Остались вопросы

Новый этап маркировки: что говорят лидеры молочного рынка

В России с 1 декабря началась обязательная цифровая маркировка молочной продукции со сроком хранения до 40 суток включительно.

Это уже третий этап регистрации и учета товаров в государственной системе «Честный знак». Так, с 1 июня средства идентификации наносятся на мороженое и сыры, а с 1 сентября на молочные товары со сроком хранения свыше 40 суток.


Цена третьего этапа - 40 млн рублей


Руководитель управления GR&ESG группы компаний «ЭкоНива» Любовь Аксенова рассказала порталу «Сектор Медиа» о готовности предприятия к нововведению и затратах на внедрение системы в производство.


Для третьего этапа необходимо было оснастить оборудованием поштучного учета и контроля молочной продукции девять производственных линий компании на площадках в Воронежской, Калужской и Новосибирской областях. Их суммарные производственные мощности составляют порядка 100 тонн сырого молока в сутки. «Сегодня наше предприятие отмечает сдвижение графика поставки и монтажа оборудования в сторону увеличения сроков из-за большого количества предприятий, входящих в маркировку впервые именно с 1 декабря и имеющих потребность в оборудовании. Пандемия Covid-19 также оказывает влияние на подготовку к запуску третьего этапа», - сказала Любовь Аксенова.


По ее мнению, такая ситуация вынуждает предприятия запускать временные решения или начинать работу без должной организации и отладки существующих задач. Это приводит к большому количеству технических сбоев: некачественное нанесение кодов, ошибки при введении в оборот и внесении данных, содержащихся в коде маркировки. Кроме того, наблюдается замедление производственных линий и перебои в процессах на предприятиях.


«Законодательство обязывает предприятия торговли реализовывать только продукцию, которая промаркирована с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому производители регулярно сталкиваются с претензиями и возвратами от контрагентов, а также риском штрафов со стороны надзорных органов при обнаружении на полке продукции с техническими ошибками», - подчеркнула руководитель управления.


Отметим, что на третий этап внедрения маркировки компания потратила свыше 40 млн руб. Всего (включая затраты на оборудование, ПО, приобретение лицензий и модернизацию IT-инфраструктуры площадок) «ЭкоНива» инвестировала в проект порядка 100 млн руб. «Эти расходы не включают в себя операционные затраты, а именно оплату кодов маркировки и издержки на нанесение, а также инвестиции в агрегацию, которая станет обязательной с 2023 года», - рассказала Любовь Аксенова.


Она также сообщила, что для внедрения системы «Честный знак» пришлось закупить дополнительное оборудование, отметив, что за каждый код компания платит 50 коп. без НДС и несет дополнительные затраты на сам процесс нанесения. «Все это естественно отражается на себестоимости готовой продукции. Но поскольку внедрение системы происходит поэтапно по разным группам товаров, то на конечной стоимости молочных продуктов её влияние отражается не одномоментно», - пояснила руководитель управления GR&ESG.


В ближайшие несколько месяцев отрасль продолжит отлаживать работу оборудования и программного обеспечения. Сегодня важно достичь договоренностей о достаточном переходном периоде, в рамках которого представители ритейла и органов власти будут лояльно относиться к вынужденным техническим ошибкам со стороны производителей. Тогда компании смогут стабильно обеспечивать население молочной продукцией в необходимых объемах, уверена Любовь Аксенова.


Плюс 1,5 рубля к себестоимости


В пресс-службе АО «Золотые луга» рассказали, что под маркировку попадает весь ассортимент трех торговых марок «Золотые луга», «Живи здорОво» и «Ситниковское», а это более 70 наименований. Средства идентификации на сыры и ультрапастеризованное молоко в компании наносить стали еще в первые этапы внедрения программы «Честный знак».


Для маркировки товаров компания приобрела специальное дорогостоящее оборудование. «Специально был куплен принтер для термотрансферной печати для мягкой упаковки - пленки и финн/пака, а также принтер для каплеструйной печати - это нанесение на ПЭТ-бутылки и пюр/пак. А вот на сметану маркировку будет наносить поставщик платинки», - пояснили в пресс-службе.


Внедрение обязательной маркировки поспособствует увеличению цен на молочную продукцию, уверены в компании. Например, с учетом всех затрат, в том числе на амортизацию и обслуживание оборудования, себестоимость продукта предприятия вырастет на 1,5 рубля за единицу.


«Если никакой поддержки и никаких послаблений молочникам не будет оказано, то у производителей возникнут проблемы при работе с федеральными сетями. Потому что большинство производственников реализуют большую часть своей продукции именно там, а сети неохотно принимают повышение цены», - отметили в компании.  


Напомним, что с 1 декабря вводят штрафы для тех, кто будет производить и продавать товары без маркировки. Для фермеров маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года.








Все материалы рубрики рубрики «Сельское хозяйство»




01.12.2021


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости