Сталь, устойчивая к коррозии – новая разработка челябинских ученых

29.03.2021


Материал может стать находкой для предприятий атомной и химической промышленности благодаря показателям прочности и устойчивости к коррозии.


О достижении челябинских исследователей сообщает официальное издание Правительства Челябинской области «Южноуральская панорама».


Выпускник кафедры металловедения ЮУрГУ Александр Мазничевский и его научный руководитель, д. т. н., профессор Юрий Гойхенберг запатентовали новую коррозионностойкую сталь, полученную с добавлением азота и редкоземельных металлов. Ученые поставили задачу: защитить азотистую сталь от коррозионного растрескивания, и с этой целью применили добавки кремния, азота, бора и редкоземельных металлов, которые используются для углеродистых и легированных сталей.


Профессор Гойхенберг прокомментировал результаты исследований:


«В ходе наших исследований была разработана технология изготовления запатентованной азотсодержащей коррозионностойкой стали, которую выплавляют индукционной печи. Мы выяснили, что добавление всего 1 % дешевого азота, добываемого из воздуха, настолько же повышает сопротивление стали коррозии, как 30 % дорогостоящего хрома, получаемого при разработке природных месторождений. Измерены механические свойства и проведен оценочный расчет, подтверждающий, что данная азотистая сталь по допускаемым напряжениям при температурах до 700 °С на 60-80 % превосходит серийную, выпускаемую на металлургических заводах, безазотистую сталь».


Таким образом, новая сталь является своеобразным аналогом булата, и при этом позволяет обеспечить снижение затрат на производство при сохранении необходимых прочностных свойств: изобретение уральских ученых позволяет сократить объем используемого дорогостоящего металла на 35-40 %.


Область использования азотистых сталей в настоящее время весьма обширна. Их применяют при производстве оборудования для добычи нефти и газа на морском шельфе, для паровых и газовых турбин, телеметрических устройств и геологических труб глубокого бурения. Также материал незаменим для производства вагонных колес, крепежа атомных реакторов, стоматологии, медицины, авиации, обработки твердых сырьевых материалов.

Читайте также

Узнай о спецпроекте первый
Подпишись на рассылку, чтобы узнавать первым о спецвыпуске