Остались вопросы

Нефть: между дефицитом и профицитом

В 2022 год рынок нефти вступает в состоянии подавляющей неопределенности.

 

Близкий к нефти рынок СПГ демонстрирует ценовые чудеса: Европа ценой январских поставок с хаба TTF на уровне $1800 за тысячу кубометров с текущими подскоками до $2300 перебивает спрос на азиатском JKM в $1600, в то время как на внутреннем рынке США газ на Nymex стоит $136, а «Газпром» продает Европе газ дешевле $300. Стоит погадать, возможны ли такие качели на рынке нефти.


Аналитики пока не склонны предрекать особые катаклизмы на рынке. МЭА 2 декабря понизило свои прогнозы рынка на 2021 и 2022 годы на незначительные 100 тыс. барр./с. В 2021 году агентство оценивает спрос в 96,4 млн барр./с., в 2022 году – 99,7 млн барр./с.


EIA сократила оценку спроса в 2022 году на 500 тыс. барр./с до 100,4 млн барр./с., оговорив возможность при необходимости пересмотреть прогноз.


ОПЕК сохранила свои оценки спроса в 2021 и 2022 годах на уровне 97,7 млн барр./с. и 100,6 млн барр./с. соответственно. На встрече 2 декабря ОПЕК+ провозгласила приверженность принятому в апреле плану постепенного повышения добычи. В декабре квоты были увеличены на 400 тыс. барр./с. с обещанием добавить еще 400 тыс. барр./с. в январе 2022 года.


Рынок не среагировал на продажу 50 млн барр. из стратегического нефтяного резерва США, что эквивалентно 12 часам мирового спроса.


Вроде бы ничего не предвещает резких скачков цены, но ведь и на рынке СПГ никто не ожидал шести-семикратного роста цен. Оно оказалось настолько неожиданным, что появились конспирологические гипотезы о целенаправленном управлении рынком СПГ в Европе с целью заставить власти европейских государств, бизнес и население смириться с необходимостью резко ускорить строительство ветряков и солнечных станций как альтернативы с наименьшим злом.


Со стороны предложения нефти наблюдаются некоторые сложности. Российские компании испытывают трудности с восстановлением добычи с остановленных скважин, имеются проблемы и у Кувейта, Нигерии, Анголы. Национальная нефтяная компания Ливии NOC 20 декабря объявила форс-мажор на экспорт нефти из-за остановки добычи на четырех месторождениях – противостоящие в стране силы опять не поделили доходы от экспорта. Проблемы в Ливии усугубят вызывающее определенную тревогу недопроизводство ОПЕК+ по отношению к заявленным объемам – на ноябрь группа согласно графику могла бы произвести на 700 тыс. барр./с. больше, чем было реально добыто. Связано это с ограничениями добычи или недостатком спроса, пока не до конца ясно.


Место ОПЕК+ на рынке может занять Иран, который объявил о намерении к марту 2022 году поднять добычу до 4-5 млн барр./с., которые страна добывала до ужесточения санкций в 2018 году. В бюджете страны на следующий год запланирована продажа нефти за рубеж в размере минимум 1,2 млн барр./с. по сравнению с оценками порядка 600 тыс. барр./с. в среднем на текущий год.


Компании в Венесуэле в ноябре отправляли на экспорт более полумиллиона баррелей в сутки, а в начале декабря якобы вышел на пик в 908 тыс. барр./с.


Ожидается рост добычи в несколько сотен баррелей в сутки совокупно с месторождений в Бразилии, Гайане и Аргентине.


1.jpg

Упрямо растет число скважин на нефть в США, добыча газа также показывает рост.

2.jpg

Управление по энергетической информации (EIA) Минэнерго США прогнозирует добычу нефти в США в 2021 году в 11,1 млн барр./с., в 2022 году – 11,9 млн барр./с.


Стоит вспомнить, что в конце 2019 – начале 2020 гг. добыча нефти в США приближалась к 13 млн барр./с., а когда она катастрофически упала к апрелю WSJ писала: «Вероятнее всего, пройдут годы, прежде чем они [нефтяники] вновь достигнут того же уровня, если это вообще когда-нибудь произойдет». Вследствие 45-процентного падения инвестиций прогнозировалось «падение объемов добычи нефти в США до 9 млн барр./с. к середине 2021 года». Аналитики ошиблись всего на 2 млн барр./с.


В 2022 году капитальные инвестиции в сланец вырастут на 20%, до 88,4 млрд долларов, прогнозирует Rystad Energy. Сфокусироваться на Permian планируют гиганты в лице Exxon Mobil и Chevron. Последняя инвестирует в добычу в бассейне 3 млрд долларов – пятую часть всей своей инвестпрограммы.


Когда речь идет о спросе на нефть, все смотрят на Китай, а оттуда приходят тревожные вести. Согласно оценкам консультантов FGE, цитируемым Bloomberg, китайский импорт в марте 2022 года составит около 10,7 млн барр./с. Это примерно на 1 млн барр./с. ниже, чем импорт сырой нефти в марте текущего года. Спрос на нефть в Китае уже сократился в октябре.



3.jpg


Источник: https://www.oilandgas360.com/chinas-iran-oil-purchases-rebound-on-lower-prices-fresh-quotas/?goal=0_d4943fe35f-e46e7e1ae4-27542773

 

Возможно, предсказывая сокращение потребления нефти, аналитики FGE учли спад в строительной отрасли Китая, которая в текущем году формирует 28% ВВП. С ней связывают падение спроса на сталь на 4,7% в нынешнем году и на 0,7% в следующем (прогноз китайской консалтинговой компании Fitch Solutions). Не исключено вмешательство в спрос на нефть штамма коронавируса Omicron. Противоречивые сведения о его то ли большей заразности, то ли меньшей опасности, накладываются на еще более противоречивые данные о числе заболевших, позволяя правительствам вводить новые ограничения.


По оценке Rystad Energy из-за новый вспышки заболевания спрос на нефть может упасть с ранее ожидаемых 99,1 млн барр./с. до 97,8 млн баррелей в сутки только в декабре 2021 года – падение на 1,3 млн барр./с. В январе 2022 года рынок может потерять еще 4,2 млн барр./с. и опустить до уровня 94,2 млн барр./с., что выглядит чересчур пессимистично.


При условии умеренного влияния омикрона на мировую экономику МЭА прогнозирует профицит нефти уже в последнем месяце 2021 года. Дальше этот разрыв будет только нарастать, предполагает агентство. В первом квартале 2022 года избыток предложения нефти достигнет 1,7 млн баррелей в сутки, а во втором – 2 млн, причина – резкий рост добычи в странах, не входящих в картель ОПЕК+: Канаде, Бразилии, США. Новых производственных рекордов в следующем году достигнут Россия и Саудовская Аравия, считают в МЭА.


С такой оценкой не согласны аналитики Glenloch Energy (GE). Они допускают, что рынок будет находиться в 2022 году в небольшом профиците, причем большой профицит в первой половине года в значительной степени компенсируется дефицитом во втором полугодии. Оценки мировых агентств роста добычи в США в GE считают чересчур оптимистичными: нефтяники США не добавят в следующем году сильно больше 200 тыс. барр./с., далее дефицит будет только нарастать.

 

Прогноз рынка нефти Glenloch Energy


4.jpg

Профицит с 4 квартала 2021 года по 2 квартал 2023 года обещает аналитическое агентство KAPSARC, далее на рынке обнаружится дефицит предложения.


5.jpg

Источник: KAPSARC Oil Market Outlook

 

Goldman Sachs прогнозирует новый максимум спроса на нефть в 2022-2023 годах и цены до 100-110 $/барр. По мнению банка, рост цены будет связан с ростом затраты на добычу и инфляцией, а также с возможным дефицитом предложения.


По мнению аналитиков EIA, такого роста не будет, цена снизится в 2022 году – до 67 $/барр. к 4 кварталу. Похожие цифры показывают форвардные контракты и большинство аналитических агентств.


И все же чрезвычайные обстоятельства не исключены, что хорошо иллюстрирует график EIA с ценами на WTI на NYMEX. Агентство на основании своей информации допускает разброс цен к концу 2022 года от 25 до 160 $/барр. Рынку надо быть готовым к любому повороту событий.


 

6.jpg


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)



Все материалы рубрики  «Нефть и газ» в Телеграме 




08.01.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости