Остались вопросы

Беспилотники меняют отечественный ТЭК

С каждым годом беспилотные технологии все шире используются в разных отраслях промышленности по всему миру. Не стал исключением и нефтегазовый комплекс. Дроны помогают нефтяникам проводить мониторинг объектов добычи, наблюдать за экологической обстановкой, хранением и транспортировкой. Какие еще задачи решают беспилотники, и как они изменят отрасль в ближайшем будущем?


В пандемию нефтегазодобывающие компании изменили подход к организации работы персонала. Часть сотрудников перевели на удаленный режим, установили обсервационный период перед открытием доступа на объекты. Это создало определенные сложности, и как следствие – многие работы начали выполнять с применяем беспилотных авиационных систем. В первую очередь, это контроль объектов добычи и транспортировки энергоресурсов. Осмотр производственных площадок все чаще стали доверять БПЛА. Также беспилотники активнее стали использовать в маркшейдерской деятельности по составлению картографического материала для сбора геопространственных данных.


В настоящее время беспилотная авиация уже не считается экзотикой для «нефтянки». Дроны помогают решать целый спектр задач с минимумом рисков.


Поиск нефти и газа


Обследование новых месторождений нефти и газа при помощи традиционной авиации обходится дорого. Поэтому многие компании упрощают мониторинг при помощи беспилотной авиации (БПЛА). Использование дронов облегчает проверку и сбор важных данных на этапе геологоразведки. Например, в первичной геологоразведке беспилотники нужны для составления ортофотопланов и трехмерных моделей обследуемых участков для дальнейшей обработки и интеграции данных GIS/CAD. Кроме того, они проводят съемку с высоким разрешением на небольшой высоте и позволяют делать панорамные снимки. Это существенно сокращает время изучения местности, специалисты получают более полные и качественные данные. Кроме того, такие полеты обходятся намного дешевле.


Пролетая над нефтепроводом


Дроны также активно используют для оценки технического состояния нефте- и газопроводов. Для этого на летательных аппаратах устанавливают оборудование для видео, фото и тепловизионной съемки. С помощью последней можно увидеть разливы углеводородов ночью и под землей на глубине до 1 м.


Использование разнообразных методов мониторинга позволяет всесторонне оценить состояние объекта, а современные технологии точно определяют координаты местности, где был сделан тот или иной снимок. Большинство компаний практикуют аэросъемку не только для обнаружения, но и для предупреждения несанкционированных врезок.


На страже экологии


Помимо обследования месторождений, дроны активно используют и для мониторинга экологической ситуации на объектах ТЭК. Для этого есть специальные аппараты с тепловизором, датчиком магнитного поля, металлодетектором, датчиком радиации и другими. Благодаря им создается полная картина состояния и эффективности инфраструктуры. С помощью беспилотников можно определить поврежденный участок, спланировать и предотвратить аварию.


Взгляд в перспективу


Сегодня многие компании уже успели оценить все плюсы от применения беспилотников в нефтегазовой сфере. Благодаря дронам стало возможным изучение ранее недоступных и заболоченных объектов, ведь они могут вплотную приблизиться к инфраструктуре, помогая безопасно собирать более точные данные. Важно и то, что БПЛА помогают на ранних стадиях выявлять очаги возгораний и утечки в трубопроводах.


За счет высокой производительности дроны имеют большие перспективы на нефтеперерабатывающих предприятиях. Они не только повышают эффективность традиционных методов, но и трансформируют их, создавая новые. В целом, использование БПЛА помогает сокращать расходы на исследования, осваивать ранее недоступные запасы, снижать себестоимость и делать отрасль более «зеленой».

 

МНЕНИЕ

 

Айдос Жухин, руководитель проектов ZALA AERO GROUP:


- Темпы внедрения технологий БАС на российских предприятиях ТЭК можно назвать достаточно высокими. По состоянию на 2022 год все крупные добывающие и транспортирующие нефтегазовые компании применяют беспилотники в своих производственных процессах, тем самым повышая экономический эффект во многих отраслях. ZALA AERO GROUP ежегодно выполняет работы по мониторингу и патрулированию объектов трубопроводного транспорта общей протяженностью более 3 миллионов километров.


Кроме того, российские заказчики в нефтегазе более требовательны к результатам применения беспилотников. Если за границей компаниям достаточно получить фото- или видеоматериалы, то в РФ нужно обеспечить предоставление полноценной комплексной услуги, с трансляцией в режиме реального времени, автоматическим анализом, систематизацией данных и отчетностью.


Что касается рисков эксплуатации БВС, то они выполняют свои задачи без сбоев. В нашей компании действует целое подразделение, занимающееся безопасностью полетов. Служба работает в соответствии с международными требованиями ИКАО и отвечает за внедрение и функционирование Системы управления безопасностью полетов (СУБП). В основном трудности связанны с логистикой при выполнении работ, на удаленных месторождениях, когда из-за отсутствия транспортной инфраструктуры сложно завести и вывести технику. Но для решения этих задачи необходимо заранее продумывать и планировать работу, совместно с подразделениями заказчика.


Сейчас у России есть все необходимые компетенции для реализации возможностей в сфере беспилотной авиации. С каждым годом технологии совершенствуются и спектр применения БВС расширяется.


Так, например, результаты авиационного мониторинга могут стать более точными, полный цикл работ, включающий сбор и обработку данных, сократится. Это касается всех сфер применения беспилотной авиации, от нефтегазового и энергетического сектора до лесного и городского хозяйств.


Российская беспилотная авиация не отстает в развитии от зарубежных производителей. Может быть, имеет место различный приоритет в применении систем. В России большое количество нефтегазопроводов, требующих постоянного мониторинга, в то время как в Европе беспилотные системы пользуются большим спросом для сельскохозяйственного сектора. Поэтому развитие будет происходить быстрее и лучше для более приоритетных секторов в каждой отдельной стране. Также разница в развитии и применении может заключаться в законодательстве стран, которые могут ограничивать использование БВС.


Отечественные компании готовы вкладываться в развитие беспилотных технологий, о чем говорит ежегодное увеличение объемов по действующим контрактам и появление новых заказчиков, которые ранее не использовали БВС.


С появлением новых, компактных и более технологичных средств сбора данных, модулей для фото и видео компании-эксплуатанты получили возможность собирать материал более высокого качества. Ранее получение видео HD качества в режиме реального времени представлялось затруднительным, а сегодня пользователь БВС имеет эту возможность.


ZALA AERO зарекомендовала себя не только как надежный поставщик качественных услуг, но и выступила гарантом безопасности и конфиденциальности данных. Тем самым, те заказчики, что уже успели применить беспилотные системы на своих объектах, с охотой внедряют БВС на других объектах ТЭК.


Кроме того, развитие получило и программное обеспечение, средства анализа обработки данных, передаваемых с БПЛА.


Воздушный мониторинг обеспечивает самые точные данные, трехмерное моделирование дает четкое представление о рельефе местности, скрытого под растительностью, тепловизоры определяют температуру с погрешностью 2-4 градуса по Цельсию. Поэтому все задачи, которые требуют решения, уже выполняются. Безусловно беспилотной авиации есть куда расти, и со временем технологии будут совершенствоваться. То же можно сказать и о беспилотниках, занимающиеся доставкой грузов. Данная услуга на сегодняшний день крайне востребована, но не широко применима, так как идет процесс опытно-промышленных испытаний и эксплуатаций, в то время как опытно-промышленные испытания по дистанционному зондированию земли прошли десятки лет назад, и сейчас эта услуга очень востребована.


Как будут использоваться беспилотные системы в будущем? Это зависит от запросов заказчика на выполнение тех или иных работ, от развития систем связи, наземной инфраструктуры и законодательства, без которого элементарное выполнение полетов может быть невозможно.



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



30.06.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости