Остались вопросы

Нефтянка vs экономика

Дмитрий КОПТЕВ, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)


Спасение российских нефтяных компаний от последствий глобального падения спроса становится поистине общенародным делом. Принятые и обсуждаемые в последнее время решения свидетельствуют, что правительство стало с гораздо большим вниманием прислушиваться к доводам нефтяного лобби, чем это было в более благополучные времена. Забота о нефтянке понятна: доля нефтегазовых доходов в бюджете снижается, но по-прежнему составляет более трети. Однако важно, чтобы нефтяная отрасль не заслоняла в глазах лиц, принимающих решения, всю остальную экономику. Для начала было бы неплохо, чтобы они хотя бы перестали отождествлять нефтянку исключительно с добычей и продажей сырья.


Решение запретить с 1 июня импорт нефтепродуктов в Россию стало лишь одной из череды мер, явно направленных на поддержку нефтяных компаний за счёт остальной экономики. Оно перекрывает возможность поставки дешёвого топлива из Белоруссии, которая, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, позволила остановить рост цен на оптовом рынке и найти баланс спроса и предложения.


Ранее нефтепереработчикам снизили нормативы биржевой торговли нефтепродуктами. Это дало возможность создать дисбаланс спроса и предложения на торгах и привело к росту оптовых цен. Сейчас обсуждается вопрос переноса точки уплаты топливного акциза с НПЗ на автозаправочные станции. Нефтяникам экономия, розничным продавцам – убыток.


Из той же серии – поручение правительству рассмотреть вопрос о включении в список системообразующих предприятий нефтесервисных компаний с годовой выручкой не менее 1 млрд рублей. Это, во-первых, выдаёт в авторах людей, слабо знакомых с нефтесервисной отраслью – компании с такой выручкой там можно пересчитать по пальцам. А во-вторых, показывает их приоритеты – все эти компании занимаются бурением, то есть, с точки зрения стороннего наблюдателя, являются главными участниками процесса прироста добычи. Проектные и инжиниринговые организации, предприятия, занимающиеся повышением нефтеотдачи, и многие другие выпали из поля зрения и остались за бортом. Между тем их роль для будущего нефтяной отрасли ничуть не менее важна. Недаром эксперты призывают признать системообразующими все предприятия нефтесервисной отрасли, независимо от их размера.


Приоритетная забота государства о нефтяной отрасли понятна. Она сильнее большинства остальных пострадала от коронакризиса, но при этом продолжает приносить значительную часть доходов бюджета (план на 2020 год – 36,7%). Сохраняющаяся зависимость России от нефтегазовых доходов привела к тому, что ни компании, ни власти оказались не готовыми к резкой смене ситуации в мировой экономике из-за коронавируса, пишет в своей статье на Carnegie.ru президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Нефтяники пустили в ход все свои лоббистские возможности, а государство стало особенно внимательно прислушиваться к их доводам.


С одной стороны, нефтяная промышленность действительно нуждается в поддержке, чтобы пережить трудные времена с минимальными потерями. С другой – хотелось бы, чтобы эта поддержка не оборачивалась простым перераспределением в пользу нефтяников прибыли от других секторов экономики, которые не получают сверхдоходов от высоких цен на нефть, но должны делить с нефтянкой трудности, когда цены падают. В конечном итоге единственными бенефициарами такого подхода будут частные акционеры нефтяных компаний, поддержка которых вряд ли входит в планы государства.


28.05.2020




Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости