Остались вопросы

Вернутся ли строительные вузы к специалитету?

В Минобре заявили о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предусматривающей бакалавриат и магистратуру. В профильных вузах считают, что это решение поможет повысить качество подготовки строителей и инженеров.

 

_1-round.png

Юрий Сколубович, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин):


- Решение о переходе на специалитет – поддерживаю. Когда принималось решение о принятии Болонской системы, большинство отечественных вузов возражали, ведь она была не предусмотрена для российского рынка. У нас инженерное образование и экономика были выстроены под единую систему образования, а внедрить бакалавриат и магистратуру нужно было для интеграции студентов в международные вузы.


Думаю, что полного отказа от системы «бакалавриат и магистратура» не произойдет. Такое решение будет неправильным. Многие зарубежные страны перешли на эти системы, и, если мы хотим сохранить взаимодействие и связь с иностранными вузами, необходимо, чтобы, наряду с инженерным образованием, существовали некоторые элементы бакалавриата и магистратуры. Можно эту программу сделать комплексной. Она будет для иностранных студентов, но они смогут учиться на ней или на нашем специалитете.


Если говорить о новой системе высшего образования, то, считаю, это должно быть инженерное образование. Но не нужно зацикливаться только на высшем образовании, необходимо начинать со школы. В СССР была очень сильная система школьного обучения, сейчас она уступает в плане фундаментальных наук. На мой взгляд, ошибочным было введение ЕГЭ. Как только мы перешли на тестирование, сразу появилось очень много формальных вещей, перестали изучать предметы, школьники начали настраиваться на тестовые формы.


Отмечу, что серьезного различия в получении знаний бакалавриата, специалитета и магистратуры, не будет. Бакалавриат всегда был больше практикоориентирован и в меньшей степени рассматривал фундаментальные вещи, т. е. человек не готовился к руководящим должностям. Практически все наши российские вузы попытались максимально вложить инженерное образование в бакалавриат. Поэтому этот переход не займет много времени: расширятся практикоориентированные предметы, будет больше курсовых работ и инженерных задач, которые решат наши студенты. В целом мы адаптировались к той системе, которая была, но мы приветствуем инженерное образование. Считаю, что для нашей страны оно более понятно и более качественно.


Безусловно, возможность обучения иностранных студентов в России, а наших за рубежом, сохранится. Речь будет идти только о том, что таким студентам нужно сразу ориентироваться на бакалавриат и магистратуру. Кроме того, есть страны, принимающие студентов с инженерным образованием. Конечно, политика тоже влияет на систему образования и интеграцию, но, думаю, в этом вопросе можно найти выход.


Отмечу, что при переходе на специалитет нашим преподавателям придется пересматривать образовательные программы, а они уже устали от бесконечных реформ. Мне кажется, нам необходимо уже определиться. Если мы переходим на инженерное образование, нужно сделать так, чтобы мы бесконечно не меняли позиции.


Уверен, что Министерство науки и высшего образования РФ в скором времени примет решение о том, что бюджетная форма будет в основном специалитетом. Кроме того, наши работодатели, в частности строительные организации, выступают за специалитет, за возврат инженерного образования. Надеюсь, что с их помощью нам удастся максимально преодолеть трудности, которые возникнут в это переходный период. Думаю, он не займет больше 1–2 лет. Тем более что в нашем вузе кардинальных изменений не произойдет, так как мы всегда готовили инженеров, как бы их не называли.

 

 Б. Ефименко-round.png

Дмитрий Ефименко, и. о. ректора МАДИ, доктор технических наук:


- Для инженерных профессий увеличение срока обучения до шести лет необходимо и поможет обеспечить более качественную подготовку специалистов.


К закреплению, в первую очередь – на законодательном уровне, увеличения срока подготовки инженеров отношусь положительно. Для инженерных профессий это необходимо и поможет обеспечить более качественную подготовку специалистов. В МАДИ это частично реализовано в рамках подготовки по программам специалитета для транспортно-дорожного комплекса страны.


В то же время остаются программы бакалавриата, где было бы правильным в силу сложности и специфики инженерной подготовки увеличить сроки обучения. Четыре года обучения недостаточно для подготовки профильных специалистов.


В качестве примера можно привести четырехлетние программы подготовки бакалавриата МАДИ по дорожно-строительным направлениям, где есть насущная потребность в увеличении количества часов практической подготовки обучающихся.

 

Байда_Min.png

Александр Байда, и. о. проректора по образовательной деятельности СибАДИ, канд. техн. наук, доцент:


- Россия полноценно так и не стала частью единого образовательного пространства Европы, как предполагалось в результате принятия европейской системы ступеней образования. И речь идет не только про строительное образование.


С точки зрения профессиональной подготовки по техническим направлениям с уверенностью можно сказать, что применение Болонской системы привело к значительному сокращению объема контактной работы студента с преподавателями и увеличению объемов самостоятельного освоения программы, а как следствие – к некоторому снижению качества подготовки выпускников. При этом идея «специализации» в рамках подготовки по магистерским программам не получила признания работодателями. Это связано с тем, что зачастую обучающимися в магистратуре становились выпускники различных направлений, и часть времени вынужденно приходилось отводить на адаптацию и «создание базы знаний» у непрофильных магистров, что в итоге приводило к недостаточному уровню освоения профессиональных компетенций магистра.


В отличие от бакалавров выпускники программ специалитета демонстрируют более глубокие знания в профессиональной области, а также навыки и умения, полученные на практических занятиях; образовательный процесс более гармоничен с точки зрения содержания учебных дисциплин и в результате приводит к пониманию будущей деятельности.


Пока трудно судить о том, произойдет ли полный отказ от Болонской системы, особенно с учетом востребованности подготовленных в магистратуре кадров у работодателей и необходимости повышения уровня профессиональной компетенции у руководящих работников производственных и строительных компаний. О не очень скором отказе от такой системы свидетельствует хотя бы тот факт, что университет СибАДИ получил в этом году дополнительные 100 бюджетных мест на направления магистратуры очной и заочной форм обучения к выделенным ранее цифрам приема.


Как должна выглядеть новая система высшего строительного образования в стране? Обычно в ответах на такие вопросы говорят: «Все новое – хорошо забытое старое». В данной ситуации нужно проанализировать опыт, полученный за последние десятилетия, и принимать решения исходя из запросов работодателей. Именно отрасль должна диктовать уровень компетенций, необходимых знаний и навыков будущего профессионала, а на основе этих требований должна создаваться образовательная траектория.


Двухуровневая система подготовки «бакалавриат – магистратура» наиболее востребована при подготовке специалистов экономической направленности. Подготовка специалистов технической и строительной направленности должна осуществляться по 5–6-летним программам специалитета.


Что касается трудностей, связанных с уходом от Болонской системы обратно к специалитету, то в университете СибАДИ их не может возникнуть. Мы сохранили пять направлений специалитета в вузе, все они крайне востребованы. Многие поступающие прислушиваются к опыту родителей и, следуя их рекомендациям, поступают именно на специалитет, другие видят в этих направлениях уникальные возможности личностного роста и развития, получения востребованных компетенций – например, в области строительства, реконструкции и эксплуатации мостов и тоннелей, информационной безопасности.



Все материалы рубрики «Строительство» 



02.08.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости