Транспортно-логистическое обеспечение нефтегазового комплекса: основные особенности

Юрий КИЧИГИН, председатель совета директоров компании АО «ВНОГ» (WNOG, JSC)


В результате развития информационных технологий и цифровизации бизнеса роль логистики сильно возросла в различных отраслях промышленности. Теперь задачи по логистике подняты на самый высокий уровень в организационных структурах многих компаний. В каждом секторе экономики и на каждом предприятии вопросы эффективной и бесперебойной работы цепочек поставок приобретают все более важное стратегическое значение.

 

Совет профессионалов по управлению цепочками поставок (counsel of supply chain management professionals – CSCMP), базирующийся в Соединенных Штатах, определяет логистику как часть управления цепочками поставок, которая планирует, внедряет и контролирует эффективный, действенный поток и хранения грузов, услуг и связанной с ними информации между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью соответствия требованиям клиента.

 

В своей книге «Развитие контрактной логистики в нефтегазовом секторе через цифровую трансформацию», которая вышла в прошлом году, я отмечал, что в различных отраслях промышленности логистика имеет свои отличительные особенности. Существует авиационная, автомобильная, строительная логистика, логистика моды и здравоохранения и другие. Даже в нефтегазовой отрасли услуги по логистике в секторах upstream, midstream и downstream сильно отличаются друг от друга.

 

Для upstream характерна международная логистика, мобилизация буровых установок и перевозки большого количества и широкого наименования грузов (свыше 100.000 SKU – stock keeping unit) между различными локациями, для сектора midstream безопасная перевозка нефти на огромные расстояния, для downstream международные и местные перевозки проектных грузов, перевозки опасных грузов и дистрибуция неопасных товаров, произведенных из нефти.

 

Чтобы успешно развивать логистику в компаниях необходимо понимать особенности логистических операций и функций в определенных отраслях промышленности.

 

Существуют общие правила перевозок и хранения грузов, но знание особенностей отрасли позволяют профессионально подходить к сокращению расходов на логистические и транспортные операции, обеспечивая безопасные, эффективные и устойчивые цепочки поставок.

 

Какие существуют основные особенности в транспортно-логистическом обеспечении нефтегазового комплекса?

 

Первой и главной особенностью является соблюдение безопасности и охраны окружающей среды. После ряда произошедших серьезных аварий в мире работа нефтяных компаний, как самих, так и их подрядчиков немыслима без соблюдения строгих требований в области безопасности и охраны окружающей среды. Только в России по информации Ростехнадзора от 22 апреля 2021 в 2020 году произошло 44 аварии в НГК (http://www.gosnadzor.ru/news/64/3669/). Поэтому любой логистический и транспортной подрядчик, работающий в нефтегазовом секторе, должен иметь программу безопасности при оказании услуг нефтяным и газовым компаниям. Нефтяные компании имеют свои требования выполнения работ на месторождениях, в результате устанавливают свои дополнительные правила безопасности для логистических и транспортных операций, мест погрузки и выгрузки грузов и на территориях перемещения и комплектации материалов. Логистическим и транспортным подрядчикам необходимо их изучить и строго выполнять при оказании услуг.

 

Второй особенностью является произведение транспортно-логистических работ в труднодоступных и удаленных местах и суровых климатических условиях. Как вы знаете, месторождения ищут и осваивают там, где практически нет никакой инфраструктуры. Поэтому это сильно усложняет и удорожает перевозки материалов и снабжения. Часто машины, которые доставляют грузы на склады и месторождения нефтегазовых компаний, используются неэффективно, так как возвращаются пустыми с мест выгрузки и имеют большое количество порожних пробегов. В результате эффективная логистика является наиболее востребованной услугой для нефтяных и газовых компаний при доставке грузов.

 

Третья особенность – это выполнение перевозок большого количества материалов в период зимнего и летнего завоза. В конце декабря – начале апреля по зимним дорогам, а во время летней навигации, с июня по сентябрь - на баржах. Периоды могут варьироваться из-за погодных условий. Очень часто происходит, что в конце зимника, когда он начинает таить, стоимость на перевозки взлетает в несколько раз, так как все спешат доставить груз до наступления оттепели. А в летний период, во время засухи, когда реки начинают мелеть, баржи используются с недогрузом, чтобы уменьшить осадку и не сесть на мель. Планирование, контроль и своевременное реагирование на непредвиденные ситуации являются главной задачей транспортно-логистических операций в период этих массовых завозов грузов.

 

Четвертой важной особенностью является наличие комплексных/сложных цепочек поставок (много поставщиков, широкое наименования товаров, много мест получения грузов, цепочки поставок непрозрачные). Компании, которые полагались на своих поставщиков и не контролировали цепочки поставок, не смогли получить товары в срок или быстро найти новые источники, пострадали больше всего в период пандемии.


Поэтому использование инновационных и цифровых цепочек поставок является основным направлением повышения их эффективности и прозрачности в нефтегазовом секторе. Контрактная логистика решает многие задачи для нефтяных и нефтесервисных компаний.

 

Чтобы логистический и транспортной подрядчик быстрее интегрировался в цепочки поставок нефтяных и газовых компаний, обеспечивая надежность и прозрачность своих услуг, ему необходимо знать основные особенности транспортно-логистического обеспечения грузов в нефтегазовом комплексе и эффективно использовать их в работе.







19.07.2021

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости