
Лидия АНТИПИНА, директор БОУ СПО СТ «УстьЗаостровский сельскохозяйственный техникум», Почетный работник НПО
Галина ТКАЧЕВА, к.п.н., чл.корр. Академии профессионального образования (г. Москва), методист
Сегодня традиционная подготовка в системе СПО, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от требований рынка труда.
Очевидно, что учебная литература для профессионального образования должна изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, через применение полученных знаний. К сожалению, имеющиеся учебники для профессионального образования носят в основном теоретический характер, содержат большой информативный материал, имея при этом недостаточную практическую направленность.
Эта проблема хорошо известна всем, кто занят в системе подготовки кадров, а также студентам, получающим профессиональное образование. Практикоориентированных средств обучения, и прежде всего учебников и учебных пособий, в системе профессионального образования крайне мало. Педагогический опыт преподавателей и мастеров производственного обучения при разработке таких материалов, как правило, не учитывается.
Тем ценнее практические результаты, полученные в Усть-Заостровском сельскохозяйственном техникуме. В течение нескольких лет здесь проводится исследовательская работа по созданию и апробации практико-ориентированных учебных пособий.
В техникуме разработаны преподавателями и мастерами производственного обучения и изданы издательствами «Феникс» и «КНОРУС» два учебных пособия: «Тракторист категории В, С, Д», «Слесарные работы». Сегодня вышли в свет их вторые издания. Апробация в профессиональных образовательных организациях по всей стране показала эффективность использования таких пособий в учебном процессе, а также при подготовке к сдаче демонстрационного экзамена.
В чем секрет успеха разработанных в сельском профессиональном училище, а затем в техникуме учебных пособий?
Прежде всего, это определяется высоким уровнем профессионализма педагогических работников и мастеров производственного обучения, их способностью к исследовательской работе, педагогическому эксперименту и аналитической деятельности.
Особенностью этих пособий является то, что основной текст в них инструментально-практический. В отличие от теоретико-познавательного, нацеленного на усвоение определенного объема предметных знаний, инструментально-практический текст ставит главной целью формирование способов деятельности профессиональных компетенций, которые состоят из профессиональных задач, алгоритм решения которых дается в практикоориентированных учебных пособиях.
Теоретические знания даются в минимальном объеме, так как главная цель –
показать способ решения профессиональной задачи, дав подробное описание шагов, которые обеспечивают ее решение, а конкретные знания обучающийся должен уметь применить в своей практической деятельности. Опыт использования практико-ориентированных учебных пособий в образовательном процессе показал, что подобное структурирование учебного материала делает действия обучающегося при решении профессиональных задач более осмысленными, заставляет самостоятельно находить необходимые знания, постоянно возвращаться к тому, что было изучено ранее, подкрепляя свою профессиональную деятельность теоретической подготовкой.
Все это формирует четкое и развернутое представление о правильности выполнения профессиональных приемов и условиях их выполнения, способствует формированию умения формулировать и решать задачи (проблемы) в ситуациях, приближенных к реальным условиям производства, учит принимать решения, брать на себя ответственность, моделировать свою профессиональную деятельность.
Учащиеся становятся активными участниками педагогического процесса. Им предлагается новая образовательная траектория: от освоения профессиональных компетенций на основе алгоритма пошагового решения профессиональных задач к их теоретическому обоснованию.
Мы считаем, что такие практико-ориентированные учебные пособия помогут успешно подготовиться к демонстрационному экзамену, потому что все их структурные компоненты направлены на формирование способов деятельности.
Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020