Остались вопросы

Успехи и трудности импортозамещения в нефтегазе



Александр ТАСКАЕВ, директор департамента интеллектуальных систем автоматизации компании САТЕЛ.

 

Ключевым драйвером импортозамещения является господдержка, однако некоторые направления еще не получили должного внимания.

 

 - Цифровизация в нефтегазовой отрасли сейчас ориентирована на увеличение доли отечественных технологий на предприятиях для замены зарубежного оборудования и решений, комплектующих и расходных материалов, которые критически важны для функционирования производственных систем. Учитывая, что в условиях текущей геополитической ситуации основные игроки российского нефтегазового рынка приняли решение продолжать свои инвестиционные проекты в полном объеме, переход на отечественную технологическую базу способен оградить отрасль от негативных последствий в работе предприятий.


Ключевым драйвером импортозамещения выступает государственная поддержка, в виде экономических послаблений для добывающих компаний, финансирования научно-конструкторских разработок и координации исследовательской деятельности бизнеса. Первые серьезные меры по импортозамещению были приняты еще в 2014 году, когда был впервые ограничен импорт нефтегазового оборудования. Были созданы межведомственная рабочая группа и научно-координационный совет, которые играли ведущую роль в реализации наукоемких проектов по разработкам новых для отечественной промышленности видов оборудования, разворачиванию новых производственных площадок и модернизации действующих. За счет суммарного объема инвестиций в размере 315 млрд рублей за период с 2015 по 2021 годы отрасли удалось снизить показатель импортозависимости от 60 до 40%, а также освоить более 140 видов оборудования.


В последние годы господдержка по направлению снижения экономической нагрузки на компании реализовывалась со стороны Минпромторга. Одна из программ предусматривает компенсации выплат процентов по кредитам, что позволяет бизнесу получить финансирование по ставке 1-3% и перевести высвободившиеся средства в проекты по импортозамещению.


Учитывая, что на очередном витке санкций российская нефтегазовая отрасль недосчиталась поставок ряда критически важных видов оборудования, а дальнейшее сотрудничество с мировыми нефтесервисными компаниями находится под вопросом, государство активизировало усилия по координации действий компаний по разработке новых решений. По 18 отраслевым направлениям сформированы рабочие группы с участием представителей крупнейших добывающих компаний. Специалисты совместно готовят ТЗ на различные виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Одной из наиболее острых проблем является сильная нехватка грузовой техники в северном исполнении, которая позволяет проводить операции с многотонными грузами, например, трубами, при экстремально низких температурах.


Отдельным направлением в процессе импортозамещения является необходимость стандартизации — переход от внутренних корпоративных стандартов к единой нормативно-технической документации и требованиям к оборудованию на национальном уровне. Профессиональное сообщество отмечает, что разобщенность в разработках новых технологических решений (нередки случаи, когда различные территориальные подразделения одной компании пытаются независимо друг от друга решить одну задачу) только затягивает срок их создания. Также эксперты отрасли призывают государство вмешаться в регулирование спроса, сделать его более консолидированным, чтобы созданные общими усилиями решения были востребованы.

 


Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



20.09.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости