Остались вопросы

Мировое потребление электроэнергии будет расти за счет Африки, Азии, Китая и Индии

Около 85% дополнительного спроса на электроэнергию до 2026 года будет обеспечиваться за пределами стран с развитой экономикой.

 

Об этом говорится в новом ежегодном докладе Международного энергетического агентства «Электричество 2024. Анализ и прогноз до 2026 года». Самый существенный вклад внесут Африка, Юго-Восточная Азия, Китай и Индия.


Потребление электроэнергии на душу населения в Китае уже превысило данный показатель в ЕС и будет расти дальше. Индия в 2023 году показала 7% роста спроса на электроэнергию, и в течение следующих трех лет потребление электроэнергии в Индии достигнет уровня США.


На развитые экономики в 2024-2026 гг. будет приходиться только 15% роста мирового спроса.


Прогресс Азии особенно заметен по сравнению с ситуацией в Африке. В 1990 году среднее потребление электроэнергии на душу населения в Африке превысило потребление электроэнергии в Юго-Восточной Азии на 40% и в Индии на 65%. Однако с тех ситуация радикально изменилась. Юго-Восточная Азия обогнала Африку по потреблению электроэнергии на душу населения в 1995 году, а Индия достигла того же уровня в 2008 году. И наоборот, потребление электроэнергии на душу населения в Африке оставалось неизменным на протяжении более трех десятилетий, при этом данные 2023 года показывают, что оно вдвое меньше, чем в Индии, и на 70% − чем в Юго-Восточной Азии.


При этом Африка крайне неоднородна по экономическому развитию. Так, потребление электроэнергии на душу населения на африканском континенте в целом в 2023 году оценивается в 530 кВтч, тогда как в странах Африки к югу от Сахары, за исключением Южной Африки, оно составит в среднем около 190 кВтч − в 2,8 раза ниже.


Вследствие роста населения душевое потребление электроэнергии в Африке даже снизилось. МЭА прогнозирует, что потребление электроэнергии на душу населения в Африке восстановится до уровня 2010-2015 годов не раньше конца 2026 года.


Другим «больным» регионом мира, кроме Африки, является Евросоюз. С последовательным снижением спроса на электроэнергию в 2022 (-3,1%) и 2023 годах (-3,2%), спрос на электроэнергию в ЕС упал до уровня, который в последний раз наблюдался два десятилетия назад. Спад вызван, главным образом, снижением потребления в промышленном секторе на фоне общего экономического спада. МЭА прогнозирует, что при постепенном восстановлении промышленного сектора спрос на электроэнергию в ЕС вернется к уровню 2021 года самое раннее к 2026 году со среднегодовыми темпами роста в 2,3%. Причем драйвером роста выступит не столько промышленность, сколько электромобили, тепловые насосы и центры обработки данных, на долю которых в совокупности, как ожидается, придется половина общего прироста спроса. В ЕС, пишет МЭА, к 2026 году появится 9 миллионов новых электромобилей и 11 миллионов тепловых насосов, а потребление электроэнергии ЦОД в ЕС в 2026 году будет на 30% выше уровня 2023 года.


МЭА объясняет причину, по которой ЕС смог пережить 2022 год − косвенный импорт электроэнергии через импорт товарной массы. Согласно анализу агентства, в ЕС в 2022 году было импортировано более 160 ТВтч электроэнергии в виде энергоемких товаров (химической продукции, первичного алюминия, стали, бумажной массы и цемента), что соответствует 6% спроса ЕС на электроэнергию. Годовой рост такого импорта составил около 8%. Но промышленность все равно побежала из Европы, и в 2023 году косвенный импорт электроэнергии снизился на 4%, оставаясь, однако на 4% выше уровня 2021 года. Доля России в импорте сокращается, но она все равно остается в числе крупнейших экспортеров.


Весь объем дополнительной генерации до 2026 года, по оценкам МЭА, будет обеспечен за счет технологий с низким уровнем выбросов. МЭА ожидает, что в 2025 году ВИЭ будут генерировать более трети мировой электроэнергии, обогнав угольную генерацию. К концу 2026 года низкоуглеродные источники энергии – ВИЭ и атомная энергия – будут обеспечивать 46% мирового производства электроэнергии. А в глобальном масштабе низкоуглеродная генерация должна удовлетворить весь дополнительный рост спроса к 2026 году. Прогноз интересен тем, что, как видно на графике, что три года подряд (2021-23 гг.) доля угля в генерации росла, но с 2024 года эта доля, по мнению МЭА, обязательно начнет снижаться. МЭА виднее, как говорится.


Борьба с выбросами парниковых газов и перевод мировой экономики на тотальную электрификацию в целом буксует, признает МЭА. В 2015 году на долю электроэнергии приходилось 18% конечного потребления энергии, в 2023 году − 20%. Недостижимость «чистого нуля» косвенно признают даже «зеленые» европейские правительства. В Великобритании, например, Агентство по охране окружающей среды обновило свою дорожную карту net zero, отодвинув целевую дату с 2030 года на период между 2045 и 2050 годами.


В заключение доклада МЭА предлагает обобщенные данные по потреблению электроэнергии в региональном разрезе. Агентство предлагает поверить, что после двух лет падения спроса на электроэнергию в Евросоюзе в последующие три года потребление энергии в регионе будет расти на 2,3% в год. В США прогнозируется минимальный рост − 1,5%. Зато Африка и Юго-Восточная Азия с Китаем покажут в 2024-26 гг. рост выше мирового уровня в 3,4% − соответственно 4,4%, 4,6% и 4,9%.


Структура мировой электрогенерации по прогнозу МЭА заметно изменится только в сегменте ВИЭ. В 2023-2026 гг. прогнозируется рост ВИЭ-генерации на 10,7% в год. Этот рост в 2,2 раза превышает показатель 2023 года, когда годовой рост сократился до 4,8% с 7,9% в 2022 году.


***

Комментарий ИРТТЭК. Наиболее сомнительным моментом в прогнозе МЭА является значительный рост ВИЭ-генерации − на 10,7% ежегодно в 2024-26 гг. Случившиеся в 2023 году громкие случаи разрыва контрактов на строительство оффшорных ветростанций и миллиардные убытки ветроэнергетических компаний показали реальную цену ветрогенерации, которая на сегодня гораздо выше газовой, угольной и атомной. Сейчас бум строительства мощностей по экспорту СПГ в США и на Ближнем Востоке дополняется бумом строительства газовой генерации. Во всем мире строятся 134 ГВт газовых электростанций, что лишь незначительно меньше, чем вся национальная энергосистема Бразилии (150 ГВт) и чем было построено за последние пять лет. Если же добавить разрешенные, профинансированные и объявленные газовые электростанции, то их мощность составит еще 416 ГВт.


Также сомнителен масштабный отказ от угольной генерации. Во всем мире, кроме США и Ближнего Востока, угольная генерация примерно вдвое дешевле всех остальных.


Так что, скорее всего, в развивающихся странах мы увидим быстрый рост газовой и угольной генерации и медленный рост атомной генерации вследствие ее больших начальных вложений, длительных сроков строительства и высоких требований к оборудованию, топливу и квалификации сотрудников. На дорогие ВИЭ у развивающихся стран, кроме Китая, лишних денег нет.

 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»


19.02.2024

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости