Остались вопросы

Европе придется экономить газ минимум до октября

ЕС должен продлить свою цель по сокращению спроса на газ как минимум до октября 2023 года, утверждает в своем докладе брюссельский аналитические центр Bruegel. Хотя планы европейских стран по быстрому развертыванию регазификационной инфраструктуры могут снять ограничения по импорту СПГ (если они будут вовремя построены), фактор конкуренции за ограниченное количество СПГ на мировых рынках остается еще на несколько лет.


В докладе «Подготовка к будущей зиме: обзор европейского рынка газа в 2023 году» брюссельский аналитический центр Bruegel анализирует сценарии газового баланса Европы и приходит к выводу, что ЕС следует озаботиться сокращением потребления газа минимум до октября 2023 года.


Страны ЕС в августе 2022 г. договорились о снижении спроса на природный газ на 15% в период с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г. по сравнению со средним показателем за тот же период за предыдущие пять лет. При таком сокращении ЕС сможет удовлетворить спрос зимой 2022–2023 годов даже без российского газа, однако энергетический кризис в Европе не закончится в апреле 2023 года, считают аналитики Bruegel. Решения по газу нужно принимать уже с учетом зимы 2023-24 гг.


Bruegel рассматривает три сценария.


1) Исходный сценарий: потоки российского трубопроводного газа остаются примерно на сегодняшнем уровне, при этом газ поступает транзитом через Украину и по трубопроводу «Турецкий поток» (сценарий UA/TS).


2) Сценарий прекращения потока газа через Украину: транзитные потоки через Украину прекращаются, но продолжаются поставки через «Турецкий поток» (сценарий TS).


3) Сценарий без российского трубопроводного газа (NRPG).


Во всех сценариях предполагается, что потоки нероссийских трубопроводов и СПГ сохранятся на уровне среднесуточного уровня в 2022 г.



В сценарии UA/TS ЕС потребуется сократить потребление газа на 13 процентов (320 ТВтч) по сравнению со средним показателем за предыдущие пять лет. Если транзит через Украину будет остановлен, это требование по сокращению увеличится до 17 процентов (420 ТВтч) и до 20 процентов (490 ТВтч), если будет остановлен весь российский трубопроводный газ. Колебания температуры потребуют большего или меньшего снижения (рисунок 1 и таблица 2).


Рисунок 1: Оценочные балансы газа в ЕС с 1 февраля 2023 г. по 30 сентября 2023 г.



Таблица 2: Необходимое сокращение потребления при разных зимних температурах




На рис. 2 показана эволюция хранимого газа в наиболее драматичном сценарии NRPG.


Рисунок 2: Прогнозируемые объемы хранения газа в ЕС в сценарии NRPG



Основная надежда Европы в снабжении газом – на поставки СПГ. В 2022 году европейский импорт СПГ увеличился на 600 ТВтч, или 60 процентов от общего объема импорта в 2021 году, при этом 400 ТВт-ч дополнительных объемов пришлось на США (рис. 4). Этому во многом способствовало перенаправление глобальных потоков СПГ, вызванное готовностью Европы платить более высокие цены. Китайский импорт упал на 200 ТВтч. Тем временем мировой экспорт СПГ вырос чуть менее чем на 5 процентов, до 230 ТВтч.


Рисунок 4. Изменения в импорте СПГ для отдельных регионов и рост мирового экспорта, 2022 г. по сравнению с 2021 г.



В последние годы американские мощности по сжижению природного газа в основном выкупались азиатскими импортерами. В 2022 году США смогли запустить свои мощности по сжижению газа практически на полную мощность (за исключением некоторых объектов в сезон ураганов). В 2022 году часть СПГ, законтрактованного в США китайскими импортерами, была перенаправлена в Европу. По мнению Bruegel, это стало возможным благодаря увеличению поставок трубопроводного газа из России в Китай (по газопроводу «Сила Сибири», потоки по которому выросли с 10 млрд куб. м в 2021 г. до 15 млрд куб. м в 2022 г.).


Сможет ли Европа продолжать полагаться на эти объемы, зависит от способности Китая переходить на другой вид топлива и его экономического роста. Прогнозируется, что после снятия ограничений в Китае из-за COVID-19 экономический рост в Китае превысит 5%, что почти вдвое больше, чем в 2022 году.


В конечном счете, цены, считают в Брюсселе, являются арбитром между рынками. ЕС смог импортировать столько СПГ, потому что был готов платить высокие цены. Некоторые азиатские рынки (хотя бы рынок Пакистана) особенно чувствительны к мировым ценам на СПГ. Высокие цены стимулируют переход на другой вид топлива, что, возможно, освобождает СПГ для Европы. Газовые рынки США, Азии и Европы чувствительны к температуре, и СПГ обычно используется для компенсации колебаний спроса на всех трех рынках. Если зима не будет холодной на всех трех рынках одновременно, некоторое количество СПГ может быть перенаправлено из регионов с мягкой погодой в регионы с суровой зимой.


Россия по-прежнему экспортирует в ЕС от 10 до 15 ТВтч СПГ. Это не подлежит санкциям, но может быть сокращено Россией. Будущие проекты по сжижению природного газа в России, вероятно, будут отложены из-за санкций на импорт необходимого оборудования.


Наконец, в 2023 году на мировом рынке СПГ продолжится устойчивый рост спроса, где-то между 200 и 300 ТВтч. На рис. 5 показаны минимальный и максимальный объемы импорта по основным регионам и странам с 2019 по 2022 год в сравнении с ожидаемым предложением в 2023 году (предложение в 2022 году плюс рост в 2023 году). При слабом спросе за пределами ЕС у Европы будет достаточно возможностей для еще большего увеличения импорта СПГ, в то время как при высоком спросе за пределами ЕС глобальная конкуренция и цены на СПГ останутся жесткими в течение 2023 года.


Рисунок 5: Глобальный СПГ, диапазон ожидаемого спроса по сравнению с ожидаемым предложением, 2023 г., ТВтч



В Брюсселе подсчитали, что для надежного газоснабжения европейских стран исторически сложившийся спрос в 2023 году в холодную погоду должен был бы сократиться на 20%, а исторически сложившийся спрос в теплую погоду — на 7%, при условии, что российские потоки останутся на сегодняшнем уровне. Это сопоставимо с 13 процентами при нормальной погоде. В случае отсутствия российских потоков потребность в газе должна быть снижена на 26% в холодную погоду или на 15% в более теплую погоду.


Аналитики Bruegel рассмотрели возможные варианты изменения спроса домохозяйств и отраслей промышленности и пришли к выводу: независимо от российских потоков ЕС необходимо продолжать снижать спрос до октября 2023 года. При нормальных погодных условиях требуемое сокращение составляет от 14% до 20% в зависимости от трубопроводного импорта из России. Как минимум, ЕС должен согласиться продлить свою цель сокращения спроса на газ 15 процентов с марта до октября 2023 года.


Еще одна проблема на более спокойном рынке заключается в том, как перейти от экстренного режима заполнения хранилищ в 2022 году к более эффективному рыночному подходу, говорится в докладе. Для этого может потребоваться определенная европейская координация, поскольку в противном случае страны, которые слишком быстро отказываются от государственного вмешательства, могут столкнуться с трудностями при привлечении газа для хранения. Совместная закупка газа через Энергетическую платформу ЕС с требованием, чтобы страны использовали его для выполнения 15% своих обязательств по хранению (всего 13,5 млрд куб. м) является шагом в правильном направлении. Поскольку хранилища газа, вероятно, закончат зиму 2022-2023 годов относительно полными, на платформу может в конечном итоге приходиться значительная доля газа (более 50%), закачиваемого в хранилища летом 2023 года.


В докладе также указывается на политический риск: Россия, увидев, что широкомасштабное эмбарго не дало желаемого эффекта, попытается выборочно увеличить потоки газа в некоторые страны в обмен на политические льготы.


Похоже, в аппарате Европейской комиссии серьезно обеспокоены зимой 2023/24 гг., что стимулировало Bruegel выпустить отдельный доклад, посвященный европейской газовой солидарности «Солидарность ЕС во время газового кризиса: даже при наличии желания путь все равно выглядит трудным».


Аналитики центра ссылаются на три документа ЕС: Регулирование безопасности поставок (SOS), Регулирование усиления солидарности (ES) и Регулирование сокращения спроса на газ (GDR), все они содержат различные меры солидарности, направленные на оказание помощи наиболее пострадавшим государствам-членам (рисунок 1).




Наиболее важными мерами, считают авторы, являются:


• обязательство солидарности (совместного использования), предусматривающее сокращение поставок газа всем потребителям, кроме потребителей, защищенных солидарностью, в одном государстве-члене, чтобы позволить другому государству-члену, к которому оно подключено (напрямую или через страну, не входящую в ЕС) и которое объявило чрезвычайное положение в стране и запросило меру солидарности, снабжать своих клиентов, защищенных солидарностью, если они не могут сделать это самостоятельно (Положение SOS),


• измененное обязательство солидарности (совместного использования), предусматривающее сокращение поставок газа, за исключением поставок потребителям, защищенным солидарностью, для поставок критических объемов газа для обеспечения безопасности электроснабжения, поставок электроэнергии, необходимой для производства и транспортировки газа, и поставок, необходимых для функционирования различных критически важных установок и инфраструктуры в одном государстве-члене, чтобы позволить запрашивающему государству-члену покрыть основные поставки своим клиентам, защищенным солидарностью, и поставки критических объемов газа для обеспечения безопасности электроснабжения (регулирование ES),


• обязательное сокращение спроса на газ на 15% каждым государством-членом (если не предоставлено полное или частичное исключение) в случае предупреждения Союза, инициированного Советом (приоритетное сокращение для незащищенных потребителей, но потенциально также включает защищенных потребителей), что позволяет хранить "сэкономленный" газ и доставлять его наиболее пострадавшему члену.


Однако вполне возможно, что в ЕС беспокоятся напрасно. США поставляли СПГ Европе, потому что транспортное плечо до Европы обеспечивает большую доходность, чем до Китая. Себ Кеннеди посчитал разницу. Для американского СПГ базовыми затратами являются цены Henry Hub – на середину января 6,50 долл. за млн Btu, и цена TTF – 38 долл. за млн Btu. Из последней цифры вычитаем стоимость сжижения (15% от Henry Hub) и транспортировки (30-дневная поездка туда и обратно стоимостью 220 000 долларов в день). Это дает нетбэк в размере 30,63 долл./ млн Btu. Для стандартного судна объемом 165 000 кубометров газа, проданного на спотовом рынке в Европе с поставкой в январе 2023 года, маржа прибыли составляет 117 миллионов долларов. Для Китая с учетом 70-дневного маршрута туда и обратно и проезда через Панамский канал нетбэк составляет 96 миллионов долларов. Вот почему спотовые грузы направляются в Бельгию, а не в Пекин, заключает Себ.


В британском Оксфорде также весьма оптимистично смотрят на газ в Европе в 2023 году. Возможно, ЕС придется лишь на 10 млрд куб. м сократить объем хранилищ в течение зимнего сезона.




ИРТТЭК отмечает, что все аналитические заключения сделаны весьма обосновано, но в них не учитываются «черные лебеди». Себ Кеннеди, комментируя 15-летние соглашения на поставки СПГ европейским компаниями, пишет: «Сохраняется реальный риск того, что спрос на газ в Европе в какой-то момент в ближайшие 15 лет резко упадет, возможно, по мере вступления в силу новых соглашений о купле-продаже СПГ. Глубокая рецессия может совпасть с ожидаемой волной новых поставок на рынок в 2025 году, что потенциально приведет к новому избытку СПГ».


У Себа есть основания так писать. В Германии потребление газа сократилось на 30% в основном из-за остановки промышленных предприятий. В настоящее время Европа импортирует из Китая больше автомобилей, чем экспортирует, а после сокращения субсидий на электромобили спрос на них в Германии упал на 80%.


Если верить Блумбергу, из-за остановки предприятий, теплой зимы и огромных запасов газа в моменте цена газа в Европе стала ниже, чем в США.




В 2021 году СПГ обогнал трубопроводы в качестве основного канала торговли газом, и ожидается, что в ближайшие десятилетия эта доля будет увеличиваться независимо от того, насколько быстро в мире происходит декарбонизация.




Газ пойдет не столько туда, куда проложены трубы, сколько туда, где за него больше заплатят.


С другой стороны, стоимость сжижения и транспортировки отменить невозможно. Рентабельность поставок американского СПГ в Европу оценивается в районе $500-550 за тысячу кубометров. Ниже этой цены газ не опустится. Поэтому при любой цене газа минимум полуторная разница в его цене в США и Европе не сулит европейской промышленности ничего оптимистического.


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК

 


Все материалы рубрики «Нефть и Газ»





20.02.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости