед» России? Реально ли нам приблизиться к европейскому уровню в обозримом будущем?


- Я думаю, что фразу классика зачастую вспоминают скорее по привычке, чем при наличии веских оснований. Не секрет, что за последние 10-15 лет состояние автомобильных дорог в РФ принципиально изменилось. В первую очередь это, безусловно, касается главных магистралей, федеральных автомобильных дорог. Важные изменения происходят и на региональной сети. На сегодняшний день проблемой является не отсутствие каких-то технологий, знаний, умений, а по-прежнему еще недостаток финансирования на работы, проводимые на региональных и муниципальных дорогах. По мере решения этой проблемы поводы обращаться к словам классика окончательно исчезнут.


Все материалы рубрики «Строительство»


Помогите нам стать эффективнее и доступнее, пройдя короткий опрос по ссылке



12.04.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости