Остались вопросы

«Отвечать за аварии в компаниях должны не экологи, а руководители»


Станислав МЕЩЕРЯКОВ, заведующий кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, д.т.н., профессор



Предложение Росприроднадзора о дисквалификации глав компаний за нефтеразливы – это вынужденная мера. За последние два года мы стали очевидцами трех аварий с очень крупным ущербом для экологии, и если не принять серьезных шагов, это может стать тенденцией. Наверняка мнения по поводу инициативы разделятся – одни поддержат, другие будут против: все-таки нефтяные компании обеспечивают львиную долю бюджета страны, и как тут уволишь руководителя? Однако оставлять без внимания этот вопрос уже невозможно.

Конечно, не всегда причина аварии – человеческий фактор. Но важно понимать возможные угрозы и стремиться их предотвратить.  А сделать это можно только при своевременной диагностике оборудования, строгом контроле его состояния. Статистика неумолима: у нас регулярно происходят порывы как на промысловых, так и на магистральных трубопроводах. Причин может быть очень много, и, конечно, всего не предусмотришь, но следить нужно более тщательно – и руководитель в первую очередь должен быть в курсе состояния и возможных проблем на каждом объекте. Если нефть разлилась из-за того, что резервуары проржавели или труба износилась – это самая банальная халатность и равнодушие. Да, нельзя исключать природные катаклизмы или тот же производственный брак оборудования, но для этого как раз и нужно усиливать службу эксплуатации в компаниях, делать упор на профилактику.


Наши начальники привыкли действовать по стандарту – вот есть обязанность проводить проверку раз в год, и никто не будет делать это чаще. Плюс – все еще недостаточный уровень цифровизации в отрасли. Ведь можно, грубо говоря, обвешать объект датчиками и только следить за показаниями. Если какая неполадка – машина сразу предупредит. Вероятно, в период пандемии, когда многие ушли на «удаленку»,  контроль снизился, потому что не всегда удается уследить за всеми процессами дистанционно.


Не секрет, что падает и уровень компетентности специалистов, пришедших сегодня к руководству – первого, второго звена. К тому же раньше люди более ответственно относились к своим обязанностям, а сейчас процветает равнодушие. Если же происходит ЧП, всегда находится «стрелочник», на которого можно переложить вину за происшествие, – эколог, электрик и т. д. Но если при этом все руководители остаются на своих местах, значит, подход к глобальному контролю экологической безопасности в компании не изменится, трагедии будут повторяться снова и снова. Поэтому решение о дисквалификации глав компаний – правильное, хотя механизм пока не ясен. Действенным может стать и наказание рублем лично руководителя, а не организации.


Серьезной проблемой является плохая подготовленность предприятий к чрезвычайным ситуациям. Они знают, что сначала приедет МЧС и устранит первые последствия, но как действовать дальше? Как  и чем убирать загрязнение, сколько и какого нужно оборудования, кто будет перерабатывать собранные отходы и т. д. Такой четкой выстроенной системы действий – с анализом  конечного результата – в компаниях нет.


Руководитель должен четко понимать: что и когда может случиться на каком объекте, и если случится, то по какими причинам и как на это реагировать, как организовать работу по ликвидации, чтобы начать ее даже раньше спасателей. Все объекты должны быть оснащены экологическими «аптечками» и обеспечены  необходимыми объемами нужных веществ, а  не мешочком адсорбента.


Но наши предприятия сегодня не готовы к тому, чтобы в случае аварии качественно устранить ее последствия для экологии. Разные фирмы предлагают отдельные продукты, а не общую технологию ликвидации. Очень мало ответственных организаций, которые могут убрать нефтеразлив «под экологический ноль» – на воде, на берегу, на дне, без последствий для флоры, фауны, птиц и т. д. Есть отдельные методы, но нет действующего набора технологий – последовательной цепочки действий для достижения цели полной ликвидации ущерба. Каждый хочет быстро продать адсорбент или какое-то оборудование и ни за что при этом не отвечать.


Конкурсная система отбора подрядчиков, которые обеспечат этот экологический ноль, тоже не способствует успеху.  К работам допускают не того, кто более компетентен, а того, кто предложит меньшую цену за свои услуги. А каким будет качество этих услуг – уже большой вопрос. Зачастую такой «победитель» не знает, что от него требуется и как это сделать. Поэтому мы в рабочей группе Росприроднадзора выступаем за то, чтобы отменить госзакупки в сфере ликвидации экологических аварий и определиться со стоимостью переработки одной единицы нефтяных отходов. 






17.08.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости