Остались вопросы

Российской технике дадут дорогу

С 2025 года госконтракты на строительство дорог не смогут получать подрядчики с долей отечественной техники менее 30 %. Такое требование хочет установить Минтранс. Это поможет сократить объемы импорта и поддержать российских производителей, чьи мощности сегодня недозагружены.


Бюджетным стройкам – российская техника


Минтранс предложил установить с 2025 года порог по импортной технике для дорожных строителей, участвующих в госзакупках. К конкурсу не допустят компании, если в их собственности находится менее 30 % техники российского производства. Планируется, что эта доля ежегодно будет расти и к 2030 году достигнет 60 %. Такой шаг должен стать стимулом к импортозамещению в отрасли. Как пояснили в Ассоциации «Росспецмаш», которая принимала участие в разработке проекта, все целевые показатели были рассчитаны, исходя из текущего состояния парка дорожно-строительной техники (ДСТ), а также мощностей и инвестпроектов заводов-производителей.


«Уже сейчас доля отечественной ДСТ на рынке составляет около 30 %. Строительство дорог осуществляется за счет бюджетных средств, поэтому логично, что и техника должна быть отечественная. Инициатива в дальнейшем окажет позитивное влияние на экономику страны в целом», – отметили в Ассоциации.


Производители в неравных условиях


Сегодня доля иностранных машин в действующих парках дорожных компаний различается, у некоторых подрядчиков она доходит до 90 %. Кто-то выбирает исключительно российские или импортные машины, но чаще в парке дорожников есть и та, и другая техника. По данным Росспецмаша, доля импортной ДСТ на российском рынке в 2023 году составляет: по фронтальным погрузчикам – 94 %, асфальтосмесительным установкам – 91 %, экскаваторам – 81 %, автогрейдерам – 70 %, дорожным каткам – 65 %. Отечественные заводы не выпускают технику в сегментах, которые не являются массовыми (годовые объемы импорта по ним исчисляются десятками единиц), – например, бетоноукладчики, дорожные фрезы, ресайклеры и др.


За последние 20 лет на рынке создавались очень благоприятные условия для зарубежных брендов. Российские подрядчики привыкли к импортным машинам и иногда даже не знают, какие виды техники выпускаются внутри страны и какими производителями. Однако после введения санкций, когда импортная продукция стала менее доступной, дорожники начали внимательнее смотреть в сторону отечественной техники. Но чтобы стимулировать российское производство, необходимо выровнять для отечественных заводов условия конкуренции с иностранными игроками. Зарубежные компании, благодаря продуманной господдержке, могут реализовывать технику по себестоимости или даже ниже ее.


«Российские предприятия не могут рассчитывать на такое конкурентное преимущество из-за высоких налогов, дорогих и недоступных кредитов, роста цен на энергоносители, транспортировку, топливо и т. д., – комментируют в Росспецмаше. – Нужно создать условия, когда отечественные заводы смогут рассчитывать на такую же налоговую нагрузку, на такие же условия кредитования, на льготы и поддержку от государства, как их иностранные конкуренты. Тогда они смогут успешно конкурировать с импортом без программ субсидирования».


С уходом западных брендов из России на отечественный рынок тут же хлынула техника из КНР. Так, доля китайских машин за год выросла на 92 % – если в 2021 году она занимала 26 % рынка, то в 2022 году – уже 50 %. По итогам первого квартала 2023 года на продукцию из Поднебесной приходится уже 64 %. Объем импорта китайской техники в РФ в 2022 году увеличился на 96 % – до 174,4 млрд рублей. В целом объем импорта ДСТ в январе – апреле этого года вырос на 23 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.


При растущем объеме поставок импортной техники мощности российских производителей СДТ остаются недозагруженными. В то же время отечественные машины не уступают импортным аналогам по своей надежности и производительности, а также экономической эффективности, считают в Росспецмаше. «Чтобы не голословно оценивать качество российской и иностранной техники, необходимо проводить сравнительные испытания. Отечественные производители готовы к участию в таких мероприятиях. Такой же активной заинтересованности со стороны иностранных конкурентов не наблюдается», – подчеркивают в Ассоциации.


Миллиарды в развитие


Сегодня предприятия строительно-дорожного машиностроения вкладывают немалые средства в развитие, чтобы предложить рынку качественный и доступный продукт. Так, «ДСТ-Урал» в 2021–2023 гг. реализует инвестпроект по созданию новых видов машин: бульдозеров, погрузчиков, трубоукладчиков, стоимость которого оценивается в 3,3 млрд рублей. Также компания инвестирует 5 млрд рублей в производство комплектующих (проект рассчитан на 12 лет). «УралСпецТранс» до 2028 года вложит 1,6 млрд рублей в строительство новых производственных площадей с приобретением станков и оборудования. Около 200 млн рублей до 2027 года направит «Восток-Агро» в производство фронтальных погрузчиков. Крупные инвестиционные проекты реализуют Варгашинский завод ППСО, КЭМЗ, ЧЗСА и другие отечественные предприятия.


В профессиональном сообществе уверены – при условии защиты рынка от субсидируемого импорта, создании равных условий конкуренции с иностранными производителями, при системной и предсказуемой господдержке отечественные компании готовы заместить импорт по большинству сегментов. Предприятия обладают всеми компетенциями и оборудованием для создания востребованных рынком машин.


 

дороги.png



Все материалы рубрики «Строительство» 



31.07.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости