Остались вопросы

Рост спроса на электроэнергию замедлится в 2023 году

В июльском обновлении отчета Международного энергетического агентства (МЭА) о мировом рынке электроэнергии прогнозируется снижение спроса в 2023 году на 1,7% в США, на 3% − в ЕС и Японии. Только благодаря росту спроса в Азии и Африке мировой спрос на электроэнергию в этом году вырастет чуть менее чем на 2%.


Глобальный энергетический кризис продолжает затрагивать многие части мира, сообщает Международное энергетическое агентство в новом варианте обзора мирового рынка электроэнергии с прогнозом на 2023-24 гг. При этом подчеркивается, что влияние погоды на спрос и предложение электроэнергии становится все более очевидным.


Ожидается, что рост мирового спроса на электроэнергию замедлится в 2023 году. По мнению агентства, вторжение России в Украину и последовавший за ним глобальный энергетический кризис спровоцировали инфляцию и подавили экономический рост во многих частях мира, поскольку резко возросшие цены на газ и уголь привели к росту стоимости производства электроэнергии.


Хотя мировой спрос на электроэнергию в 2022 году в целом оставался устойчивым, увеличившись на 2,3%, в 2023 году в различных регионах наблюдалось замедление экономического роста. Особенно заметно снижение потребления электроэнергии в странах с развитой экономикой. В результате несмотря на уверенный рост в странах с формирующейся экономикой, а также рекордные продажи электромобилей и тепловых насосов, февральский прогноз роста мирового спроса на электроэнергию в 2,6% пересмотрен до 1,9%, что ниже 2,4% среднегодового роста в период 2015-2019 годов.


МЭА прогнозирует, что в 2024 году мировой спрос на электроэнергию восстановится и вырастет на 3,3%.


После умеренного увеличения спроса на электроэнергию в Китае на 3,7% в 2022 году, в 2023 году прогнозируется рост на 5,3%. Прогноз на 2024 год − рост на 5,1%.


В Индии быстрое восстановление после пандемии в сочетании с сильной жарой привело к росту спроса на электроэнергию в 2022 году на 8,4%. МЭА прогнозирует, что в 2023 году рост останется высоким и составит 6,8%. Прогноз на 2024 год − рост на 6,1%. В этом году потребление электроэнергии в Индии превысит потребление электроэнергии в Японии и Корее вместе взятых.


Спрос на электроэнергию в Соединенных Штатах в 2022 году вырос на 2,6%, что было обусловлено экономическим ростом, а также увеличением использования систем отопления и кондиционирования воздуха. Замедление экономического роста США оказывает понижательное давление на спрос на электроэнергию, о чем свидетельствует снижение среднего индекса менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности на 16% в годовом исчислении в первом полугодии 2023 года. МЭА ожидает, что потребление электроэнергии в США снизится на 1,7% в 2023 году, а в 2024 году вырастет на 2%.


Потребление электроэнергии в Европейском союзе сократилось на 3,2% в 2022 году, что стало вторым по величине падением со времен мирового финансового кризиса 2009 года, превзойденным только падением в 2020 году из-за Covid-19. Тенденция к снижению стала очевидной во второй половине 2022 года и продолжалась вплоть до первой половины 2023 года. Спрос на электроэнергию в ЕС в первом полугодии 2023 года сократился почти на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По результатам года МЭА ожидает падение спроса в ЕС на 3%. В 2014 году агентство прогнозирует скромный рост на 1,7%, но со значительной неопределенностью, связанной с восстановлением промышленного спроса.


Как и в предыдущей версии доклада, МЭА снова обсуждает вопрос, покидают ли Европу энергоемкие производства?


Погодные условия в 2022 году оказали более ограниченное влияние на снижение спроса на электроэнергию, чем предполагалось ранее, поскольку исключительно мягкая зима была частично компенсирована дополнительными потребностями в охлаждении в течение более жаркого лета. Почти две трети чистого снижения, по оценкам, связано со снижением спроса со стороны энергоемких отраслей промышленности на фоне высоких цен на энергоносители. Также значительную роль сыграли поведение потребителей, изменения в жилищном секторе и секторе услуг, добровольная экономия энергии, повышение эффективности.


Среди энергоемких отраслей, которые значительно сократили производство в 2022 году из-за остановок заводов и сокращения объемов производства, были производство первичного алюминия (-12%), выплавка стали (-10%), производство бумаги (-6%) и химикатов (-5%). Сокращение внутреннего производства химической продукции привело к тому, что Европа стала чистым импортером химикатов.


Резко сократилось производство удобрений, поскольку крупные европейские производители, такие как Yara и Grupa Azoty, сократили производство аммиака, карбамида, нитратов и NPK (азотных, фосфорных и калийных удобрений).


Производство стали в Европе значительно сократилось, ArcelorMittal, например, временно закрыла печи во Франции, Польше, Испании и Германии.


Конкурентоспособность европейской энергоемкой промышленности находится под угрозой из-за высоких энергозатрат, констатируют эксперты МЭА. Другой проблемой являются пакеты поддержки за рубежом, такие как Закон о снижении инфляции (IRA) в Америке, Закон о зеленой трансформации в Японии и налоговые льготы в Китае. Эти события влияют на сокращение производства, закрытие заводов, а также на приостановку и перенаправление инвестиций. Химическая группа BASF объявила о закрытии заводов и постоянном сокращении штата в Европе.


Volkswagen приостановил планы по строительству аккумуляторного завода в Восточной Европе и вместо этого строит фабрику в Канаде, воспользовавшись более низкими ценами на электроэнергию и канадским законом о снижении инфляции. Немецкий производитель бумаги Varel отказался от планов по расширению производственных мощностей, сославшись на высокие затраты и неопределенные экономические перспективы в качестве причин своего решения.


Число банкротств среди предприятий ЕС достигло рекордно высокого уровня в четвертом квартале 2022 года − примерно на 27% больше, чем в предыдущем квартале. Подавляющее большинство составляли малые и средние предприятия.


ЕС предпринял несколько шагов для поддержки промышленности, ослабив правила государственной помощи. Были приняты «Временные кризисные рамки» (Temporary Crisis Framework) в ответ на вторжение России в Украину, а затем их распространили на «Временный механизм урегулирования кризиса и переходного периода» (Temporary Crisis and Transition Framework). Эти меры позволяют государствам-членам компенсировать компаниям высокие затраты на электроэнергию, и правительства по всей Европе впоследствии приняли политику поддержки энергоемкой промышленности. Например, как Германия, так и Франция запустила программы помощи на сумму 5 миллиардов евро, в рамках которых каждой из наиболее пострадавших компаний было выделено до 50 миллионов евро. «Временный механизм урегулирования кризисов и переходного периода» также предусматривает государственную помощь для инвестиций в отрасли, необходимые для перехода к экономике с нулевым выбросом углерода.


Перед лицом растущих цен на энергоносители ЕС находится на критическом этапе принятия решения о своем курсе действий в отношении энергоемких отраслей промышленности, констатирует МЭА. Варианты варьируются от минимальной помощи, которая потребовала бы перехода к экономике товаров с высокой добавленной стоимостью, но также повысила бы уязвимость к геополитической напряженности.


Другой вариант предполагает широкую поддержку за счет субсидирования цен на энергоносители, сохраняя промышленность и рабочие места, но обременяющее других потребителей и налогоплательщиков и требующее долгосрочных обязательств. Наконец, ЕС мог бы активизировать усилия по декарбонизации и использованию возобновляемых источников энергии для подпитки "зеленой" тяжелой промышленности, что соответствовало бы его целям в области климата, но потребовало бы значительных первоначальных затрат.


Легкого пути вперед не существует, пишут авторы доклада, поскольку каждый выбор сопряжен со своим собственным набором проблем и потенциальных выгод.


***


Резюме экспертов ИРТТЭК. Ни один из предлагаемых вариантов МЭА не способен помочь Европе. Главный фактор бегства бизнеса − климатическая политика ЕС. Рано или поздно конфликт на Украине закончится, и причин для продолжения бойкота поставок газа, нефти и угля в ЕС из России не останется. Но нет никаких оснований рассчитывать на прекращение углеродобесия европейских бюрократов, которые намерены повышать цены на выбросы углерода и препятствовать любому использованию ископаемого топлива, что неизбежно будет сокращать рентабельность бизнеса и приведет к падению уровня жизни европейских потребителей и их покупательной способности.


Добавим, что снижение спроса на электроэнергию в развитых странах в текущем году − еще один сигнал о наступающем глобальном экономическом кризисе.

 


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»




14.08.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости