Остались вопросы

Тяга к развитию: вековая история российского трактора

Сто лет назад, в 1924 году, на ленинградском заводе «Красный путиловец» был выпущен первый советский трактор. И хотя он являлся полной копией американской машины, это событие положило начало массовому отечественному тракторостроению.

 

John Deere, Генри Форд и другие «первопроходцы»


Люди всегда стремились облегчить свой труд и механизировать полевые работы, поэтому первые машины, подобные тракторам, появились еще в середине 19-го века. Изобретатели в разных уголках мира придумывали свои модели с паровым двигателем. Так, создателем первого гусеничного трактора считается англичанин Джон Гиткот, который в 1837 году представил рабочий экземпляр машины для вспахивания и осушения болот. Однако эти разработки не получили широкого распространения. Настоящая революция в отрасли случилась только в конце 1880-х годов, когда на смену паровым двигателям пришли бензиновые.


В 1892 году Джон Фролих из США построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах. Годом позже была создана компания, которая начала мелкосерийное производство тракторов. Однако на практике дело не пошло – первые два клиента остались недовольны и вернули машины владельцам. После такой неудачи Фролих покинул компанию, которая надолго прекратила выпуск тракторов и вернулась к их производству под маркой Waterloo Boy только в 1912 году. Спустя пять лет предприятие-изготовитель было куплено корпорацией Deere & Company, что стало началом истории легендарных тракторов John Deere.



Модель, с которой началась история легендарных тракторов John Deere.jpg

Модель, с которой началась история легендарных тракторов John Deere


В 1895 году свой первый трактор с бензиновым двигателем выпустила и компания Case – еще один всемирно известный производитель сельскохозяйственной техники.


Примерно в то же время два молодых американца Чарльз Харт и Чарльз Парр, еще будучи студентами университета, создали двухцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 70 л. с., где для охлаждения вместо воды использовалось масло. Их машина считается старейшим трактором с двигателем внутреннего сгорания в США и хранится в Смитсоновском национальном музее истории в Вашингтоне. Кстати, эти двое парней уверяли, что именно они ввели в обиход слово «трактор» (с англ. tractor – «тягач», от лат. traho – тащить, тянуть), которое начало фигурировать в рекламных объявлениях в начале 20-го века.


В 1917 году тракторное производство наладил «отец массового автопрома» Генри Форд. В 1919 году он начал выпускать на своих заводах 20-сильный трактор «Фордзон», который работал уже на керосине и отличался безрамной конструкцией, где двигатель и коробка передач выполняли несущую функцию. Интересно, что в 1920-е СССР закупил около 20 000 тракторов Форда.


Западные тракторы под советским брендом


Советские инженеры изо всех сил пытались разработать собственное «чудо техники». Подготовка заводов к выпуску тракторов началась по указанию Владимира Ленина сразу после революции. В 1919 году изобретатель Яков Мамин создал примитивный трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Кстати, Мамин был учеником Федора Блинова, которого называют создателем первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем (правда, ни одного документального подтверждения постройки Блиновым самоходного устройства так и не найдено).


В 1921 году был издан декрет Совета народных комиссаров о признании сельскохозяйственного машиностроения «делом чрезвычайной государственной важности». В последующие пару лет были выпущены новые модели «Коломенец-1», «Карлик», «Запорожец», однако они не отвечали требованиям растущего агрокомплекса СССР по мощности и производительности. Пять сохранившихся дореволюционных заводов, пригодных для изготовления тракторов, также не могли дать необходимые огромной стране объемы и качество техники. Советская промышленность была не в силах обеспечить масштабную модернизацию сельского хозяйства. Тем не менее именно в этот период были заложены основы промышленного тракторостроения и подготовлены первые кадры для отрасли.



Компактный трактор Карлик отличался простотой и ремонтопригодностью, но не подходил для решения масштабных задач советского АПК.jpg

Компактный трактор Карлик отличался простотой и ремонтопригодностью, но не подходил для решения масштабных задач советского АПК



Компактный «Карлик», изобретенный Яковом Маминым и отлично подходящий для небольших хозяйств, немного опоздал со своим появлением. В стране началась коллективизация, и появилась потребность обрабатывать большие участки земли, которые этому «малышу» были уже не по силам. Нашлись и «доброжелатели», уверявшие, что Мамин сконструировал свой трактор специально для кулаков. В 1937 году изобретатель уехал в Челябинск, где трудился научным сотрудником в Институте механизации и электрификации сельского хозяйства. Его именем названа одна из улиц столицы Южного Урала.



В 1924 году на заводе «Красный путиловец» (ныне – Петербургский тракторный завод) было локализовано производство американских тракторов Fordson. Выпущен первый отечественный серийный трактор «Фордзон-Путиловец», в народе – «Федор Петрович». Несмотря на то, что недостатков у машины хватало, с 1924 по 1932 г. произведено более 40 000 единиц таких «американцев» под советским брендом. Именно они составили основу тракторного парка страны в период первых пятилеток.



В 1924 году выпущен первый советский трактор Фордзон-Путиловец.jpg

В 1924 году выпущен первый советский трактор Фордзон-Путиловец


Компания Генри Форда была не единственным тракторным «партнером» Союза. В 1930-е годы «ФП» уступили место более мощным и надежным машинам International Harvester (выпускались под маркой СТЗ-15/30 на Сталинградском тракторном заводе). В 1924 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) начинается массовое производство трактора «Коммунар», одного из первых советских тракторов на гусеничном ходу и фактически копии германской машины Hanomag WD Z 50. А в Челябинске в 1933 году началось производство гусеничных тракторов С-60 – аналогов Caterpillar Sixty. Все эти компании внесли большой вклад в развитие отечественной тракторной промышленности довоенного периода.


В 1930-е годы советские предприятия произвели для сельского хозяйства около 700 тыс. тракторов, что составило 40% их мирового производства.


Периоды расцвета и упадка


Во время Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы заработали предприятия в Минске, Владимире, Кишиневе, Ташкенте, Павлодаре. В этот период в СССР развивается производство собственной техники. В 1961 году на ленинградском заводе создан легендарный «Кировец», который увеличил производительность в три раза. В сентябре 1964 года с конвейера ленинградского завода сошел первый серийный К-700. А уже в 1968 году в Советском Союзе изготовили почти в 2 раза больше тракторов, чем в США.



Первый трактор Кировец выходит из ворот Кировского завода, 1962 г..jpg

Первый трактор Кировец выходит из ворот Кировского завода, 1962 г.


Одним из самых тяжелых периодов в истории отечественного сельхозмашиностроения стали 1990-е и начало 2000-х. На рынок хлынула импортная техника, а российские предприятия сокращали объемы производства или вовсе закрывались. Отрасль находилась на грани вымирания.


В 2010-х российское тракторостроение начало вновь «поднимать голову». Инвестиции компаний в развитие заводов и господдержка, стимулирующая аграриев покупать отечественную технику, позволили добиться впечатляющих результатов. За последние десять лет выпуск тракторов в стране вырос почти в 20 раз. Например, если в 2013 году тот же Петербургский тракторный завод производил сотни тракторов, то в 2022 году выпустил уже порядка 4300 машин.


Первый тракторный завод за 52 года


В марте 2024 года «Ростсельмаш» открыл первый в современной России тракторный завод полного производственного цикла. Его мощность составляет 5000 машин в год. Причем около 80% компонентов новый завод получает с собственных производственных площадок и других отечественных предприятий. Инвестиции в проект превысили 10 млрд рублей.


В Ростове-на-Дону «Ростсельмаш» также запустил завод автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для тракторов, комбайнов и дорожно-строительной техники. В настоящий момент он занимает промышленные площадки в 70 тыс. кв. м. Новый завод объединил как уже действующие подразделения, так и только что сданные в эксплуатацию. К последним относится производство валов и зубчатых передач, которое является важнейшим технологическим переделом в изготовлении трансмиссий.


Производственные мощности первого этапа позволяют изготавливать компоненты в количестве, достаточном для выпуска 3700 тракторов всех серий.


Петербургский тракторный завод инвестирует 15 млрд руб. в запуск нового производства мостов, коробок передач и редукторов. Предприятие будет постепенно запускаться с осени этого года. ПТЗ уже реализовал проект по изготовлению АКПП.


Китайская «экспансия»


В то же время проблемой для развития производства тракторов в России является агрессивный импорт.


«Российский рынок открыт. Зарубежные компании, пользуясь всесторонней поддержкой в своих странах, активно поставляют к нам свою сельхозтехнику. Такие машины и оборудование могут реализовываться фактически по себестоимости. И в связи с непростым финансовым положением российские аграрии в этом случае смотрят в первую очередь на цену, а не на вопросы доверия к производителю. Тем самым создаются неравные условия конкуренции», – отмечают в Ассоциации «Росспецмаш».


По данным объединения, с 2017 по 2023 г. Китай, например, нарастил поставки сельхозтехники в Россию в 4,4 раза в денежном выражении. Импорт китайских тракторов в РФ за этот период вырос в 24 раза. Если в 2017 году в структуре импорта по данному сегменту доля тракторов из Китая составляла 4%, то в 2023 году – уже 63%.


Ранее Президент России Владимир Путин заявлял о необходимости создавать благоприятные условия для работы российских производителей на фоне борьбы за рынок РФ с иностранными компаниями. Мощности действующих отечественных предприятий, с учетом новых площадок, позволяют довести долю российских и белорусских тракторов на внутреннем рынке до 80%, но на фоне падения доходов аграриев им для своевременного обновления парка необходима комплексная поддержка со стороны государства.


«Российское сельхозмашиностроение напрямую зависит от того, как в финансовом плане себя чувствуют аграрии. Сейчас сложилась ситуация, когда доходность в аграрном бизнесе существенно сократилась. Кроме того, уменьшилось финансирование ряда ключевых мер господдержки. Во многом эти два фактора в прошлом году и привели к снижению производства и отгрузок российской прицепной и навесной техники на 20–30%, сельскохозяйственных тракторов – на 7%. Рост фиксировался только в сегментах зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, но связан он с низкой базой 2022 года», – поясняют в «Росспецмаш».



В 2023 году рынок тракторов для сельского хозяйства в РФ составил 36 864 шт. (+3% к 2022 г.). При этом на долю российских и белорусских производителей приходится 63%.

 



Российские производители также сталкиваются с проблемой роста себестоимости производства: кредитные ставки запредельно высокие, растут цены на металл, на энергоносители, на компоненты, в разы выросли логистические затраты.

В связи с этим, по мнению Ассоциации «Росспецмаш», необходимо увеличить финансирование таких эффективных механизмов, как субсидирование приобретения сельхозтехники со скидками в рамках «Программы 1432» до 20 млрд рублей в год, выделять больше средств на льготные кредиты и льготный лизинг. Важно предоставлять аграриям и машиностроителям льготные кредиты по ставке 0%-1%, снижать ставки по коммерческим кредитам, отменить ограничения для сбыта продукции АПК на зарубежных рынках, гарантировать минимальные цены на сельхозпродукцию на российском рынке.


Российские сельхозмашиностроители со своей стороны продолжат запускать инвестпроекты по всей стране, расширять модельный ряд и улучшать качество продукции, уверены в Ассоциации.

 

 

jpg.jpg

 


10.05.2024

 



Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости