Остались вопросы

Бизнес-авиация под санкциями: справляются ли российские перевозчики?

Сегмент бизнес авиации в России за последние несколько лет претерпел значительную трансформацию. Преодолев спад, вызванный пандемией COVID-19, авиационная отрасль в целом сумела восстановить докризисные показатели. Однако начало санкционной политики в отношении России и уход западных игроков полностью изменили всю структуру работы российских авиаперевозчиков. Как, несмотря на двукратное сокращение российского парка бизнес-джетов, удается удовлетворять не снижающийся спрос на бизнес перевозки, рассказал генеральный директор авиационной компании B-Jet Алексей Бутримов.

 

Бизнес авиация в зоне турбулентности

 

Традиционными заказчиками деловых чартерных рейсов выступают представители бизнес сообщества, которые особенно ценят свое время. Бизнес авиация дает им возможность прилететь в комфортных условиях в любую точку мира без пересадок в различных авиа хабах и в то время, когда им удобно.


В нынешних условиях, когда возникла острая необходимость развивать бизнес и строить различные производства именно на территории России, спрос на внутренние и межрегиональные чартерные рейсы значительно возрос.  


Сложность заключается в том, что общий парк бизнес-джетов с момента введения санкций и ухода с рынка преимущественно европейских авиакомпаний, сократился в несколько раз и сейчас насчитывает около 100 самолетов. Одновременно с этим, стоимость их эксплуатации и себестоимость владения значительно возросла, что обусловлено, в том числе, сложностями с авиационными запчастями.


В этой ситуации цены на чартерные рейсы многократно увеличилась. Если раньше час полета стоил в среднем 8,5-10 тыс. евро, то в настоящее время — от 1,5 млн евро и выше. При этом число бизнес-джетов не может полностью удовлетворить текущий спрос.


По мнению Алексея Бутримова, данная тенденция в ближайшее время будет сохраняться: стоимость рейсов продолжит увеличиваться, а число бизнес-джетов — сокращаться. По прогнозам эксперта, стоимость часовой аренды самолета может достичь 3 млн евро за час полета.


В результате на рынке останутся лишь те владельцы, которым действительно необходим самолет и расходы на который они будут способны покрыть. При этом авиакомпании, предоставляющие услуги бизнес авиации, продолжат укрупняться.

 

В поисках авиационных запчастей

 

Для сохранения и поддержания в надлежащем состоянии российского парка воздушных судов требуется качественное техническое обслуживание и доступность запасных частей. Именно в этом сегменте сейчас возникли наиболее острые проблемы. Наиболее сложной является сейчас ситуация с электронными блоками и двигателями для самолетов.


На данный момент в России не производится практически никаких авиационных запчастей для бизнес-джетов. В Китае возможно закупить лишь отдельные запчасти. Поэтому в наиболее выигрышном положении сейчас находятся компании, оказывающие техническое обслуживание и услуги по ремонту различных авиационных агрегатов.


Многие российские компании также сейчас стремятся наладить производство ряда запчастей на территории России. Однако получение сертификата как на осуществление ремонта, так и производство деталей требует большого количества времени и является очень затратным. В среднем данный процесс занимает около года.


Для получения сертификата необходимо предоставить «Руководство по деятельности производителя» (либо «Руководство по деятельности разработчика»), где необходимо описать все процедуры и стандарты, по которым работаем предприятие, а также то, как и в каком виде выполняется каждая процедура.


Вслед за получением сертификата необходимы значительные инвестиции в организацию производства, закупку необходимого оборудования и создание штата сотрудников. Это тоже, как правило, занимает время от полугода до года. Общий размер инвестиций необходимых для получения сертификата и организации производства оценивается в сумму не менее 20-30 млн рублей.


При этом окупаемость таких проектов займет еще многие годы. В результате любые производственные мощности на первых порах не просто не приносят доход, а являются убыточными. Для большинства бизнесменов это не выглядит перспективным направлением работы.


«Не будет никто вкладывать деньги в то, что не будет приносить доход. Поэтому без поддержки государства это все не работает», - говорит Алексей Бутримов.


Текущие меры поддержки как, например, промышленная ипотека и льготное кредитование на развитие бизнеса на практике получить практически невозможно.


По мнению эксперта, значительную помощь оказало бы снижение налоговой нагрузки, возможность льготного получения газа и электричества, дотаций на развитие производства. Лишь благодаря поддержке государства возможно полноценное развитие этого бизнес сегмента в России.





Все материалы рубрики «Логистика и транспорт»





19.09.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости