Остались вопросы

Спасти архитектуру: как маскировали Ленинград во время ВОВ

В годы войны архитектурным памятникам Северной столицы был нанесен огромный ущерб. Он был бы еще выше, если бы ленинградцы не приложили усилий для защиты исторических объектов.

27 января в далекий 1944 год, была полностью снята блокада Ленинграда. За эти тяжелые 872 дня погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Огромный ущерб был нанесен и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.

В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.

Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обернуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.


Извлечение конных скульптур с Аничкова моста 1945


Извлечение из-под земли конных скульптур с Аничкова моста, фото 1945 г.


Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.


Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалетах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки, с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко, для достижения большей убедительности, в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев.


Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. 942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда


Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда






Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда


Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда


Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской — чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.


Одним из самых трудных мероприятий стала маскировка шпиля Петропавловского собора. В ноябрьскую стужу 1941 года ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров поднялись по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, откуда до фигурки ангела вела открытая 20-метровая лестница столетней давности, о состоянии которой не было никакой информации. Несмотря на серьезный риск, все прошло благополучно: у основания ангела было закреплено кольцо с тросом, при помощи которого на самый верх поднимались рабочие и материалы для маскировки шпиля.


Многие венчающие элементы зданий маскировали специальными чехлами. Так, купол Инженерного замка, Крестовоздвиженская церковь и многие другие были закрыты специальными чехлами из парусины и мешковины.


Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора. 1944 год.


Снятие маскировочного чехла с купола Никольского собора, фото 1944 г.


Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. 1944 год


Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора. Фото 1944 г.


снятие маскировочного чехла со шпиля адмиралтейства


Снятие маскировочного чехла со шпиля Адмиралтейства, фото 1944 г.


1945-1946



Кунсткамера 1944


Кунсткамера, фото 1944 г.


Разрушенный жилой дом на Лиговском пр.


Разрушенный жилой дом на Лиговском пр., фото 1941-1944 гг.


Самый большой, невосполнимый ущерб был причинен архитектурным ансамблям, оказавшимся в непосредственной близости от линии фронта, в занятых немцами пригородах Ленинграда. И если благодаря самоотверженной работе музейных сотрудников удалось сберечь значительное количество предметов хранения, не подлежащие эвакуации архитектурные ансамбли, садово-парковые сооружения и зелёные насаждения, на территории которых велись боевые действия, защитить было невозможно.


В результате, при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе и была утрачена знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королем Пруссии.


Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца 1944 г.


Вид разрушенного немцами Екатерининского дворца, фото 1944 г.


Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, 1944 г.


Общий вид разрушенной Парадной лестницы Большого Екатерининского дворца, фото 1944 г.


Был разрушен и практически полностью выгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 старых деревьев.


Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, 1944 г.

Вид части разрушенного и сожженного Павловского дворца со стороны парадного двора, фото 1944 г.


Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго ( вернее то , что осталось ), (Фотоматериалы, собранные представителями ЧГК), 1944 г.


Павловский дворец. Библиотека Росси и Галерея Гонзаго, фото 1944 г.


Установка статуи Флоры после освобождения Павловска 1944 г.


Установка статуи Флоры после освобождения Павловска, фото 1944 г.


Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе 1944 г


Вид на разрушенный Большой Петергофский дворец ансамбля Нижнего парка в Петергофе, фото 1944 г.


В Петергофе были уничтожены все сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, а также разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков XIX века. Почти вся скульптура, спрятанная музейными сотрудниками в тоннеле под дворцом или зарытая в землю на территории Нижнего парка, сохранилась. Оставленные же на местах петровские барельефы ступеней каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — после немецкого отступления бесследно исчезли.


Каскад фонтанов в Петергофе


Каскад фонтанов в Петергофе, фото 1944 г.


С первых же дней войны архитекторы с оружием в руках боролись с врагом, активно участвовали в военном строительстве, в частности проводили большие маскировочные работы. Осуществлением маскировочных работ в столице руководили К. Алабян, Д. Чечулин, Б. Иофан, С. Чернышев и другие архитекторы. На долю архитекторов Ленинграда, находившегося в условиях вражеской блокады, выпала работа в крайне тяжелых условиях. Они активно участвовали в проведении агитационно-пропагандистских мероприятий, организуемых партийными комитетами города. Следуя традициям революционного Ленинграда, Н. Баранов, Л. Ильин, В. Каменский, А. Никольский, Б. Рубаненко, И. Фомин, Л. Руднев и другие архитекторы совместно с представителями художественной интеллигенции города создавали проекты военно-агитационного оформления улиц, агитационные плакаты, работали над проблемами будущего восстановления города.



Информация взята с сайта obrazovanie-gid.ru 




Все материалы рубрики «Досуг»  





09.05.2023





Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости