Остались вопросы

В России могут смягчить экологические требования к бензину

Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования монометиланилина (ММА) в качестве присадки для выпуска топлива. 

В России могут смягчить экологические требования к производству бензина. Вице-премьер Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования монометаланилина (ММА) в качестве присадки для производства бензина К5 (включает АИ-92, АИ-95, АИ-98). Чиновник поставил задачу службе оценить влияние этой добавки на атмосферный воздух, выбросы и здоровье человека.

Монометиланилин - это добавка для увеличения октанового числа бензина (показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива, то есть его способность противостоять самовоспламенению при сжатии). Недостаточно высокое октановое число может приводить к проблемам с моторами у машин. Добавка ММА применялась на российских нефтеперерабатывающих заводах до 2016 года, но была запрещена Минэнерго. Тогда ведомство указало на негативное влияние присадки на бензин, а также на состояние агрегатов автомобиля и экологию.

Добавка ММА оказалась под запретом в том числе и в связи с полным переходом России к классу бензина «Евро-5», пояснил «Известиям» советник Ассоциации нефтепереработчиков Михаил Ершов. «Причинами запрета на применение ММА в составе автобензина К5 стало отсутствие на тот момент испытаний такого топлива на двигателях «Евро-5»», - сказал эксперт.

Основным отличием пятого экологического класса является пониженное содержание серы. Так, если для бензинов «Евро-4» допускает 50 мкг/кг серы, то для «Евро-5» - только 10.


Как показали дальнейшие исследования, наличие ММА в составе не мешает бензину соответствовать этим требованиям, отметил Михаил Ершов. В итоге отрасль последние годы поднимала вопрос о возврате к использованию ММА, но сейчас запрет закреплен в техрегламенте Таможенного союза и для использования присадки необходимо внести изменение в вышеуказанный нормативный документ, добавил специалист.


По словам начальника технического отдела АО «ТАИФ-НК» Алексея Тайманова, ММА - один из самых эффективных антидетонаторов. «Он является химическим веществом, содержащим в своем составе углерод, азот и водород. Эта добавка обладает уникальными характеристиками, а именно октановое число составляет до 400 пунктов. Для сравнения: октановые числа других высокооктановых добавок к бензину составляет от 100 до 125 пунктов», - рассказал он.


Михаил Ершов добавил, что после запрета ММА российский топливный рынок наполнился предложениями по поставке антидетонационных добавок на основе других ароматических аминов, прежде всего изомеров толуидина и ксилидина, анизидина и его производных. Однако по сравнению с ММА указанные соединения не имеют преимуществ по характеристикам токсичности, некоторые завозятся в Россию из-за рубежа, сказал эксперт.


По оценкам экспертов, если в России возобновят использование ММА в качестве присадки при производстве, это позволит сократить себестоимость бензина Аи-95-К5 на 2,3 рубля за литр. Также это поможет нефтеперерабатывающим заводам увеличить объемы производства бензина АИ-95 — каждая тонна этой присадки позволит выработать дополнительно 100 тонн бензина.


Впрочем, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов считает, что применение ММА может причинить ущерб здоровью жителей городов, так как повысит выбросы токсичных веществ. У российских регуляторов пока нет однозначной позиции по поводу ММА и его безвредности, вопрос требует тщательной проработки профильных ведомств.




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»





23.03.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости