Остались вопросы

Пик нефти будет, но неизвестно когда

Сергей ВОРОБЬЕВ, директор Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)



Меры по смягчению последствий изменения климата приближают пиковый спрос на нефть, сообщили агентству Reuters нынешние и бывшие официальные лица ОПЕК. «ОПЕК + столкнется с серьезной проблемой – как справиться с сокращением спроса, а также с растущим давлением в сторону снижения цен из-за избыточного предложения», – сказал Рейтер Чакиб Хелил, бывший министр нефти Алжира и дважды президент ОПЕК.


После десятилетий утверждений о росте спроса на нефть в прошлом году ОПЕК признала, что он выйдет на плато, но не раньше конца 2030-х годов. Однако теперь официальные лица заявляют, что после пандемии COVID-19 пик может наступить раньше. «Это может произойти в течение следующих десяти-двадцати лет, учитывая нынешнюю тенденцию использования возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления основных стран-потребителей», – сказал Хелил.


«Спрос может достигнуть пика в течение десятилетия, но, возможно, позже», – говорит Хасан Кабазард, руководитель отдела исследований ОПЕК с 2006 по 2013 год. «Структура энергопотребления изменится, в какой-то момент в 2030-х годах будет пиковый спрос на нефть, когда начнут действовать требования о поэтапном отказе от двигателей внутреннего сгорания», – заявил он.


«Спрос на нефть может достигнуть пика довольно рано, даже в середине 2020-х годов или раньше», – сказал Reuters высокопоставленный чиновник государственной нефтяной компании-члена ОПЕК, который отказался назвать свое имя.

 

Кроме времени наступления пика спроса принципиальный вопрос – как будут вести себя страны-производители.


Производители с низкими издержками, такие как Саудовская Аравия и остальные страны, Персидского залива приложат все усилия, чтобы увеличить свою долю на рынке. Более мелкие и международные нефтяные компании и страны с более дорогой нефтедобычей действительно пострадают, говорят близкие к ОПЕК эксперты. Воздействие на спрос может спровоцировать конкуренцию за долю на рынке и положить конец их совместной работе над политикой поставок, считают нынешние и бывшие должностные лица ОПЕК. Со временем они ожидают усиления соперничества, и, соответственно, падения рыночной цены нефти.


«Пик спроса на нефть представит новую форму конкуренции между производителями нефти даже в рамках ОПЕК», – заявил Самуэль Чишук, основавший ELS Analysis, ранее работавший в Энергетическом агентстве Швеции. «Такие страны как Ливия и Алжир много экспортируют в Европу, и Европа, возможно, увидела пик спроса или увидит его в ближайшие несколько лет. Но крупные производители Персидского залива более склонны к Азии, поэтому они не будут так быстро поставлены перед фактом пикового спроса на нефть», – считает Чишук. В то же время, говорят эксперты, увеличение доли ОПЕК на сокращающемся рынке нефти не будет долгосрочным преимуществом для стран-членов, если мировой спрос на нефть неуклонно снижается.


Официальная прогноз ОПЕК ожидается в конце сентября, когда группа опубликует свой прогноз World Oil Outlook на 2021 год.


Различные компании и агентства предлагают свои прогнозы спроса на нефть.


В марте текущего года «ЛУКОЙЛ» представил четыре сценария мирового энергетического развития; «Эволюция» («консервативный» — предполагает выполнение странами уже принятых климатических обязательств, а также возврат США в Парижское соглашение по климату), «2 градуса Цельсия», «Равновесие» и «Трансформация». Последние три сценария предполагают, что мировая экономика будет меняться так, что позволит удержать рост глобальной температуры в диапазоне от 1,5 до 2 градусов Цельсия. Сценарий «Трансформация» (1,5 градуса) предполагает радикальные изменения в мировой энергетике и промышленности.


«Все проработанные нами сценарии предполагают существенное увеличение доли возобновляемых источников энергии, перерабатываемого пластика, ускоренную электрификацию транспорта», – говорит Вагит Алекперов.


«ЛУКОЙЛ» прогнозирует пик (максимум) потребления жидких углеводородов в период с 2025 по 2035 год – в зависимости от сценария.


Доля электромобилей в продажах новых легковых машин в сценариях «Трансформация» и «Равновесие» вырастет с 2% в 2019 году до 92% в 2050 году, в сценарии «Эволюция» — до 61%, «2 градуса Цельсия» — до 83%.


Сценарии «ЛУКОЙЛа»





BP в своём Energy Outlook 2020 в двух из трёх сценариях — Rapid Transition и Net Zero — предполагает, что пик потребления нефти уже был достигнут в 2019 году. В сценарии BAU от BP пик нефти будет достигнут примерно в 2025 году.

Goldman Sachs помещает пик спрос на нефть на 2026 год. «Государственная политика, направленная на повышение эффективности и снижение выбросов, в наибольшей степени повлияет на спрос в сегменте автотранспорта. Нефтехимия станет новой базовой нагрузкой для спроса на нефть, движимой экономическим ростом и ростом потребления, особенно на развивающихся рынках» – отмечают в отчете аналитики Goldman.


Однако некоторые нефтяные аналитики смотрят в будущее с большим оптимизмом, как по спросу, та и по цене нефти.


Согласно оценке Wood Mackenzie, разрыв между прогнозируемым в 2030 г. спросом и предложением может составить 20 млн б/с. Увеличение спроса в период 2022-2030 гг. при этом составит 7 млн б/с, а поставки нефти крупными странами-производителями за тот же период при отсутствии новых проектов могут сократиться на 13 млн б/с за счет естественного снижения выработки на зрелых месторождениях США, Китая, России и Норвегии.


Дефицит частично покроют страны, не входящие в ОПЕК. В частности, около 16 млн б/с будут обеспечены разработкой запасов на действующих месторождениях и проектами, расположенных в 48 штатах США. Цена Brent при этом может вырасти к 2030 году до $80/барр.


Дефицит предложения в 2030 году (левая шкала) и безубыточная цена добычи на новых месторождениях для его покрытия




Пока ни одно действующее месторождение нефти не остановлено из опасения снижения спроса, наоборот, компании инвестируют в новые проекты добычи. Принципиальное значение для спроса будет иметь политика центральных банков: если они будут продолжать печатать деньги, их может хватить на развертывание ВИЭ, водород, улавливание СО2, электромобили, сети зарядных станций, вторичную переработку пластиков и прочие меры, сокращающие спрос на нефть. Если монетарное безумие остановится, «зеленые» иллюзии останутся иллюзиями, а нефть по-прежнему будет двигать автомобили, поезда, самолеты и суда.


Больше материалов рубрики «Нефть и газ»






07.09.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости