Остались вопросы

Почему в России горят склады

В последнее время в российских СМИ чуть ли не ежедневно можно увидеть кадры горящих торговых центров и крупных складов. Выдвигаются разные версии происшествий – от халатности арендаторов до умышленного поджога с целью получения страховки. Проблемы пожарной безопасности торгово-складской недвижимости и пути их решения обсуждаем с экспертами.


Оценка – неудовлетворительно


Прошлый год запомнился большим количеством крупных пожаров на объектах торгово-складской недвижимости по всей России. Одним из самых масштабных стало ЧП на складе интернет-магазина «Озон» в Подмосковье: здание выгорело дотла, а предварительный ущерб составил 10 млрд рублей. По данным МЧС России, в последние годы наблюдается тенденция снижения количества пожаров в сегменте складской недвижимости – почти на 15 %, площадь возгорания тоже сократилась – на 55 %, при этом прямой ущерб от пожаров вырос на 4 %. В то же время если говорить в целом о зданиях общественного назначения, то за неполный 2022 год в России произошло больше 5000 пожаров на таких объектах – почти на 25 % больше, чем годом ранее, а число погибших увеличилось на 15,7 %.


«Главная причина частых пожаров с тяжелыми последствиями на крупных складах и коммерческих объектах – это несоблюдение области применения строительных систем при проектировании, нарушение технологии строительства, отступление от проекта по производству монтажных работ и несоответствие применяемых строительных материалов нормам пожарной безопасности», – считает менеджер по развитию направления «Фасады» «Rockwool Россия» Григорий Громаков.


В компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» отмечают, что состояние пожарной безопасности складов «скорее неудовлетворительное». Проблема носит комплексный характер, но один из главных факторов – отсутствие навыков или привычки пожаробезопасного поведения у людей, эксплуатирующих здания с большим объемом хранения горючих материалов.


По данным страховых компаний, основной причиной возгорания на объектах складской недвижимости является короткое замыкание, добавляет генеральный директор компании «СОЮЗ Пожбезопасность» Степан Деревянский. Чаще всего речь идет о человеческом факторе –несанкционированном использовании зарядных устройств и бытовой техники. В МЧС России называют в качестве главных «виновников» пожаров нарушение правил эксплуатации электрических сетей и электроприборов, а также неосторожное обращение с огнем при проведении огневых работ.


Все не под контролем


По мнению пожарного эксперта Дениса Белова, рост числа пожаров в складских помещениях напрямую связан с введением мораториев на проверки. «Фактически объекты не проверяются с начала «ковидных» ограничений. Отстранение государства (в лице МЧС) от контроля за пожарной безопасностью дало бизнесу как свободу, так и определенные проблемы. Во время пожарных проверок бизнес получал предписания на устранения, платил штрафы, старался не нарушать, теперь этого нет. Собственники складов должны сами позаботиться о пожарной безопасности своих складов. Многие на этом стараются экономить, отсюда и низкая обеспеченность объектов системами противопожарной защиты», – поясняет эксперт. – Думаю, в ближайшем будущем нас ждет еще больше увеличение пожаров на данных объектах».


«Государственный пожарный надзор за последние 20 лет, де-факто, уничтожен, а альтернатив, таких как, например, система обязательного страхования с ее системой снижения рисков, не создана. Как результат, собственник вынужден сам «набивать» шишки и учиться на своих ошибках», – резюмирует к.т.н., руководитель направления «Пожарная безопасность строительных материалов и конструкций» «ТЕХНОНИКОЛЬ» Евгений Полищук.


Формальный подход


По мнению Дениса Белова, собственники объектов сами создают себе проблемы, экономия на качественной электропроводке, проводя огневые работы в складах с загруженными товарами, не уделяя достаточного внимания профилактике пожаров среди своих сотрудников.


Зачастую у персонала нет реальных знаний и навыков по предотвращению возгораний, отсутствует понимание, какие первичные действия нужно предпринять в случае возникновения пожара, добавляет Евгений Полищук. «Если руководство подходит формально к этим обязанностям, инструктажи оформляются без фактического проведения, то рассчитывать на грамотные действия сотрудников в первые минуты возгорания особо не приходится», – говорит эксперт.


Хранить, но не сохранить


Основными проблемами обеспечения пожарной безопасности подобных объектов является отсутствие действенного контроля со стороны собственников, отмечают в МЧС. Проблемными моментами является нарушение режима хранения пожароопасных веществ и материалов, требований к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов, а также отсутствие либо неисправность систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическая установка пожаротушения и др.).


«Хранение различных веществ и материалов в одном объеме здания является наиболее распространенным нарушением, – рассказывает Денис Белов. – Например, в одном здании склада могут храниться как твердые горючие вещества, так и легковоспламеняющиеся жидкости и аэрозоли, а иногда даже резина и другие изделия из каучука, что в принципе недопустимо и является нарушением требований правил противопожарного режима. Компании, эксплуатирующие склад, не интересуются о составе хранимых изделий, в пластиковых бочках вполне могут завести в склад спиртовые отдушки и другие легковоспламеняемые жидкости, которые загораются от малейшей искры, а растекшуюся под стеллажи других материалов жидкость трудно потушить. Часто большие складские комплексы сдаются в аренду нескольким компаниям, разделив внутри хранимое пространство сеткой-рабицей. Это делается для получения большей прибыли. При этом контроль за хранимой продукцией слабый или не осуществляется вовсе».


Трудности тушения


Любой склад должен быть оснащен автоматическими установками пожаротушения, однако они дороги как в монтаже, так и в последующем обслуживании, добавляет Денис Белов. Кроме того, такие объекты часто строятся в местах, где есть трудности с водоснабжением, что не позволяет системам пожаротушения работать эффективно. В связи с этим большинство складов не имеют систем пожаротушения или они находятся в нерабочем состоянии.


Результатом формального подхода становится то, что системы автоматической защиты часто оказываются или «выключенными на время проведения огневых работ», или о необходимости их обслуживания забывают, добавляет Евгений Полищук.


При этом, по словам Белова, если при возникновении горения на складе его не удалось потушить в первые минуты с использованием огнетушителей, то в дальнейшем это сделать практически не представляется возможным из-за большого количества хранимой продукции.


«В отношении к складам справедливо высказывание: «Лучше предотвратить, чем потом бороться с огнем!» – говорит Степан Деревянский. – Сложность в тушении этих объектов связана с наличием высокостеллажного хранения и частым отсутствием водопровода, а также возможностью организовать технически грамотный водозабор. При этом в ход начинают идти компенсирующие мероприятия – например, такие как применение модульного тушения тонкораспыленной водой низкого давления, которые не могут в полной мере ликвидировать возгорание».


Неправильные материалы


К сожалению, даже при соблюдении всех норм ни одно здание не имеет абсолютной защиты от пожара. Однако, если возникновение возгорания, как правило, результат роковой случайности, то масштаб ущерба и возможные жертвы – факторы, которые можно спрогнозировать и на которые можно повлиять, подчеркивают в компании «Rockwool Россия». Не последнюю роль здесь играют отделочные материалы и конструкции, при помощи которых построен объект. Так, в 2021 году более 60 % случаев гибели людей на пожаре произошло из-за отравления токсичными продуктами горения. То есть чаще всего не сам пожар становится причиной гибели человека, а вещества, которые выделяют строительные материалы во время горения.


«К примеру, популярные панели PIR, которые повсеместно используют для утепления стен и потолков, выбирают из-за их низкой теплопроводности. Однако не учитывают одну деталь: при пожаре, когда температура может подниматься выше 1000 °С, эти плиты начинают термическое разложение до горючих газов», – поясняет Григорий Громаков.


По мнению специалистов, многих трагедий можно было бы избежать, используя при возведении складских объектов материалы, не выделяющие токсичные вещества при сильном нагреве, а также способные блокировать огонь в помещении.


«Зачастую из-за стремления сэкономить собственники и арендаторы ставят огнезащиту зданий под угрозу, используя дешевый полимер. Таким образом, сокращение расходов приводит к нарушениям строительных норм и требований к пожарной безопасности», – продолжает эксперт Rockwool. – Ситуация с пожаром в строительном гипермаркете OBI еще раз подтвердила этот факт. По оценкам Всероссийского союза страховщиков, ущерб составил рекордные 20–30 млрд рублей. Можно ли было избежать столь разрушительных последствий? Вероятнее всего, да – если бы при строительстве торгового центра применялись другие материалы».


Защита уровня «эконом»


Пожарный эксперт Денис Белов указывает на распространенность нарушений огнезащиты несущих строительных конструкций. «Огнезащиту не делают по причине дороговизны, для складского комплекса это может стоить несколько миллионов рублей. Также при проведении огнезащитных работ часто допускаются нарушения технологии, работы проводятся некачественно, огнезащитной краски наносится меньше, чем предусмотрено инструкцией, что снижает огнезащитную эффективность конструкций», – поясняет специалист.


Сегодня на рынке существует множество решений по огнезащите и обеспечению огнестойкости конструкций. Это и традиционные конструктивные решения, например с защитой конструкций минераловатными плитами или штукатурками, и современные вспучивающиеся покрытия – как лакокрасочные, так и рулонные (оборачивающие), либо комбинации различных средств защиты, рассказывает эксперт «ТЕХНОНИКОЛЬ».


«Каждый из подходов имеет как свои плюсы, так и минусы, но здесь нужно помнить о главном: огнезащита не спасает от пожаров, ее применение обусловлено в большей степени необходимостью дать время на принятие решений и совершение действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества. Поэтому если профилактика отсутствует и люди не знают, как правильно действовать при пожаре, то огнезащита лишь увеличивает будущий ущерб от пожара. Если система не работает, то и огнезащита, и другие инженерные решения лишь увеличивают КАПЕКС здания. Иначе говоря, в случае крупного пожара каркасный дом сгорит без остатка, а дом из кирпича сохранит стены, которые затем еще придется сносить и вывозить мусор. В итоге при прочих равных ущерб при пожаре в кирпичном доме будет выше, ну или, как минимум, не ниже», – утверждает Евгений Полищук.


Слабое звено – человек


По мнению Дениса Белова, свести пожары к минимуму позволили бы элементарные инструктажи сотрудников складских компаний, усиленный контроль за хранимой продукцией, контроль при проведении ремонтных и огневых работ. Огнезащита – при правильной организации режима эксплуатации и действий – способна значительно повысить шансы на минимизацию ущерба, но все же начинать нужно с самого слабого звена системы – с человека, уверен Евгений Полищук.


«Для предотвращения нежелательных последствий следует осуществлять регулярные проверки электрооборудования и не допускать курение сотрудников склада в непредназначенных для этого местах, уделить особое внимание технике безопасности и ввести штрафы за ее несоблюдение», – добавляет Степан Деревянский. Кроме того, по словам эксперта, не следует забывать про необходимость страхования складских помещений и товарно-материальных ценностей. «Несмотря на то, что страхование увеличивает финансовую нагрузку на малый и средний бизнес, на мой взгляд, является обязательной составляющей, так как денежные потери за простой и ущерб третьим лицам могут превышать даже стоимость самого объекта и товара», – считает руководитель компании «СОЮЗ Пожбезопасность».


Не смягчать, а ужесточать


Участники дискуссии сходятся во мнении, что норм, правил и стандартов в области пожарной безопасности зданий сегодня достаточно, проблема скорее в недостаточности контроля за их исполнением. Однако некоторые поправки в законодательстве позволили бы изменить ситуацию к лучшему. Так, в нормативных документах по пожарной безопасности отсутствует категорический запрет на применение строительных материалов, которые выделяют ядовитый дым при экстремально высоких температурах.


«К сожалению, сейчас обсуждаются меры по смягчению требований пожарной безопасности – производители полимерной отрасли инициировали внесение изменений в ФЗ 123 Технический регламент «О требованиях к пожарной безопасности» с целью снизить пожарные требования к зданиям в России, что, на наш взгляд, недопустимо», – комментирует Григорий Громаков.


По мнению эксперта Rockwool, меры в данном случае нужно ужесточать. Размытые формулировки и исключение ключевых таблиц, регламентирующих классы огнестойкости строительных конструкций и классы пожарной опасности, снижение требований пожарной безопасности к применению теплоизоляционных материалов даст возможность использовать в жилых зданиях горючие токсичные материалы. «Это может привести к масштабным трагедиям, учитывая, что достаточно несколько вдохов токсичного вещества для гибели человека», –предупреждает Громаков.


Технические требования и нормы сегодня существуют отдельно друг от друга, не образуя единой системы, в которой цель и смысл применения того или иного решения были бы четко зафиксированы, отмечает Евгений Полищук. Во многом это и приводит к появлению на рынке недобросовестной конкуренции и желанию сэкономить. Кроме того, технические требования практически не учитывают существование «человеческого фактора», и каждое новое требование лишь увеличивает количество степеней свободы, а значит, ведет к повышению общей энтропии в системе.


«Если же говорить об изменениях в законодательстве, то в законы («О пожарной безопасности в РФ» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») следует, наконец, внести четкую, измеримую цель функционирования системы пожарной безопасности. Сегодня такая цель ни в одном законе или нормативном документе не определена, и если буквально читать законы, то можно прийти к выводу, что государство стремится полностью исключить пожары из жизни человека и общества, что по определению невыполнимо, учитывая, что именно человек – главная причина пожаров, а потому и эффективность принимаемых мер мы можем оценивать только в сравнении с другими странами», – добавляет представитель «ТЕХНОНИКОЛЬ».


Пока же, по его мнению, «результат неутешителен, и Россия теряет на пожарах ежегодно больше людей, чем любая другая страна мира».

 

 

МНЕНИЕ


Ирина Бондарева, бизнес-эксперт в сфере недвижимости, редевелопмента промышленных территорий:


- Основная проблема связана не с системами пожарной безопасности, а с систематическим нарушением правил пожарной безопасности и экономией со стороны владельцев производственно-складских помещений на качестве автоматических систем пожаротушения, на противопожарной обработке, на отсутствии противопожарного водоснабжения или пожарного водоема.


Если проанализировать последние громкие случаи пожаров, складывается впечатление, что владельцы объектов не учитывали классификацию складов по пожароопасности. Довольно типична картина, когда на складах меняются арендаторы: сегодня у вас хранятся цветы, завтра ткани, а послезавтра краски. Не стоит забывать, что требования пожарной безопасности меняются в том числе в зависимости от того, какой товар хранится в данный момент на складских площадях.


Кроме того, пандемия несколько изменила складской ландшафт. В связи тем, что офисы не функционировали, многие непригодные для аренды помещения, в том числе в промышленных зонах, начали активно заселяться арендаторами, которые использовали их под офисы и склады, но при этом никто не следил за общими пожарными требованиями к новым производственно-складским помещениям.


Часто бывает, что владелец объекта получает жалобы, например, на запах горящей проводки, но не предпринимает никаких действий.


Безусловно, нельзя снимать ответственности с арендаторов, так как они в том числе обязаны обеспечивать пожарную безопасность на арендуемой площади. В обязательном порядке руководитель организации назначает ответственного специалиста по пожарной безопасности. Если в договоре аренды прописаны четкие требования, то арендатор должен обеспечить полное их выполнение на арендуемой территории. Если же в договоре аренды не прописаны дополнительные условия, то арендатор в любом случае должен провести инструктаж сотрудников, разместить эвакуационные схемы, пожарные щиты и огнетушители. Существуют четкие регламентированные требования, нарушение которых приводит к пожарам. Ответственность за их нарушения могут нести как собственники объекта, так и арендаторы или все одновременно.


К наиболее часто встречающимся нарушениям, которые могут повлечь в том числе гибель людей, на производственно-складском объекте можно отнести, например, такие нарушения, как отсутствие огнезащитной обработки несущих конструкций, незаконная перепланировка, нарушение режима курения, перекрытие путей подъезда пожарных подразделений к строению.


Владельцам производственно-складских объектов и арендаторам нельзя пренебрегать подготовкой объекта к возможным проверкам по пожарной безопасности, но также они должны проводить внутренний контроль, чтобы свести риски пожара к минимуму.



Все материалы рубрики «Строительство»



16.03.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости