Остались вопросы

Как увеличить стоимость госконтракта в связи с ростом цен на строительные ресурсы?


Юрий Лавров, кандидат юридических наук, ректор ЧОУ ДПО Университет «Кластер»



Существенный рост цен на строительные ресурсы, отмеченный в 2021 году, привел к удорожанию некоторых материалов в 2–3 раза. Такая ситуация на товарных рынках поставила под вопрос исполнимость государственных и муниципальных контрактов, имеющих в качестве своего предмета строительные работы.


Договорные отношения заказчиков и подрядчиков в этой сфере регулируются нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), который содержит довольно строгие правила о порядке исполнения контрактов. В частности, закон перечисляет закрытый список оснований для пересмотра сторонами его условий. На момент возникновения обсуждаемой проблемы законодательство о контрактной системе попросту не содержало оснований для внесения изменений в контракт, обусловленных таким удорожанием строительных материалов.


При этом юридические последствия неисполнения контракта подрядчиком для ведения им дальнейшей хозяйственной деятельности имеют крайне неблагоприятный характер: исполнителю контракта грозит перспектива включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП). Данная мера предусмотрена ст. 95 и 104 Закона о контрактной системе и заключается в почти полном запрете на участие в государственных и муниципальных закупках на срок два года. Другой способ выхода из ситуации – исполнение контракта «в минус», что может привести к невозможности обеспечить финансовые обязательства перед другими контрагентами, выплатить заработную плату и т. п. Надо сказать, что оба сценария могут привести к банкротству компании.


Для того, чтобы хоть как-то нивелировать последствия роста цен на строительные материалы, Правительство РФ выработало механизм, который был оформлен Постановлением от 9 августа 2021 г. № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1315) и позволил сторонам контракта увеличить его стоимость в пределах 30 % от цены контракта. Кроме того, были внесены корректировки в Постановление Правительства РФ 19 декабря 2013 г. № 1186 «Об установлении размера цены контракта, предельного размера цены контракта, при которых или при превышении которых существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» (далее – Постановление № 1186).


Итак, каков порядок внесения в контракт изменений, обусловленных ростом цен на строительные материалы? Для начала необходимо определиться – подпадает ли наш случай под основания изменения контракта, которые установлены законодательством? Правовая основа редактирования условий контракта в этой связи содержится в п. 8 ч. 1
ст. 95 Закона о контрактной системе и состоит из ряда требований:


1) срок контракта – не менее одного года;

2) в качестве предмета выступают работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;

3) цена контракта составляет или превышает 100 млн рублей (для контрактов, заключенных до 1 июля 2021 г. – 1 млн рублей) согласно п. 1 (1) Постановления № 1186;

4) возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию (именно к этому пункту относится рост цен на строительные ресурсы);

5) наличие письменного обоснования изменений на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (в зависимости от тех нужд, для обеспечения которых заключен контракт);

6) такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 % и будет осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств.


Важно подчеркнуть, что все перечисленные обстоятельства должны присутствовать в совокупности для внесения изменений в контракт.


Как мы видим, несмотря на шаг государства в сторону послаблений для участников строительного рынка, пострадавших от существенного скачка цен на материалы, представленным механизмом смогут воспользоваться далеко не все, а оперативность внесения изменений вызывает сомнения.


Во-первых, принятые нормативные правовые акты обходят стороной контракты, заключенные на срок до одного года, которых в закупочной практике заказчиков строительных работ великое множество. Сюда можно отнести и цену контракта: если для контрактов, заключенных до 1 июля 2021 г., она установлена в 1 млн рублей, то после этой даты – 100 млн рублей. Для преобладающего большинства государственных и муниципальных заказчиков – суммы заоблачные.


Во-вторых, что могут решить 30 % цены контракта при удорожании строительных ресурсов в два раза? Ответ очевиден, что такого процентного предела недостаточно. Справедливости ради следует отметить: более высокие пределы могли бы пошатнуть всю бюджетную систему страны.


В-третьих, внесение изменений в контракт потребует запуска и соблюдения ряда бюрократических процедур по изданию нормативных правовых актов.


Действительно, в 2021 г. участники строительного рынка оказались в трудной ситуации, предполагающей два варианта развития событий – или отказ от исполнения контракта с перспективой включения в РНП, или исполнение контракта и несение значительных убытков со всеми шансами обанкротиться. Государственные меры поддержки, изложенные в законе о контрактной системе и постановлениях Правительства РФ, имеют своей целью лишь компенсировать часть убытков, которые понесли подрядчики на рынке государственных и муниципальных закупок, однако не решают проблему в целом. При этом они направлены на наиболее крупные по цене и срокам исполнения контракты и, соответственно, помогут в первую очередь крупному строительному бизнесу, обделив множество представителей малого и среднего предпринимательства.







07.10.2021

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости