Современный человек мобилен и ценит время: приезжая в малознакомый город с целью отдыха либо с рабочим визитом, каждый из нас стремится использовать возможности с максимальной пользой. Не упустить ключевые достопримечательности, проложить удобные маршруты и познакомиться с ключевыми моментами исторического развития городов.
Для того чтобы удовлетворить информационные запросы гостей и обеспечить развитие местного туризма, регионы создают мобильные «гиды» – приложения, в которых аккумулируется наиболее важная и актуальная информация о природных и рукотворных жемчужинах края.
Старт направлению дал Ростуризм еще в 2014 году – именно тогда появилось приложение для iOS под названием TopTripTip – «Путешествие по России», объединившее сведения о 28 регионах страны. Цифровой продукт, содержащий факты о местности, полезные советы, истории, легенды, красочные фотогалереи и даже аудиоэкскурсии, только в Google Play скачали более 10 тысяч пользователей. Впрочем, даже в совокупности с показателями скачиваний на App Store – это довольно скромный показатель в масштабах многомиллионного государства. Для сравнения: приложение «Гид по СПб: Петербург 24» скачивается пользователями системы Android в пять раз чаще, чем общероссийский путеводитель.
Анализировать причины того, почему мобильные сервисы для туристов пока не вошли в разряд высокопотребляемых цифровых продуктов, необходимо по результатам специальных исследований: низкая платежеспособность отдельных категорий населения, предпочтение заграничного туризма российскому, относительная новизна технологий, вопрос доступности сети «Интернет» в природных пространствах, недостаточная информированность пользователей – это лишь верхушка айсберга.
Мы же расскажем о некоторых регионах, которые работают над информатизацией туристической отрасли и тем самым обеспечивают задел для развития экономики на будущие годы.
Калининград
Приложение «39 туризм» выпущено в 2016 году. Разработчик предусмотрел возможность использования путеводителя по самому европейскому городу Российской Федерации без необходимости подключения к сети «Интернет». «39 туризм» объединяет все достопримечательности края, экскурсионные и туристические маршруты, проверенные временем. Предусмотрена возможность прокладывания маршрутов к выбранным объектам и многое другое.
Великий Новгород
Информационный портал о туризме в Великом Новгороде и Новгородской области Novgorod.travel по показателям популярности многократно обходит общероссийский TopTripTip: только на Google Play более 100 тысяч скачиваний! Здесь есть все для комфортного путешествия: путеводитель, туристические маршруты, событийный календарь, музеи и выставки, кафе и рестораны, отели и хостелы, а также многое другое.
Также предусмотрена возможность покупки единой электронной «Карты Гостя Руси Новгородской», которая дает возможность бесплатного посещения музеев и экскурсий. По ней можно получать скидки до 25 % в ресторанах, отелях, театрах и других культурно-развлекательных объектах Новгородской области.
Санкт-Петербург
Уже упомянутый нами «Петербург 24» – по-настоящему «умное» приложение: при включенной геолокации показывает места, открытые в настоящее время, и события, которые происходят прямо сейчас или скоро начнутся. В афише анонсируются как выставки и фестивали мирового значения, так и не менее интересные события в самых разных городских средах: небольших музеях, галереях, креативных пространствах.
Есть полноценная английская версия.
Урал и Сибирь
Урал и Сибирь, в отличие от центральной и европейской части России, лишь открывают для себя возможности цифрового туризма, работая над созданием удобных маршрутов для гостей городов.
Челябинск с 2018 года предлагает приложения «Нескучные путешествия по Южному Уралу», где объединены 17 готовых экскурсий, 80 туристических объектов и огромное количество фотографий достопримечательностей. В обновленной версии разработана панель администратора для сотрудников Челябинской областной универсальной научной библиотеки, которая и инициировала создание приложения.
В Екатеринбурге не останавливаются на бесплатных путеводителях. На днях там обсудили внедрение технологий Big Data в сферу туризма. Эксперты форума «Большой Урал», который прошел на площадке Ельцин-центра, акцентировали внимание на необходимости анализировать туристический поток в том или ином месте, регионе или стране, чтобы подсчитывать доход от пребывания туристов.
«Первичная проблема для всех регионов – отсутствие отраслевой статистики. У нас есть продукт на Big Data, который помогает регионам в создании стратегии развития туризма», – отметил директор по развитию направления «Цифровой туризм» АО «Русатом Инфраструктурные решения» Андрей Сулейков. Предполагается, что данный продукт поможет определить наиболее интересные для туристов темы и наиболее популярные для продвижения площадки, а также создать информационную экосистему региона, включающую портал, мобильные приложения, интерактивную городскую навигацию.
В настоящее время по инициативе Центра развития туризма Свердловской области ведется работа над созданием мобильных приложений «Открой Урал» и «Урал для школы».
В Омской и Томской областях туристические гиды в формате приложений еще совсем теплые – не прошло и месяца с момента запуска и появления приложений в доступе для пользователей. Омичи распределили туристские объекты в приложении по категориям: природные достопримечательности, религиозные сооружения, музеи и театры, средства размещения и т. д. При этом достопримечательности можно искать как на карте, так и по ключевым словам в строке поиска или с помощью фильтра.
Резюмируя вышесказанное: нами представлена лишь малая часть существующих приложений. Региональный туризм развивается в пространстве мобильных, и это может стать находкой для тех, кто еще не знаком с подобными технологиями, не любит тратить силы на составление маршрутов и готов доверить подобную «логистику» специалистам. Наблюдать за развитием рынка может каждый из нас – достаточно открыть App Store или Google Play.
01.10.2020