Остались вопросы

Иван Бригерт: «Как можно пересадить аграриев на российскую технику и ждать эффективности?»

Помимо ответственности за собственное хозяйство, на фермерах теперь лежат глобальные задачи обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях санкций. Сейчас крестьянам как никогда нужны не лозунги, а реальная помощь, и главное – компетентные руководители во власти. О ситуации накануне посевной разговариваем с Президентом Союза КФХ Омской области Иваном Бригертом.

 

- Иван Леардович, на ежегодном областном совещании с аграриями Губернатор Омской области обозначил ключевые задачи, которые стоят перед отраслью в эту посевную. Что было для вас самым неожиданным?


- Фермеров уже ничем не удивишь. Мы все видим, что происходит в стране и мире, знаем, что нужно приложить еще больше усилий в эту посевную. Но есть вещи, которые не совсем понятны и кажутся абсурдными. В первую очередь, это касается техперевооружения с ориентацией на отечественного производителя. Как можно нашим крупным передовым предприятиям предлагать перейти на российскую технику и сохранять при этом высокие результаты работы? Это же немыслимо. Представьте, что вы ездите на «Мерседесе», а теперь должны пересесть на «Москвич». Во-первых, это дорого: даже если я продам сейчас два своих комбайна New Holland, мне все равно не хватит денег, чтобы приобрести один «Ростсельмаш». Тем более с нынешней стоимостью кредитов. А если завтра ситуация в мире изменится, и качественная импортная техника снова станет доступной – опять будем менять обратно?..


Раздражает подход российского чиновника. Сверху спускают директивы, а как это осуществить на практике, никто не разбирается. Мы 30 лет положили, чтобы создать достойный парк техники, приобрести это импортное оборудование, а теперь нам предлагают взять «Кировец» и еще 30 лет за него рассчитываться.


бригерт.jpg

Иван Бригерт, президент Союза КФХ Омской области 


- Губернатор озвучил цифры по сбору зерна в 2022 году – 3,4 млн тонн. Выполнима ли в текущих условиях эта задача?


- Дело даже не в том, соберем или не соберем мы этот объем. Мы продовольственную безопасность все равно обеспечим, хлеба стране хватит. А вот если ограничат экспорт, то цены на пшеницу будут низкими, и ситуация обернется против аграриев. Государство в рамках интервенций покупает у нас зерно за 13 тыс. рублей, а себестоимость производства при растущих ценах на удобрения, технику, запчасти, химию, металл достигает 11 тыс. рублей! И о какой маржинальности тут можно говорить?


- Удобрения, помимо того, что они подорожали, еще и не найти на рынке… Наверняка это скажется на урожайности?


- Я на недавнем совещании с участием АККОР обозначил проблему нехватки аммиачной селитры. Понятно, что производителям выгоднее продавать препарат за рубеж, нежели на внутренний рынок, где цены гораздо ниже. А нам говорят – используйте аналоги. Аналоги, которые сами по себе значительно дороже, так еще и требуют специального оборудования для обработки. Мы, конечно, все равно изыщем способы вырастить хороший хлеб, но какой ценой? А завтра вам скажут, что вы неэффективный собственник.


- …И решат «поглотить» ваше хозяйство. Именно так предложено делать в омском животноводстве, где ситуация с каждым годом ухудшается.


- В регионе есть хозяйства, которые занимаются животноводством по остаточному принципу и доят мало. Параллельно они выращивают сельхозкультуры, чтобы зарабатывать. Конечно, им нужно сосредоточиться на кормовой базе, а не кидать все силы в прибыльное растениеводство, забыв о животных. Но с другой стороны, может ли государство предъявлять претензии к таким хозяйствам за низкие удои? Ведь нам говорят: вы – бизнесмены, и можете делать то, что хотите. Я лично не считаю крестьян предпринимателями: это люди, которые работают на земле и кормят страну. Но тогда и подход к нам должен быть соответствующий. А то получаются двойные стандарты: с нас спрашивают как с поднадзорных организаций, а когда речь идет о поддержке – сразу вспоминают, что это наши предпринимательские риски. Вводят пошлины на лен, интервенция – по 13 тыс. рублей, недостаточное финансирование льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов… Мы должны обеспечить продовольственную безопасность, а как мы дальше будем содержать свое хозяйство в нынешних реалиях – никто не думает.


- Что конкретно нужно сделать, чтобы сохранить достижения нашего АПК в сложившейся ситуации?


- Наша беда в том, что в сельском хозяйстве не хватает компетентных людей, которые бы владели ситуацией. Мы умеем только рапортовать, как у нас все хорошо и как мы готовы к работе. Руководители очень далеки от крестьянина. Главы районов ни за что не отвечают. Вся ответственность ложится на плечи аграриев. Скажу прямо – нам нужны новые люди в управлении отраслью.


Конечно, мы понимаем трудность сложившейся ситуации и приложим максимум усилий во всех направлениях, чтобы россияне не остались без хлеба, молока, картофеля и овощей. Но если раньше я думал, как закрыть кредиты, как рассчитаться с поставщиками и пайщиками и дальше развивать свое хозяйство, то сейчас наши задачи стали намного глобальнее. Нам предстоит доказать всему миру, что наш крестьянин – не дикий пьющий человек, как раньше считали на Западе, а эффективный работник. Что мы не та Россия, которая не умеет жить и работать самостоятельно. Мы и отсеемся, и прохимичим, и уберемся. Но, конечно, в такие времена фермерам как никогда нужна поддержка и участие властей. Пора нас услышать и подставить плечо. А так, как раньше, обходиться с крестьянином больше нельзя.

 

Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»



Помогите нам стать эффективнее и доступнее, пройдя короткий опрос по ссылке. 


13.04.2022

 

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости