Остались вопросы

«Второй Баку»: как открывали башкирскую нефть

16 мая 1932 года скважина № 702 в районе деревни Ишимбаево дала первые тонны «черного золота». К 90-летию со дня открытия башкирской нефти вспоминаем, в каких условиях жили и работали первые нефтяники, как помогали приблизить победу в Великой Отечественной войне и развивали отрасль в тяжелые послевоенные годы.

 

Трудный путь к первому фонтану


                В июле 1929 года Государственным исследовательским нефтяным институтом в Башкирию были направлены три геологические партии под руководством опытных специалистов. Одна из экспедиций во главе с инженером-геологом Алексеем Блохиным попала в район деревни Ишимбаево, где ранее уже фиксировались нефтепроявления. В итоге кропотливой работы в августе 1930 года руководитель партии Алексей Блохин указал места для бурения будущих скважин. Осенью в тресте «Уралнефть» создали Стерлитамакскую нефтеразведку, которой и предстояло открыть нефть в Башкирии.


                Вот что пишет о том времени исследователь, доктор исторических наук Рафис Зиязетдинов: «Осенью и зимой 1930 года у деревни Ишимбаево развернулись строительство и монтаж буровых вышек. Работа шла в тяжелых условиях.


34 (1).jpg


Оборудование доставлялось из поселка Раевка (120 км от Ишимбаево) по бездорожью, на подводах, запряженных лошадьми и верблюдами». Во что обходился завоз оборудования, можно понять из следующих расчетов: «Перевозка импортного [парового] котла из Англии до станции Раевка стоила 16 тысяч рублей, а от Раевки до Ишимбаево – 18 тысяч рублей…»


                Дорого обходилась тресту «Уралнефть» и работа на месте: «Каждый паровой котел сжигал до 20 кубометров дров в сутки…» Одну буровую обслуживала котельная с тремя котлами. Получается, что в сутки одна буровая «сжигала» дерева, сколько хватило бы для постройки одноэтажного деревянного дома (а с жильем у нефтяников было плохо: рабочие и специалисты жили в деревнях на расстоянии от 2 до 6 км от скважин).


                21 февраля 1931 года были пройдены первые метры на разведочной скважине № 703, в апреле началось бурение скважин № 701 и 702, в мае – скважины № 704. Но признаков промышленной нефти не обнаруживалось, было даже намерение свернуть разведочные работы.


                В октябре 1931 года на скважине № 702 произошла первая крупная авария: во время спуско-подъемной операции на глубине 533,3 м сломалась бурильная труба. Из-за нехватки оборудования и механизмов, а также организационных проблем общий простой в 1931 году составил 6 месяцев и 5 дней. На Всесоюзном съезде нефтяников-геологов звучали призывы прекратить бурение на пустых структурах, на «мертвую» уральскую нефть, а сосредоточить выделенные средства в более богатом нефтяном районе в пределах Кавказа.


                Тяжелым оказалось и начало 1932 года. При плане 1340 м в первом квартале было пробурено только 148 м. Скважину № 701 законсервировали из-за сильного искривления. Скважина № 702 простаивала в январе-феврале из-за поломки инструмента. Затем в Ишимбаево прибыли опытные буровики во главе с бакинцем Сергеем Логиновым, который сразу взялся за ликвидацию аварии на 702-й. После ремонта она возобновила работу, а уже в начале апреля были вскрыты нефтеносные известняки. И наконец 16 мая 1932 года из скважины ударил первый мощный фонтан нефти – первой нефти на востоке страны. Именно этот день считается точкой отсчета промышленной разработки нефти в Башкортостане. 3 июня забил фонтан из скважины № 703.


Башкирская нефть - на благо страны


                Академик Андрей Трофимук писал: «Открытие Ишимбаевского нефтяного месторождения явилось поворотным пунктом в создании нефтедобывающей промышленности на Урале. Оно показало, что Урал располагает огромными резервами для создания новой отрасли промышленности».


                В ноябре, к XV годовщине Великого Октября, в Стерлитамаке открыт первый в Башкирии нефтяной техникум. Налажена первая производственная телефонная связь для нефтяников

.

                Интересный факт! На открытом в мае 1932 года Ишимбайском месторождении уже к декабрю того же года трудились 1299 человек, машинно-тракторный парк разросся до 24 грузовых и 5 легковых автомобилей, 17 тракторов. Но в то же время значительную роль в обеспечении перевозок играл гужевой транспорт, его количество к 1935 году, например, исчислялось уже сотнями: 275 рабочих лошадей. В 1936 году нефтяников обслуживали уже 700 лошадей.


                5 июля 1933 года принято постановление о строительстве железной дороги Уфа - Ишимбаево для транспортировки нефти. Чтобы ускорить процесс, работы разрешили начать без утверждения генерального проекта и смет.


                Интересный факт! 29 января в газете «Башкирская вышка» вышла статья «Есть свой бензин!», где автор писал: «На разведке проводились работы по выгонке бензина из местной нефти. Для этого был установлен небольшой перегонный аппарат. Привозной бензин обходился в 500 рублей/тонна, свой – в 100 рублей. Поставлен вопрос об обустройстве этой весной на разведке небольшого нефтеперегонного завода».


34 (2).jpg


               Первый товарный поезд со станции Уфа подан под налив нефти на ишимбайские промыслы 30 сентября 1934 года.


Одновременно подали вагоны под погрузку хлеба на станцию Стерлитамак. Из Уфы первым служебным поездом на промысел прибыли члены правительства и лучшие строители дороги. Поезд, груженный хлебом и нефтью, в составе 24 вагонов и служебный поезд в составе 14 вагонов возвратились в Уфу утром 2 октября, находясь в пути около 15 часов.


                Так Ишимбай вышел на связь со всей страной, и ишимбайская нефть пришла на Саратовский и Грозненский НПЗ. Новая дорога позволила значительно ускорить освоение и развитие Ишимбайского нефтяного района, а также всей южной части республики.


                1 октября 1934 года вышло распоряжение № 350 Главнефти Минтяжпрома СССР, в котором тресту «Востокнефть» предписывалось: «…немедленно приступить к устройству в Ишимбаево установки по отбензиниванию нефти».


31 мая 1935 года проект был готов и утвержден Главнефтью, предполагавший сооружение большого завода.


34 (3).jpg


В сентябре началось строительство. Стройку возглавил Иван Иванович Новиков, ставший впоследствии директором завода. Со всей страны прибывали специалисты, строители, квалифицированные рабочие.


                В соответствии с приказом Наркомтяжпрома за № 1026 в сентябре 1935 года создан трест «Башнефть», выделившийся из треста «Востокнефть». Управляющим нового треста назначается Сергей Михайлович Ганшин. В первый год своего образования трест «Башнефть» добыл 405,8 тонны «черного золота».


                Интересный факт! В июне 1936 года состоялся первый выпуск Стерлитамакского нефтяного техникума. Среди выпускников – будущий министр нефтедобывающей промышленности СССР (1965–1977) Валентин Дмитриевич Шашин.


                17 октября 1936 года на Ишимбайском нефтеперегонном заводе была достигнута проектная мощность. Оборудование для завода изготовили многие предприятия страны: колонну и теплообменники – завод г. Подольска, котлы – «Ленкузница», насосы – «Красный молот», моторы – «Электросила», трубы – таганрогский и днепропетровский заводы.


23 ноября в Москву в качестве подарка VIII съезду Советов прибыл состав из 18 цистерн с ишимбайским бензином, а 20 декабря Ишимбайский НПЗ (завод № 433) принят государственной комиссией.


От добычи – к переработке


                Впрочем, масштабную задачу – переработать всю добываемую в Башкирии нефть – Ишимбайский завод решить не мог. На фоне растущей нефтедобычи его перерабатывающих мощностей было явно недостаточно. Как следствие, в апреле 1935 года были утверждены технический проект и смета первой очереди Уфимского крекинг-завода – первого в стране гиганта нефтепереработки.


                В июне 1938 года работы завершились. Пробный пуск первой очереди завода выявил недостатки в строительстве и несовершенство технологии переработки. С учетом этого заново перерабатывался весь проект. Были проведены строительно-монтажные работы на 35 млн рублей – переделывались недоброкачественные работы на атмосферно-вакуумной трубчатке, риформинге, крекинге вторичной перегонки, очистных установках.


                И все это дало необходимый результат – 20 июня 1938 года АВТ-1 Уфимского нефтеперерабатывающего завода выработала 117 тонн первого уфимского бензина, в июле того же года была пущена риформинг-установка.


                Интересный факт! На территории строительства были организованы телеграфная и почтовая связь (отделение перенесли из села Степановка), газетный киоск, пошивочная и сапожная мастерские, парикмахерская и книжная лавка с последними новинками на русском и башкирском языках. Были построены хлебные лавки, три точки продажи товаров народного потребления. Повсюду предлагалось организовать торговлю фруктовыми водами и квасом. За всем этим хозяйством следил специальный уполномоченный, в обязанности которого входил контроль за бесперебойной деятельностью лавок, киосков и прочих объектов. Медицинский пункт крекинг-завода был оснащен за счет санитарного блока строящегося неподалеку моторного завода. Оттуда же по распоряжению обкома перевели на стройку крекинг-завода «квалифицированных санработников», и особым пунктом отметив: «...обеспечить представление специального помещения и необходимого инвентаря (мебели) а также квартиры для врача». Были выделены средства на полное обеспечение медпункта аптечками и необходимыми лекарствами.


                Чтобы обеспечить бесперебойное снабжение сырьем Уфимского НПЗ Главнефть страны в начале 1936 года признает необходимость прокладки самого северного по тем временам нефтепровода Ишимбаево – Уфа. Сооружение нефтепровода объявлено всенародной стройкой, куда люди приезжали целыми семьями.


34 (4).jpg


                И вот – победа! Газета «Красная Башкирия» в ноябре 1937 года писала: «Коллектив рабочих и служащих Восточной конторы «Нефтепроводскладстроя» закончил строительство нефтепровода. Ишимбай – Уфа, с 3 ноября начата закачка.


К 9 ноября уже закачано 9 тыс. 100 т. ишимбайской нефти. Нефть подошла к воротам Уфимского крекинг-завода».


Создавая «Второй Баку»


10 мая 1937 года возле деревни Нарышево из скважины № 1, пробуренной бригадой мастера В. А. Лебедева, на Туймазинской площади с глубины 1108 метров получен фонтан нефти из угленосной свиты, открывший новый нефтяной район в Башкирии.


                Тяжелыми были первые шаги освоения туймазинской нефти: на бревенчатых полозьях везли буровые лебедки, насосы, паровые котлы. В сани впрягали два-три десятка лошадей. Буровые станки вращались паровыми машинами, освещались керосиновыми фонарями.


                17 августа на базе нефтепромысла создан трест «Туймазанефть». Нефтепромысел и трест развивались медленными темпами. Основной причиной была низкая добыча нефти.


                Интересный факт! В 1938 году, наряду с традиционным роторным бурением, в Ишимбаево впервые начал применяться новый, более производительный турбинный метод бурения с использованием гидравлического забойного двигателя.


                В марте 1939 года состоялся XVIII Съезд ВКП (б), на котором было принято решение о создании между Волгой и Уралом новой крупной нефтяной базы «Второго Баку». Большая роль в этом возлагалась на нефтяников Башкирии.


                Этот фронт работы был объявлен всесоюзной стройкой. В декабре в Краснокамске состоялся первый слет стахановцев и руководителей прикамских нефтепромыслов, который обратился ко всем нефтяникам «Второго Баку» с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий третьей пятилетки. Призыв поддержали нефтяники Сызрани, Ишимбая, Туймазов и других территорий Волго-Уральской нефтегазоносной провинции.


                Рабочий поселок Ишимбаево преобразован в город областного подчинения. Здесь начали работать горком ВКП (б) и исполком городского Совета.


                Появился город Ишимбай, и руководство треста «Башнефть» переведено из Стерлитамака в Ишимбай, а сам трест переименован в «Ишимбайнефть». Но Ишимбаю, несмотря на то что он стал первопроходцем нефтедобычи в Башкирии, так и не удалось впоследствии стать нефтяным мегаполисом: помешала война и трудные послевоенные годы. Сегодня здесь проживает чуть более 60 тысяч жителей.


34 (7).jpg


«Жемчужины башкирской нефти»


                С началом Великой Отечественной войны страна оказалась отрезана от бакинской, грозненской и кубанской нефти. Башкирия стала местом эвакуации для нефтяников: в Уфу были перебазированы Наркомат нефтяной промышленности и Московский нефтяной институт им. И. М. Губкина, в Стерлитамак – трест «Азнефтеразведка», получивший наименование «Башнефтеразведка». Учитывая осложнения военной обстановки, возможность захвата врагом Северного Кавказа и Азербайджана, Государственный комитет по обороне продолжал эвакуацию людей, материальных ресурсов и предприятий. В 1942 году началась вторая волна эвакуации. В Башкирскую АССР из Баку прибыли 703, из Грозного – 264, из Майкопа – 91 рабочий и специалист.


                Уже в 1942 году в «Башнефтекомбинате» объемы разведочного бурения были самыми большими среди всех нефтекомбинатов СССР – больше, чем в Азербайджане.  Причем в отличие от довоенного времени масштабы разведочного бурения даже превышали показатели эксплуатационного. Активная нефтеразведка продолжалась, как и по всему Волго-Уралу.


                В сентябре 1943 года бригада Михаила Голякова пробурила разведочную скважину № 5 недалеко от деревни Кинзебулатово.


                Тогда ударил самый мощный в истории башкирской нефти фонтан, который укрощали в течение пяти дней. Скважина выбрасывала на поверхность до 6000 тонн нефти в сутки.


По словам главного геолога «Башнефтекомбината» Андрея Трофимука, когда этот фонтан был укрощен, из одной только скважины № 5 ежедневно отправлялось на нефтеперерабатывающие заводы несколько эшелонов нефти. Газета «Красная Башкирия» назвала это месторождение «жемчужиной башкирской нефти».


                После открытия Кинзебулатовского месторождения башкирские геологи выступили с предложением бурить на девон на Туймазинской структуре. 26 сентября 1944 года из скважины № 100 бригады бурового мастера А. Т. Трипольского получен фонтан девонской нефти с суточным дебитом 250 т. Так родилось Туймазинское месторождение, входившее в пятерку уникальных, самых крупных по запасам нефти месторождений мира.


                Открытие месторождения резко увеличило добычу нефти в общесоюзном масштабе, а также решило две важнейшие задачи, с которыми столкнулся СССР в годы войны. Первая – это приближение Победы. Достаточно сказать, что каждый третий советский танк и каждый пятый самолет заправлялись топливом, изготовленным из башкирской нефти. Вторая – восстановление народного хозяйства страны. Обе задачи были решены, в том числе благодаря Туймазинскому месторождению.


                В марте 1945 года созданы объединения «Башнефть» и «Башнефтехимзаводы». Возглавил вновь созданную «Башнефть» Степан Иванович Кувыкин. «Башнефть» вместе со всей страной с воодушевлением встретила победоносный май 1945 года.


                Больше половины из пяти тысяч нефтяников республики, ушедших на фронт, не вернулись. Имена героев войны навсегда вошли в историю. Многие из них удостоены высоких фронтовых наград. Кстати, за время войны Верховный главнокомандующий И. В. Сталин, ГКО и Наркомат нефтяной промышленности СССР отмечали заслуги нефтяников Башкирии перед фронтом свыше 30 раз.


34 (8).jpg


Первые послевоенные


                В послевоенные годы Башкирия вышла на второе после Азербайджана место в СССР по нефтедобыче.


В 1947 г. создан Уфимский научно-исследовательский нефтяной институт УфНИИ (с 1970 г. – «БашНИПИнефть»). Перед ним поставлена задача научно-технического обеспечения разработки залежей девонской нефти.


                На Туймазинском нефтяном месторождении началось бурение скважин турбинным способом. Буровой мастер Иван Куприянов пробурил турбобуром скважину со скоростью 670 м/ст.-мес.


                Интересный факт! Башкирские буровики дали путевку в жизнь многим новинкам: многоступенчатому турбобуру, секционным и шпиндельным турбобурам. Энтузиасты нового способа бурения много сделали для увеличения работоспособности этих забойных двигателей. По всей стране начало развиваться турбинное бурение.


                В мае 1947 года на Туймазинском месторождении начались подготовительные работы по законтурному заводнению. В составе промысла № 1 создан цех поддержания пластового давления (ППД), преобразованный затем в самостоятельную контору при тресте «Туймазанефть».


                3 сентября 1947 года вступил в строй нефтепровод Туймазы – Уфа. В официальных документах магистраль отмечалась как важнейшая стройка послевоенного времени. Протяженность нефтепровода составляла 183 км, диаметр труб – 350 мм.


                В тот же день первая партия туймазинской нефти поступила на Уфимский крекинг-завод. Эта дата и стала днем рождения системы магистральных нефте- и продуктопроводов Урало-Сибирского региона. В этом же году открыто Копей-Кубовское месторождение.


                В апреле 1949 года открыто Серафимовское месторождение нефти площадью 36 тыс. га в Туймазинском районе.


                В июне 1950 года состоялся первый выпуск Уфимского нефтяного университета. Дипломы получили 14 инженеров-механиков по машинам и оборудованию нефтяных и газовых промыслов.


                В этом же году буровики треста «Туймазабурнефть» начали бурить электробуром первую скважину и достигли высокой скорости – 1002 м/ст.-мес.


                Бригадиру И. Д. Куприянову была присуждена Государственная премия СССР, а также звание Героя  Социалистического Труда – «за особые заслуги и творческую работу по внедрению форсированного режима турбинного бурения».

В 1949 году Герой Социалистического Труда Иван Куприянов был приглашен в Москву на празднование 70-летнего юбилея Сталина. Известный в свои 39 лет всей стране буровой мастер сидел за столом рядом с маршалом Жуковым и потом вспоминал, как Георгий Константинович предложил тост за нефтяников, сказав: «Это дельный народ. Без них мы не доехали бы до Берлина».


                В 1951 году введен в строй Ново-Уфимский НПЗ («Новойл»), а 25 июля установка АВТ-1 дала первый бензин.


                Проектирование НПЗ началось в 1946 году, когда с открытием в 1944 году высокопродуктивных залежей девонской нефти Туймазинского месторождения возникла необходимость создания в Башкирии новых перерабатывающих мощностей. Бурно развивающееся народное хозяйство нуждалось в горючем и смазочных маслах.


                На строительство завода со всех концов Башкирии стекалась молодежь, в основном деревенская, не имеющая никакой специальности, но с избытком романтической энергии и энтузиазма. Впоследствии многие молодые строители станут технологами, машинистами, слесарями и свяжут свои судьбы с нефтепереработкой.


                В 1952 году создается «Башнефтепроект» – институт по проектированию нефтепромысловых и газопромысловых сооружений.


                По проектам института построены в Уфе здания Общественно-политического центра, авиационного технического университета, ПО «Башнефть», Федеральной службы безопасности; ДК нефтяников; объекты обустройства нефтяных месторождений не только в Башкирии, но и в Республике Куба (1978–1980), Йеменской Арабской Республике (1990).


                В сентябре 1952 года на базе Серафимовского укрупненного нефтепромысла треста «Туймазанефть» образован трест «Октябрьскнефть». Первым управляющим треста был К. Коваленко. Он был замечательным рационализатором и изобретателем, автором 35 научных публикаций. Годы его руководства трестом характеризуются высокими темпами нефтедобычи: в 1952 году – 676 тысяч тонн, в 1953 году – 1 млн 439 тысяч тонн, в 1954 году – 2 млн 377 тысяч тонн. В 1954 году Коваленко стал главным инженером, а затем – начальником объединения «Башнефть».


                1953 г. – введен в строй газопровод Туймазы – Уфа, столица республики получила бытовой газ. Газета «Советская Башкирия» 23 июля 1953 года вышла с репортажем об этом:


                «Газовые горелки зажглись в первой уфимской пятиэтажке на улице Ленина, 9/11. Керосинки уходят в прошлое! Следующими счастливчиками станут жители дома на ул. Ленина, 2. Работы там уже идут, а всего до конца 1953 года «голубой огонек» должен зажечься в 140 городских квартирах. Темпы впечатляющие, ведь от момента строительства газопровода и газораспределительной станции к уфимским домам прошло всего полгода!»


                23 марта – открыто Шкаповское месторождение нефти в Бижбулякском районе. Разведочная скважина дала фонтан с суточным дебитом 210 т.


                В начальной стадии разработки на месторождении применялся фонтанный способ эксплуатации скважин, в настоящее время – механизированный. Месторождение находится на заключительной стадии разработки; значительная часть скважин уже выведена из эксплуатации. Причиной снижения добычи является обводненность продукции, она превышает 96 %.     


Интересный факт! В 1953 году на Карташевском нефтяном месторождении пробурена горизонтальная многозабойная скважина с 10 наклонными горизонтальными стволами. Эта работа демонстрировалась на IV Международном нефтяном конгрессе в Риме.

34 (5).jpg


                В 1954 году на нефтепромыслах Башкирии начаты работы по автоматизации и диспетчеризации промысловых объектов.


                В тресте «Туймазанефть» впервые в СССР проведены промышленные испытания гидравлического разрыва пласта – одного из самых эффективных методов повышения нефтеотдачи и интенсификации притока жидкости и газа к скважинам.


Новые рекорды


                29 декабря 1955 года открыто самое крупное в Башкирии – Арланское нефтяное месторождение.


В конце 1955 года скважина № 3 у деревни Ашит, пробуренная бригадой бурового мастера Шарифьяна Сахапова, возвестила об открытии нового месторождения на северо-западе Башкирии. Первоначальный дебит скважины составлял 145 тонн нефти в сутки.


                Тогда никто и предположить не мог, каковы масштабы этого открытия. Лишь к 1961 году геологам стало ясно, что несколько открытых к тому времени месторождений являются частью гигантского Арланского нефтяного месторождения площадью почти 132 тыс. га.


                Интересный факт! Кустовое бурение, которое впервые в отрасли было внедрено на Арланском месторождении, теперь широко используется нефтяниками всего мира. 


Декабрь 1955 года – нефтяники Башкирии, добыв 15 315 тыс. т нефти и газоконденсата, вышли на первое место в стране по добыче, опередив азербайджанских нефтяников.


                В 1956 году завершено строительство первого предприятия химической промышленности в Башкирии – Уфимского завода синтетического спирта (ныне ПАО «Уфаоргсинтез»). Его проектирование началось в 1949 году. А 16 октября 1956 года в отделении ректификации произвели первые литры спирта. В последующие годы были проведены масштабные модернизация и реконструкция действующих производств и строительство новых объектов.


                На Уфимском заводе синтетического спирта были введены в строй первая в стране установка по выработке эффективного реагента для цветной металлургии, цех этиленпропиленового каучука, освоен выпуск гранулированного полиэтилена, внедрен новый процесс производства изопропилбензола.


34 (6).jpg


                В ноябре 1957 года на Черниковском нефтеперерабатывающем заводе (прежнее название «Башнефть-Уфанефтехима») получен первый продукт. Этот момент и стал рождением предприятия.


                В 1962 году промышленный гигант переименован в Уфимский нефтеперерабатывающий завод имени XXII съезда КПСС. В 1993 году с началом процесса акционирования в стране завод становится «Уфанефтехимом».


                Сегодня «Башнефть-Уфанефтехим» является крупным производителем моторных топлив стандарта «Евро-5» и «Евро-6», нефтяного кокса, элементарной серы, а также одним из крупнейших в России предприятий по производству ароматических углеводородов. Завод производит около 60 наименований продукции.


                Январь 1958 г. – началась добыча на Арланском месторождении, первые тысячи тонн арланской нефти поступили на Уфимский НПЗ.


                Годом позже открыты Четырмановское месторождение,    Воядинское месторождение, Саузбашевское месторождение.  На севере республики в 1953 г. были найдены сравнительно небольшие залежи на Надеждинской площади в терригенной толще нижнего карбона и на Орьебашевской площади в терригенных отложениях нижнего карбона и девона.         Несколько позже в этом районе были открыты Четырмановское, Игровское, Кузбаевское, Югомаш-Максимовское, Татышлинское и другие месторождения, на базе которых создано НГДУ «Краснохолмскнефть».


                Шкаповское газоперерабатывающее предприятие является самым крупным газоперерабатывающим заводом в республике. В 1959 году перед руководителями отрасли встал вопрос рационального использования попутного нефтяного газа (ПНГ) на всей территории большой страны. Обоснованным решением стало создание небольших газобензиновых заводов, одним из которых стал Шкаповский. Именно здесь предстояло перерабатывать попутный нефтяной газ, который образовывался на месторождениях на западе и юго-западе БАССР. Переработка ПНГ важна не только с экономической, но и с экологической точки зрения, так что строительство предприятия смогло решить сразу несколько важных вопросов.


34 (10).jpg


                В 1961 году завершилось строительство Шкаповского газоперерабатывающего завода. Начат перевод скважин на безвышечную эксплуатацию, которую первыми в Советском Союзе осуществили нефтяники Арлана.


                В 1962 году бригада, возглавляемая Д. И. Михайловым, достигла наивысшей проходки в СССР − 40 371 метр, с достижением скорости проходки 5041 метр на станко-месяц и годовой экономии 364 тысячи рублей. Уже в следующем году бригада побила свой собственный рекорд – пробурила 40 716 метров, достигнув при этом наибольшей скорости – 7075 метров на станок в месяц. Годовая экономия составила 462 тысячи рублей. Таких высоких показателей в бурении до этого не добивалась ни одна бригада не только в Башкирии, но и в других регионах Советского Союза.


                Последующие годы ознаменовались многочисленными открытиями, совершенством технологий добычи и переработки нефти. Одним из знаковых событий в истории «Башнефти» стало ее вхождение в «Роснефть» в 2016 году. Это открыло компании широкие возможности для развития. Благодаря созданию единой производственной цепочки с другими добывающими, нефтеперерабатывающими предприятиями и научными институтами «Роснефти» существенно повысилась эффективность работы башкирского промышленного гиганта за счет снижения операционных и логистических затрат.

 34 (9).jpg


Что для вас значит 90-летие башкирской нефти?


Слово ветеранам отрасли


Сергей Николаевич Бабанов, председатель совета ветеранов НГДУ «Туймазанефть», трудовой стаж в отрасли – 39 лет:


                Открытие в 1932 году башкирской нефти положило начало широкому развороту геолого-съемочных работ в республике, резкому увеличению числа геологических партий и объему поисково-разведочного бурения. Это напрямую связано с началом трудовой деятельности моих родителей, которые в 1948 году, после окончания Томского политехнического института, были направлены геологами в НПУ «Ишимбайнефть», а в 1951 году – в НГДУ «Туймазанефть», где и проработали до ухода на заслуженный отдых. Поэтому можно считать, что и моя трудовая деятельность нефтяника, – а это около 40 лет, – тесно связана с нефтедобычей башкирской нефти.

34 (11).jpg


Вера Михайловна Колобова, председатель совета ветеранов ПАО «Уфаоргсинтез», трудовой стаж в отрасли – 37 лет:


                Для меня 90-летие башкирской нефти – это, прежде всего, дальнейшее развитие нефтехимической отрасли, стабильность экономики, уверенность в завтрашнем дне, улучшение благосостояния ветеранов.


Венер Тимерханович Газизов, председатель совета ветеранов ООО «Башнефть-Розница», трудовой стаж в отрасли – 37 лет:


                Развитие Республики Башкортостан, подготовка кадров не только для республики, но для всей нашей страны. Развитие башкирской нефти помогло в развитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи.


Улучшилось качество жизни. Самое главное – это историческая память, когда открытие башкирской нефти внесло вклад в победу над фашистской Германией.


34 (12).jpg


Николай Семенович Волочков, председатель совета ветеранов ПАО АНК «Башнефть», трудовой стаж в отрасли – 36 лет:


                Для меня 90-летие башкирской нефти – это время подведения итогов, чествование нефтяников, которые своим трудом внесли значительный вклад в историю республики, и тех, кто продолжает славные трудовые традиции сегодня. Это праздничный настрой от сопричастности к успехам и развитию компании «Башнефть».


34 (13).jpg  34 (14).jpg  


Резеда Ханифовна Хафизова, заместитель председателя совета ветеранов ПАО АНК «Башнефть», трудовой стаж в отрасли – более 30 лет, продолжает работать:


                Открытие нефти превратило Республику Башкортостан из аграрной в центр современной индустрии, положило начало развитию многих отраслей промышленности. Появились новые города и поселки. Развивалась инфраструктура, появились рабочие места, учебные заведения. Нефтяная отрасль по сегодняшний день является прочным фундаментом развития республики.

 34 (15).jpg





Журнал "Нефть и Газ Сибири" 1_46_2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости