Остались вопросы

Торговля с Китаем в 2024 году: тенденции и перспективы

Российско-китайские отношения безусловно получили развитие в прошлом году. При этом на них продолжают влиять как внешние, так и внутренние факторы. О том, какие тенденции необходимо учитывать бизнесу для выстраивания в эффективных логистических цепочек в 2024, рассказала Татьяна Кулябина, генеральный директор российско-китайской компании по мультимодальным и контейнерным перевозкам Holding Finance Broker.

 

Движущие силы

 

Развитие товарооборота между Россией и Китаем — несомненный индикатор укрепления связей между двумя странами. Этот феномен поддерживается несколькими ключевыми факторами.

 

Во-первых, налицо укрепление политических и экономических связей между Россией и Китаем, что содействует расширению торговых взаимоотношений и укреплению партнерства.

Во-вторых, продолжает снижаться объем торговли с ЕС, в то время как доля Азии составляет внушительные 70%. В 2023 году торговый оборот с Китаем вырос на 26,3%, и импорт увеличился на 46,9%, достигнув рекордных 240 миллиардов долларов.

 

В-третьих, инициатива "Один пояс, один путь" становится весомым стимулом для увеличения товарооборота. Объединяя сухопутные и морские торговые маршруты, она способна предоставить уникальные возможности для быстрой и экономичной доставки в различные регионы мира. Проект включает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Казани, а планы "идут" – к расширению до Иркутска. Эти шаги способствуют более быстрой и эффективной транспортировке между двумя странами.

 

Приток инвестиций и строительство новых железнодорожных путей, таких как «Нижнеленинское—Тунцзян», дополнительно активизируют движение грузов между Россией и Китаем, с ростом общего грузопотока на железной дороге почти на 20% за первое полугодие 2023 года.

 

Совместные усилия России и Китая в создании крупных совместных предприятий в области машиностроения, тяжелой промышленности и энергетики подчеркивают их стремление к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству. Эти проекты обещают поддержать развитие логистики, предоставляя новые возможности для расширения торговых партнерств.

 

Итогово, растущий товарооборот между Россией и Китаем — результат не только высокого спроса на энергоносители и сырье, но и долгосрочного стратегического сотрудничества, которое будет продолжать формировать ландшафт логистической отрасли в ближайшем будущем.

  

Альтернативные маршруты как продолжение

 

Эволюция логистических маршрутов продолжается, а геополитические и кризисные изменения только ускоряют этот процесс. Примером тому служит недавний инцидент в Суэцком канале, выявивший необходимость поиска новых решений и маршрутов в сфере мировой логистики.

Суэцкий канал, являющийся ключевой транспортной артерией для 10% мировой нефти и сжиженного природного газа, а также для потока потребительских товаров, подчеркнул уязвимость мировой торговой инфраструктуры. Этот кризис в первую очередь затронул Европу, однако, те, кто смог быстро предложить альтернативные варианты доставки, остались незатронутыми. В частности, на примере нашей компании, для грузов из Китая мы предложили прямые железнодорожные маршруты или маршруты через порты Дальнего Востока.

 

Освоение альтернативных логистических трасс, включая Северный морской путь (СМП), становится стратегическим шагом в условиях перемен. Крупнейшие морские перевозчики выигрывают на рынке, с рыночной капитализацией увеличившейся на десятки миллиардов долларов всего за месяц. Однако, успех обеспечивают не только компании, ориентированные на морские перевозки, но и те, которые могут предложить гибкие альтернативы маршрутов. Время в пути становится критическим фактором для клиентов, и предложение гибких логистических решений, не ограничивающихся лишь морской доставкой, становится все более важным.

 

Ожидается, что Северный морской путь станет одним из ключевых направлений, особенно для китайских перевозчиков, учитывая его существенные преимущества. Несмотря на текущие недостатки, такие как ограниченный сезон плавания из-за ледовой навигации, поддержка со стороны правительства РФ и развитие портовых терминалов делают перевозку грузов по этому маршруту все более привлекательной. С учетом преодоления текущих ограничений, он обещает стать более выгодным и востребованным в будущем

  

Укрепление железнодорожных перевозок

 

Укрепление железнодорожных и автомобильных перевозок становится важным моментом в международной логистике, и этот тренд ожидается только усилиться. Недавние объявления о планах России по расширению сети железных дорог, связанных с Китаем, лишь подчеркивают важность этого направления. Прогнозируется, что грузооборот между странами значительно увеличится в 2024 году, не только за счет увеличения поступлений контейнерных грузов из Китая, но и благодаря расширению экспортных возможностей для России.

 

Оптимизация транспортных процессов и сокращение времени таможенного оформления между Россией и Китаем играют ключевую роль в стимулировании этого роста. Инвестиции как со стороны государства, так и бизнес-сектора в развитие восточных направлений дорожного сообщения способствуют активному развитию железных дорог. Прогнозируется стабильная загрузка для этого направления в ближайшие годы, при условии согласованности стратегий развития железнодорожной инфраструктуры с смежными отраслями, такими как энергетика и пограничные переходы.

 

Данные РЖД за 2023 год свидетельствуют о том, что направление контейнерных поездов по коридору Север – Юг выходит на еженедельные отправления. Значительные резервы пропускной способности остаются, что обеспечивает место для дополнительного роста. Договоренности о единых пониженных ставках на восточном маршруте коридора, достигнутые в 2023 году, продлены на 2024 год.

 

Учитывая дефицит инфраструктуры железных дорог, критически важно активно разрабатывать варианты ее расширения. Китайская железнодорожная система, в числе преимуществ которой передовая технологичность и широкая сеть, обеспечивает эффективную и точную доставку. В условиях укрепления партнерства с Китаем, реализация в установленные сроки инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе становится наиважнейшей задачей.

  

Интеграция технологий в торговлю

 

Цифровизация бизнес-процессов в логистике становится неотъемлемой частью современной деятельности, привлекая внимание компаний к развитию цифровых инициатив и интеграции современных программных решений.

 

Для клиентов крайне важна оперативность: моментально получать актуальные ставки, ознакомиться с расписанием грузовых рейсов и задать вопросы по экзотическим направлениям, получая оперативные ответы. Это не только демонстрирует стремление к инновациям, но и улучшает коммуникацию с клиентами.

Прозрачность становится ключевым элементом в принятии верных бизнес-решений. Синхронизация данных с каждым участником логистического процесса обеспечивает компаниям возможность повышать операционную эффективность и контролировать цепочку поставок. Важным аспектом является предоставление онлайн-доступа к данным, что содействует повышению уровня доверия со стороны клиентов.

 

Интеграция цифровых технологий на всех этапах присутствия компании обеспечивает единый и эффективный информационный обмен. Это особенно критично в контексте современных логистических процессов и объема данных, с которыми приходится работать.

 

Самообслуживание для клиентов становится новой нормой в грузоперевозках. Предоставление доступа к точным тарифам, возможность размещения заказов и отслеживания грузов в режиме реального времени устанавливает новый стандарт обслуживания. Эта "новая эра" в логистике подчеркивает важность доступа и управления данными в руках клиента, повышая его удовлетворенность и лояльность.

 

Запрос на качественный сервис в условиях переменчивости рынка

 

На фоне многогранных перемен в мировой политике и экономике, компании теперь более чем когда-либо стремятся к уменьшению рисков и обеспечению стабильности своего бизнеса. Они акцентируют внимание на безопасности грузов и выборе логистических партнеров, которым можно доверять.

 

С мировой "фабрикой" в Китае открываются новые перспективы для российских импортеров, и участники внешнеэкономической деятельности активно поддерживают предпринимателей в поиске китайских партнеров и высококачественных поставщиков. Заказ товаров напрямую с китайских фабрик становится более доступным, что приводит к росту числа малых компаний, обходящих посредников и оптовиков.

 

Этот рост создает потребность в комплексных логистических решениях, начиная от выбора оптимального маршрута до консолидации грузов для экономии на доставке. Предприниматели все чаще ищут "сервис под ключ" — от выбора товара в Китае до поставки его партии на российский склад, с минимальными хлопотами.

 

Для участников логистического рынка ключевой становится задача активного содействия российским компаниям в поиске связей, поставщиков и партнеров в странах Азии. Это включает в себя не только предоставление экспертных консультаций, но и логистических решений, таких как сервисы по поиску фабрик в Китае и контролю за производством.

 

Заключение

 

Глобальные изменения в мире ставят перед предпринимателями вызовы, которые требуют не только адаптации, но и стратегического взгляда в будущее. В этом контексте, важно осознавать, что ожидать возврата к прежней ситуации в ближайшем будущем нецелесообразно.

 

Несмотря на специфику китайского бизнеса, с его непредсказуемостью и сложностью, ключевым фактором является отсутствие страха перед переменами. Поэтому для российского бизнеса, особенно в контексте взаимодействия с китайским рынком, важно сохранять "холодную голову", объективность и оптимизм, и рассматривать текущую ситуацию как эру возможностей.






Все материалы рубрики «Логистика и транспорт»





24.01.2024

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости