Остались вопросы

Государственный надзор на предприятиях ТЭК постоянно совершенствуется

В январе­-августе на объектах нефтегазового комплекса выявлено почти вдвое больше нарушений, чем год назад. С чем это связано и как не допустить аварий на опасном производстве, рассказал руководитель Сибирского управления Ростехнадзора Александр МИРОНЕНКО.

NGS4(37)_32_МИРОНЕНКО.jpg

 

- Александр Тихонович, стали ли предприятия чаще нарушать требования промышленной безопасности?


- Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет надзор за состоянием промышленной безопасности на 663 опасных производственных объектах нефтегазодобычи, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, которые расположены на поднадзорной управлению территориях Омской, Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края. Также управление контролирует 252 опасных производственных объекта магистрального трубопроводного транспорта на указанных территориях, а также в Тюменской, Кемеровской, Иркутской и Амурской областях, Алтайском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия). Протяженность магистральных трубопроводов составляет около 18 тысяч километров.


В январе-­августе 2019 года специалисты управления провели 285 проверок в отношении предприятий нефтегазодобычи, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и организаций, эксплуатирующих магистральный трубопроводный транспорт (за аналогичный период 2018 г. – 230 проверки). Выявлено 1463 нарушения (за аналогичный период 2018 г. – 818 нарушений) и назначено 128 административных наказаний (за аналогичный период 2018 г. – 119 административных наказаний).

 

- Какие нарушения выявляются чаще всего?


- На предприятиях нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности государственными инспекторами нашего управления наиболее часто выявляются следующие нарушения:


- ведение технологического процесса осуществляется с отклонением от параметров, установленных технологическими регламентами;


- не обеспечивается постоянный контроль соблюдения параметров технологического процесса и управления режимами для поддержания их регламентированных значений автоматизированными системами управления технологическими процессами на базе средств вычислительной техники;


- не выполняются графики по обслуживанию (поверке) и ремонту контрольно­измерительных приборов и автоматики, аварийно­предупредительной сигнализации и противоаварийных защит.


Организации, эксплуатирующие магистральный трубопроводный транспорт (нефтепроводы и газопроводы), чаще всего допускают:


- несвоевременное проведение мероприятий, направленных на продление срока службы оборудования;


- нарушение охранных зон газопроводов (в охранных зонах устраиваются свалки, проводятся земляные работы без согласования с собственниками);


- эксплуатацию оборудования и газопроводов без разрешительных документов.

 

- С чем связан рост нарушений? И были ли среди них в 2019 году крупные, с серьезными последствиями?


- Большинство нарушений допущено при эксплуатации технических устройств и оборудования, которые отработали свой нормативный срок службы. Немалая часть нарушений связана с отсутствием или неисправностью средств автоматического контроля и управления технологическими процессами, противоаварийной защиты и сигнализации.


Основная причина нарушений – ненадлежащее осуществление производственного контроля службами предприятий, недостаточное финансирование на модернизацию производств, отсутствие квалифицированных специалистов, сокращение численности персонала.


За восемь месяцев 2019 года нарушений, которые могли бы привести к аварийности и травматизму или представляющие угрозу жизни и здоровью людей, работающих на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса, Сибирским управлением Ростехнадзора не выявлено.

 

- Какая работа ведется управлением для профилактики нарушений промышленной безопасности? Каким вопросам уделяется особое внимание? Какие сибирские промышленные предприятия – в лидерах по соблюдению требований промбезопасности, внедрению новых технологий?


- Проведение профилактической работы на поднадзорных предприятиях – одна из приоритетных задач ведомства. В ходе контрольно­надзорных мероприятий применяются не только меры административного воздействия, такие как штраф, приостановление деятельности или дисквалификация. Важно предупредить нарушения. Одной из форм такой работы является выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований. Получив такое предостережение, компания может устранить выявленные нарушения без штрафных санкций.


Информация об основных, наиболее часто встречающихся нарушениях размещается на официальном сайте. Это позволяет остальным предприятиям организовать работу по выявлению и устранению подобных нарушений. Ежеквартально управление проводит публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, куда приглашаются представители исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, надзорных органов, а также руководители компаний.


Одним из крупных предприятий, подконтрольных Сибирскому управлению Ростехнадзора, является Омский нефтеперерабатывающий завод ОАО «Газпромнефть – ОНПЗ». Сегодня предприятие осуществляет масштабное строительство для увеличения мощности первичной переработки нефти. Завод выводит из эксплуатации устаревшее оборудование и строит новые объекты с внедрением современных цифровых систем управления и контроля.

 

- Каким стал юбилейный, 2019 год для Сибирского управления Ростехнадзора и поднадзорных ему предприятий нефтегазовой промышленности?


- В целом год проходит в обычном режиме. Наша приоритетная задача – обеспечить техногенную безопасность в интересах государства и общества на поднадзорной территории. В рамках подготовки к проведению празднования 300­летия российского горного и промышленного надзора мы проводим большую работу, в том числе готовим документальный фильм о надзорной деятельности управления с обзором крупнейших горных и промышленных предприятий, работающих на территориях Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

 

   

Горному и промышленному надзору  в России – 300 лет

 

Петр I своим Указом от 10 декабря 1719 года учредил Берг­коллегию с целью обеспечить развитие горного дела в России, а также руководство и надзор за горнозаводской промышленностью. До этого «рудосыскные», как и все другие «дела по горной части», находились в ведении местных властей. С тех пор началось формирование отечественной горной администрации с ее собственными местными органами, которые управляли казенными заводами и осуществляли надзор за частновладельческими.

Первоначально, на протяжении почти двух веков, целью надзора была не безопасность горных работ и условия труда горнорабочих, а соблюдение права собственности на недра и связанных с этим правом узаконивание уплаты горной подати, обязательная поставка золота и серебра в казну, позднее – порядок разработки и т.п.

С увеличением объемов горных работ в 1804 году Российская империя была поделена на пять горных округов – административных районов, во главе которых стояли берг­инспекторы.

Выдающуюся роль в развитие горного надзора внес знаменитый русский историк, горный инженер и продолжатель петровских реформ В. Н. Татищев. В 1734 году он подготовил Горный устав и Наказ шахтмейстеру (руководство по надзору за частными предприятиями). Хотя они не были утверждены в Санкт­Петербурге, действовали практически на Урале вплоть до XIX века и были узаконены в 1818 году.

NGS4(37)_33_2.jpg

После 1861 года долго существовала так называемая «горная полиция» от немецкого Bergpolizei.

В процессе социального и промышленного развития все очевиднее становилась необходимость специального надзора за безопасностью труда.

Закон от 7 июня 1899 года явился вехой в развитии надзора: за ним впервые закрепили обязанность по созданию подзаконных нормативных документов, а также контроль над выполнением установленных требований.

Старейший специальный надзор – котлонадзор – начал свою деятельность в XIX веке. С развитием котлостроения участившиеся взрывы и, как следствие, травмирование и смерть рабочих вызывали необходимость установления надзора за содержанием и правильной эксплуатации котлов. В 1894 году были разработаны правила по устройству и эксплуатации котлов, согласно которым котлы подвергались каждые два года наружному и каждые шесть лет внутреннему осмотру. Надзор за котлами носил сначала государственный, потом частный характер. В 1910 году функции надзора были переданы обществам котловладельцев, которые, кроме этого, создавали специальные школы по обучению кочегаров (операторов), принимали участие в разработке надежных конструкций котлов и контрольных приборов к ним.

Советский период истории надзора начался 17 мая 1918 года, когда Советом Народных Комиссаров был принят Декрет об учреждении В. Н. Татищев, подчиненной Наркомату труда. В августе того же года создана Техническая инспекция из специалистов инженеров, которая выполняла функции котлонадзора. Технические инспекторы работали в сотрудничестве с инспекторами труда, но проводили и самостоятельные проверки.

30 января 1922 года в составе Главного управления горной промышленности ВСНХ было создано Центральное управление горного надзора (ЦУГН), задачи которого определялись необходимостью скорейшего восстановления после Гражданской войны горнодобывающей промышленности. В этом же году образована государственная горнотехническая инспекция, а на местах окружные, губернские, районные и участковые инспекции, осуществлявшие котлонадзор.

В эти годы развитие надзорной службы значительно усложнилось из­за ведомственной неразберихи, в виду чего предприятия не имели общих правил безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, т.е. повторялись те же ошибки, что и до 1899 года. Так было вплоть до 1954 года, когда горный надзор получил статус государственного и стал единственным органом в стране, координирующим надзор за соблюдением правил безопасности при ведении работ на опасных производствах.

9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору.

 NGS4(37)_33_1.jpg

 

Берг-­коллегия

Ведала горным производством. До этого времени горным делом заведовал Рудный приказ. В круг обязанностей входило: пробовать вновь открытые руды; разрешать построение горных заводов частным лицам; помогать им советом и деньгами; покупать у них металлы; отбирать заводы у лиц несостоятельных; принимать и решать просьбы, относящиес до горного производства, и апелляции по тем же делам на решения подведомственных ей горных начальств. Президентом Берг­коллегии был Яков Валимович Брюс.

 

Журнал «Нефть и газ Сибири» 4(37) 2019

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.