Остались вопросы

Госстройнадзор: как сокращение проверок скажется на безопасности объектов

1656503415450_.jpg


Сокращение проверок бизнеса пойдет на пользу отрасли, при этом безопасность объектов не пострадает. О контроле стройки в новых условиях беседуем с начальником Управления Госстройнадзора по Тюменской области Евгением Фоминым.


- Евгений Владимирович, сколько объектов в настоящее время находится под контролем тюменского Госстройнадзора и какие нарушения инспекторы выявляют чаще всего?

 

- Сегодня под контролем Госстройнадзора – 450 объектов капитального строительства в Тюменской области. Чаще всего инспекторы сталкиваются с такими нарушениями, как:


1. Несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям утвержденной проектной документации.

2. Несоблюдение требований к порядку осуществления строительного контроля.

3. Нарушение техники безопасности.


После введения санкций выросло число нарушений по первому пункту. Речь о том, что проектом был предусмотрен один тип оборудования или материалов, а по факту застройщик применяет другой, не внеся коррективы в проектную документацию (ПД). Ничего критичного в замене на аналог нет, если это не наносит ущерб объекту. Так, например, застройщик ставил вместо американских лифтов OTIS схожие подъемники белорусского производства.


Бывают, конечно, случаи, когда при замене изделия требуется проведение дополнительной экспертизы. Но в большинстве случаев достаточно своевременно отразить этот шаг в проектной документации (ПД).


За полгода мы выявили 291 нарушение. Это меньше, чем год назад, потому что действует мораторий на проверки, и их на порядок меньше проводится.

 

- На ваш взгляд, необходимость снизить давление на бизнес перевешивает возможные риски, которые возникают в области безопасности строек? Какими могут быть последствия такой «лояльности»?

 

- Применительно к Госстройнадзору – я считаю, что ничего страшного тут не произошло, надзор как был, так и остается. И введенный мораторий на проверки не ухудшит ситуацию. Он же не означает отмену обязательных требований. Все участники отношений и в особенности застройщики, как лица, создающие объекты с массовым пребыванием людей, должны это понимать и понимают.


Для снижения безопасности на стройках предпосылок нет. И с этого года наше ведомство осуществляет новый вид мероприятий – профилактические визиты. Если раньше мы могли провести только выездную или документарную проверку, то сейчас вид надзорных мероприятий расширен и акцент сделан на профилактике нарушений. Инспектор выезжает на стройплощадку, осматривает ее, консультирует застройщика, но если он видит какие-то грубые нарушения, то вправе сразу среагировать на них.

 

- Основные причины нарушений – это желание сэкономить на ресурсах и низкая квалификация персонала. Есть ли риск того, что в текущих условиях, на фоне растущих цен и прочих экономических трудностей, качество стройки будет страдать еще больше?


- Строительные компании, работающие в Тюменской области, в большинстве своем надежные проверенные организации, с достаточным опытом, и качество создаваемых ими объектов находится на высоком уровне.


Что касается экономических трудностей, то они успешно преодолеваются за счет принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер по импортозамещению как строительных материалов, так и оборудования.


Да, есть проблемы с отдельными видами оборудования и строительной техники, но и они решаются путем организации поставок через страны-партнеры – в частности, Казахстан. В плане стройматериалов наш регион почти независим от импорта, в регионе много собственных производителей. В конечном счете качество стройки не снижается.


- Недавно государство ввело мораторий на плановые проверки бизнеса. Вы согласны, что их количество было избыточным? В результате и внеплановых проверок тоже станет меньше?


- Напомню, Госстройнадзор не проводит плановые проверки, мы действуем в соответствии с программой проверок, которая формируется на основании предоставленной застройщиком ПД. Поэтому сложно оценить, избыточно их количество или нет. Что касается внеплановых проверок, то по ним тоже наблюдается сокращение. Постановление Правительства РФ № 336 предполагает выдачу предписаний исключительно в тех случаях, когда есть угроза жизни и здоровью в результате нарушения. До введения моратория мы выдавали предписания и осуществляли проверки по любым видам нарушений. Сейчас, когда это можно делать только в исключительных случаях, количество внеплановых проверок у нас сократилось – за полгода примерно в два раза.


- В этом году участились пожары в общественных зданиях. Можно ли сказать, что одна из причин – несовершенство надзора в строительной отрасли?


- Как показывает практика расследования таких пожаров, основной причиной возгораний становятся неосторожное обращение с огнем, а также нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок, электроотопительных приборов, поджог. Это нарушения, допущенные не при строительстве, а при эксплуатации. Поэтому, на мой взгляд, порядок осуществления госстройнадзора никак не влияет на данную статистику.


- Сегодня очень много говорят о низкой компетентности заказчика, который зачастую не может ни правильно составить техзадание, ни проконтролировать качество работ. Вы часто сталкиваетесь с этой проблемой на практике?


- Если говорить о госзаказчике, то в Тюменской области претензий к его компетентности нет – как в дорожной отрасли, так и при строительстве объектов соцкультбыта. Что касается коммерческого заказчика, то тут бывают разные ситуации. Однако законодательством предусмотрен ряд мероприятий, направленных в том числе на снижение риска возникновения негативных последствий от возможной некомпетентности застройщика (заказчика).


Во-первых, это проведение экспертизы проектной документации. На данном этапе производится оценка соответствия ПД, составленной проектировщиком на основании задания заказчика, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды и иным нормам.


Во-вторых, осуществление строительного контроля. При этом за его порядком дополнительно следит госстройнадзор. И каждый участник этого процесса несет ответственность – вплоть до уголовной.


Таким образом, получается серьезный многоступенчатый фильтр, который нивелирует возможные риски.


- Институт саморегулирования в строительстве призван стать естественным «фильтром» для недобросовестных игроков рынка, но он еще не настолько развит, чтобы эффективно справляться с этой задачей, вы согласны?


- С полной уверенностью можно сказать, что в Тюменской области институт саморегулирования состоялся. Здесь действуют три региональные СРО:


            - союз «Организация изыскателей Западно-Сибирского региона»;

            - союз «Саморегулируемая организация проектировщиков «Западная Сибирь»;

            - союз «Саморегулируемая организация строителей Тюменской области».


            Все три СРО работают с самого начала введения института саморегулирования в России. Мы с ними плотно сотрудничаем, обмениваемся информацией.


Механизм саморегулирования в нашем регионе контролирует допуск компании на рынок, а также является площадкой для аккумулирования всех предложений по решению проблемных вопросов в отрасли. Профессиональные объединения оказывают практическую помощь участникам отрасли – например, в области импортозамещения.

 

- У Госстройнадзора сегодня скорее позитивные ожидания от происходящих перемен или готовитесь к росту сложностей, которые будут сопровождать стройку?

 

- Я считаю, что все изменения к лучшему. Все перестраивают постепенно свою работу, и мы не исключение. Отдельно хочу сказать о новом законе – № 248-ФЗ, который начал действовать с этого года и уже показал свою эффективность. В частности, он устанавливает особый порядок работы с обращениями граждан, который давно был необходим. Не секрет, что очень часто причиной обращений в Госстройнадзор становится недобросовестная конкуренция. Какие-то фирмы могут писать друг на друга кляузы, а мы обязаны на это реагировать. 


Сейчас, по новым правилам, сотрудники ведомства не выезжают по анонимным сообщениям, как это было раньше. Прежде чем принимать меры, мы должны установить и подтвердить личность заявителя: для этого человек обязан явиться в ведомство. Мы оцениваем достоверность его информации и только после этого реагируем – оформляем пакет документов в прокуратуру и т. д. Но на практике большинство заявителей не хотят приходить и открывать свое лицо, зачастую из-за липовых сведений. Такой подход – большой плюс для повышения эффективности стройнадзора, потому что ресурсы не тратятся на пустую работу.



Все материалы рубрики «Строительство» 




12.08.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости