Остались вопросы

Курс на практику

Лидия АНТИПИНА, директор БОУ СПО СТ «Усть­Заостровский сельскохозяйственный техникум», Почетный работник НПО

Галина ТКАЧЕВА, к.п.н., чл.­корр. Академии профессионального образования (г. Москва), методист

 

Сегодня традиционная подготовка в системе СПО, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от требований рынка труда.


Очевидно, что учебная литература для профессионального образования должна изменить традиционную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению, через применение полученных знаний. К сожалению, имеющиеся учебники для профессионального образования носят в основном теоретический характер, содержат большой информативный материал, имея при этом недостаточную практическую направленность.


Эта проблема хорошо известна всем, кто занят в системе подготовки кадров, а также студентам, получающим профессиональное образование. Практико­ориентированных средств обучения, и прежде всего учебников и учебных пособий, в системе профессионального образования крайне мало. Педагогический опыт преподавателей и мастеров производственного обучения при разработке таких материалов, как правило, не учитывается.


Тем ценнее практические результаты, полученные в Усть­-Заостровском сельскохозяйственном техникуме. В течение нескольких лет здесь проводится исследовательская работа по созданию и апробации практико-­ориентированных учебных пособий.


В техникуме разработаны преподавателями и мастерами производственного обучения и изданы издательствами «Феникс» и «КНОРУС» два учебных пособия: «Тракторист категории В, С, Д», «Слесарные работы». Сегодня вышли в свет их вторые издания. Апробация в профессиональных образовательных организациях по всей стране показала эффективность использования таких пособий в учебном процессе, а также при подготовке к сдаче демонстрационного экзамена.


В чем секрет успеха разработанных в сельском профессиональном училище, а затем в техникуме учебных пособий?


Прежде всего, это определяется высоким уровнем профессионализма педагогических работников и мастеров производственного обучения, их способностью к исследовательской работе, педагогическому эксперименту и аналитической деятельности.


Особенностью этих пособий является то, что основной текст в них инструментально­-практический. В отличие от теоретико­-познавательного, нацеленного на усвоение определенного объема предметных знаний, инструментально-­практический текст ставит главной целью формирование способов деятельности профессиональных компетенций, которые состоят из профессиональных задач, алгоритм решения которых дается в практико­ориентированных учебных пособиях.


Теоретические знания даются в минимальном объеме, так как главная цель –
показать способ решения профессиональной задачи, дав подробное описание шагов, которые обеспечивают ее решение, а конкретные знания обучающийся должен уметь применить в своей практической деятельности. Опыт использования практико­-ориентированных учебных пособий в образовательном процессе показал, что подобное структурирование учебного материала делает действия обучающегося при решении профессиональных задач более осмысленными, заставляет самостоятельно находить необходимые знания, постоянно возвращаться к тому, что было изучено ранее, подкрепляя свою профессиональную деятельность теоретической подготовкой.


Все это формирует четкое и развернутое представление о правильности выполнения профессиональных приемов и условиях их выполнения, способствует формированию умения формулировать и решать задачи (проблемы) в ситуациях, приближенных к реальным условиям производства, учит принимать решения, брать на себя ответственность, моделировать свою профессиональную деятельность.


Учащиеся становятся активными участниками педагогического процесса. Им предлагается новая образовательная траектория: от освоения профессиональных компетенций на основе алгоритма пошагового решения профессиональных задач к их теоретическому обоснованию.


Мы считаем, что такие практико­-ориентированные учебные пособия помогут успешно подготовиться к демонстрационному экзамену, потому что все их структурные компоненты направлены на формирование способов деятельности.

 

 

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 3(17) 2020

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.