
Уважаемые коллеги,
дорогие друзья!
Дорожная отрасль совершенствуется, и мы развиваемся вместе с ней.
Опыт многих поколений российских дорожников позволяет воплощать в жизнь амбициозные проекты и связывать населенные пункты нашей огромной страны тысячами километров современных безопасных дорог.
Поздравляю всех, кто посвятил свою жизнь дорожной отрасли, с профессиональным праздником – Днем дорожника! За каждым новым километром – труд сотен людей. Всем вам – спасибо! Новых вам проектов, энергии и вдохновения, семейного благополучия и достатка!
Ярослав ДОЛИНСКИЙ,
начальник ФКУ УПРДОР «АЛТАЙ»
____________________________________________________________________
Чуйский тракт – ключевой дорожный объект на Алтае. Одна из красивейших трасс России находится в хорошем состоянии, однако изза растущего туристического потока нуждается в расширении. На этой задаче сегодня концентрируют внимание специалисты ФКУ УПРДОР «АЛТАЙ».
Мост через Обь: габариты те же, комфорт выше
Коммунальный (Старый) мост в Барнауле – один из двух маршрутов, ведущих в столицу Алтайского края. Интенсивность движения составляет около 20 тысяч автомобилей в сутки, ходит 22 межмуниципальных маршрута регулярного сообщения.
В октябре 2018го автодорожная часть моста передана в собственность Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за подведомственным Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай». Железнодорожная часть моста остается в собственности ЗАО «РЖД».
В конце того же года из федерального бюджета направлено финансирование на разработку проектной документации. В ходе проектирования было установлено, что железобетонные плиты проезжей части находятся в предаварийном состоянии, балки и ригели промежуточных опор эстакад – в аварийном состоянии.
Необходимо было переключить движение железнодорожного транспорта и закрыть мост для всех транспортных средств. Чтобы максимально ускорить начало производства работ, подготовительные мероприятия разделили на два этапа, согласования между ведомствами проходили в сжатые сроки. Это позволило завершить подготовительный этап к 5 января 2020 года и приступить к строительномонтажным работам в полном объеме.
На данный момент мостовики полностью заменили плиты проезжей части. Вместо изношенных железобетонных плит смонтировали металлические, каждая выполнена по индивидуальному проекту. Всего таких элементов 370, а общий вес конструкции составляет 2318 тонн. Сейчас идет монтаж балок пролетных строений на левобережной эстакаде. Перед этим эстакаду полностью разобрали, оставив лишь стойки опор – их отремонтировали, все остальные элементы меняют на новые. Параллельно с этим в сентябре начались аналогичные работы на второй – правобережной эстакаде. Предстоит заменить 180 балок пролетных строений, вес каждой – 15 тонн. Эти работы продлятся до июня следующего года. После этого предстоит выполнить устройство мостового полотна, тротуаров и ограждений, ввод в эксплуатацию планируется в ноябре 2021 года. На все эти работы из федерального бюджета выделено 1,1 млрд рублей.
Работа на столь важном для города объекте ведется по графику. Основные сложности в реализации связаны с двумя аспектами. Во-первых, при наличии двух собственников необходимо было четко отладить механизм взаимодействия между ведомствами. Во-вторых, мостовики вынуждены работать в крайне стесненных условиях, габариты проезжей части моста ограничены металлическими фермами. Для замены плит проезжей части проектировщики предусмотрели ряд уникальных решений, в том числе были задействованы расположенные ниже железнодорожные пути.
После ремонта габариты моста не изменятся, на нем также планируется сохранить ограничения для движения большегрузного транспорта – из-за стесненных условий проезда. Однако мост уже не будет представлять угрозы для безопасности жизни и здоровья людей, станет более комфортным и для автомобилистов, и для пассажиров железнодорожного транспорта.
Чуйский тракт: курс на расширение
В Алтайском крае Чуйский тракт соответствует нормативным требованиям более чем на 90 %, это дает возможность сосредоточиться на следующем этапе модернизации дороги – ее расширении. Необходимость таких мероприятий в первую очередь связана с растущей с каждым годом интенсивностью транспорта. В турсезон показатель превышает 20 тыс. автомобилей в сутки.
В прошлом году в эксплуатацию ввели четырехполосный участок протяженностью 9 км в Тальменском районе, проект также включал строительство нового моста через реку Чумыш. Тогда же приступили к реализации объекта реконструкции с 173го по 183й км, на границе Тальменского и Первомайского районов.
В проект входит строительство двухуровневой транспортной развязки, которая обеспечит безопасный проезд к ближайшим населенным пунктам – станции Озерки и поселку Литвиновка. Сейчас идет возведение путепровода: завершилось устройство буронабивных свай, выполняются фундаменты под лестничные сходы.
Кроме того, на участке построят подземный пешеходный переход напротив села Озерки, новое электроосвещение и тротуары. Движение по первым пяти километрам планируется запустить в следующем году, сейчас на этом участке идет укладка нижнего слоя покрытия. Ввод в эксплуатацию – в 2022м.
Следующий участок, где проводятся работы по расширению, – от развязки возле Новоалтайска в сторону Бийска (212–223 км). На объекте выполняют возведение земляного полотна, устройство конструкции дорожной одежды, укладку гидроматов. Чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта, его направили по объездной дороге.
Помимо расширения до четырех полос, проект включает строительство двух площадок отдыха для водителей большегрузного транспорта, новые линии электроосвещения протяженностью 2,2 км в районе поселка Новый, современную систему водоотвода. Будут установлены локальные очистные сооружения, которые предотвратят попадание в водоемы загрязненной воды с проезжей части.
На участке в Троицком районе (268–271 км), проходящем по логам, строят дополнительную полосу на подъем. Это значительно повысит безопасность в зимний период, когда здесь могли образовываться заторы из-за большегрузного транспорта.
Если говорить о Республике Алтай, основная задача здесь – улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик Чуйского тракта. Трассу в регионе обновляют по методу регенерации дорожной одежды. Технология позволяет усилить основание и тем самым повысить несущую способность дороги.
В Майминском районе ремонт идет от села Манжерок до моста через Катунь и далее до подъезда к Усть-Семе (466–490 км, 495–499 км). Помимо покрытия, здесь выполнили ремонт водопропускных труб, заканчивают устройство обочин и системы водоотвода. Маршрут проходит по населенным пунктам и вдоль туристических объектов, поэтому особое внимание уделили безопасности пешеходов – проекты включают строительство тротуаров и переходноскоростных полос, установку новых остановочных павильонов.
Далее на участке с 499го по 532й км (до села Барлак) дорогу обновили с помощью технологии устройства тонкослойных покрытий. Защитный слой сохраняет от разрушения конструктив дорожной одежды, повышает ровность и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой. К ноябрю планируется закончить работы на обочинах и выполнить обустройство.
Также масштабные работы идут в Кош-Агачском районе республики. От Чаган-Узуна до Кош-Агача заменяют покрытие, ремонтируют трубы и устраивают обочины. На участке капитального ремонта с 931го по 941й км (подъезд к Ташанте) работы в заключительной стадии, предстоит провести обустройство, далее, до пограничного пункта пропуска, укладывают защитные слои. Общий объем работ на Чуйском тракте в Республике Алтай в этом году составляет 105 км.
Основные сложности с проездом по Чуйскому тракту возникали в этом сезоне в районе села Усть-Муны. Здесь, помимо дорожных работ, которые возможно было приостановить в выходные дни для пропуска транспорта, идет капитальный ремонт моста через реку Муны. Движение осуществляется в реверсивном режиме по одной полосе, что летом приводило к образованию заторов. Здесь идут масштабные работы, в том числе по замене балок пролетного строения. В результате капитального ремонта моста увеличится его пропускная способность.
Грузоподъемность также доведут до нормативных параметров: раньше на участке действовало ограничение на проезд транспорта массой свыше 20 тонн. Работы завершатся в этом году.
Новые хозяева старых дорог
В целом на все виды работ в двух регионах в этом году направлено около 7 млрд рублей. Сюда входят не только строительство и ремонты, но и работы по содержанию сети, меры по повышению безопасности, дополнительное обустройство и т. д. Увеличение финансирования действительно есть, но увеличилась и протяженность за счет перехода в федеральную собственность новых дорог.
По словам начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослава ДОЛИНСКОГО, для развития дорог основным критерием является не то, насколько меняется финансирование в тот или иной год, главное, что оно стабильное и поступает в полном объеме.
«В последние годы основной целью было приведение в соответствие нормативам федеральной сети. Нам удалось этого достичь: на трассах А322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан и Р256 «Чуйский тракт» не осталось участков, которые нуждались бы в срочном ремонте. Все работы – плановые. Мы используем современные материалы и технологии, что позволяет увеличивать межремонтные сроки вдвое. Средства, которые высвобождаются, дают возможность реализовывать другие проекты, модернизировать дороги», – говорит глава ведомства.
Параллельно разрабатывается проектная документация еще на ряд участков, расширение которых запланировано на ближайшие годы. Один из них – на въезде в Алтайский край со стороны Новосибирской области, с 135го по 150й км. На маршруте от Барнаула до Бийска готовятся проекты для участков за Баюновскими ключами (230–258 км), на границе Троицкого и Зонального районов (299–316 км) и перед Бийском (341–345 км). Также расширение до четырех полос предусмотрено за Бийском, от поселка Чуйский до села Сростки (374–384 км). Таким образом, сейчас в разработке находятся проекты на расширение в общей сложности 73 км Чуйского тракта.
Кроме того, запланирована разработка проектов расширения еще двух участков: 15 км (158–173 км) в Тальменском районе и 7 км (223–230 км) в Первомайском.
Вторая важная задача – привести в порядок дороги, которые перешли в ведение ФКУ в этом году. В Республике Алтай это ГорноАлтайск – Артыбаш. Она вошла в состав Чуйского тракта и теперь называется «Подъезд к озеру Телецкому». В Алтайском крае стала федеральной и получила индекс А321 трасса Барнаул-Павловск граница с Республикой Казахстан. Общая протяженность – более 500 км, причем основная часть не соответствует нормативным требованиям. Активные ремонтные работы начнутся в следующем сезоне, сейчас важно провести подготовку к зиме и принять меры по повышению безопасности. Также определены участки, которые нуждаются в ремонте в первую очередь, идет разработка проектов.
Подрядчики не подвели
Основные подрядные организации в Алтайском крае и Республике Алтай работают уже многие годы, это сложившиеся высокопрофессиональные коллективы, которым можно доверить самую ответственную работу. «Нам повезло с тем, что на Алтае сильны дорожные традиции, развиты принципы наставничества, действует школа передового опыта. Крепкий кадровый резерв формирует Алтайский государственный технический университет им. Ползунова в Барнауле», – отмечает Ярослав Долинский.
Основные подрядчики остаются прежними, в Алтайском крае на ремонте федеральных трасс задействованы государственные унитарные предприятия дорожного хозяйства: СевероВосточное ДСУ, ЮгоВосточное ДСУ, Южное ДСУ, Центрально ДСУ и ЮгоЗападное ДСУ, а также генеральный подрядчик по содержанию – ООО «ДСУ4». В Республике Алтай основной объем работ выполняет ООО «Стройсервис».
В прошедшем сезоне дорожники с поставленными задачами справились достойно, говорят в Управлении, все работы выполнили в срок и с надлежащим качеством. Ряд объектов ввели в эксплуатацию с опережением графика. Например, на мосту через реку Ишу в Алтайском крае основные работы выполнили еще в конце 2019го, почти на год раньше. С опережением графика открыли после реконструкции участок А322 в Шипуновском районе.
«Конечно, замечания есть всегда. Мы выявляем какие-то недочеты, принимаем решения в процессе производства – все это решается в рабочем порядке, это нормальный процесс. Важно, что все вместе, сообща – мы добиваемся нужных результатов», – резюмирует руководитель ФКУ УПРДОР «Алтай».
Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020