Остались вопросы

Модернизация дорог Алтая: новый этап

Уважаемые коллеги,
дорогие друзья!

 

Дорожная отрасль совершенствуется, и мы развиваемся вместе с ней.
Опыт многих поколений российских дорожников позволяет воплощать в жизнь амбициозные проекты и связывать населенные пункты нашей огромной страны тысячами километров современных безопасных дорог.

Поздравляю всех, кто посвятил свою жизнь дорожной отрасли, с профессиональным праздником – Днем дорожника! За каждым новым километром – труд сотен людей. Всем вам – спасибо! Новых вам проектов, энергии и вдохновения, семейного благополучия и достатка!

 

Ярослав ДОЛИНСКИЙ,
начальник ФКУ УПРДОР «АЛТАЙ»


____________________________________________________________________

   

Чуйский тракт – ключевой дорожный объект на Алтае. Одна из красивейших трасс России находится в хорошем состоянии, однако из­за растущего туристического потока нуждается в расширении. На этой задаче сегодня концентрируют внимание специалисты ФКУ УПРДОР «АЛТАЙ».

 

Мост через Обь: габариты те же, комфорт выше


Коммунальный (Старый) мост в Барнауле – один из двух маршрутов, ведущих в столицу Алтайского края. Интенсивность движения составляет около 20 тысяч автомобилей в сутки, ходит 22 межмуниципальных маршрута регулярного сообщения.


В октябре 2018­го автодорожная часть моста передана в собственность Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за подведомственным Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай». Железнодорожная часть моста остается в собственности ЗАО «РЖД».


В конце того же года из федерального бюджета направлено финансирование на разработку проектной документации. В ходе проектирования было установлено, что железобетонные плиты проезжей части находятся в предаварийном состоянии, балки и ригели промежуточных опор эстакад – в аварийном состоянии.


Необходимо было переключить движение железнодорожного транспорта и закрыть мост для всех транспортных средств. Чтобы максимально ускорить начало производства работ, подготовительные мероприятия разделили на два этапа, согласования между ведомствами проходили в сжатые сроки. Это позволило завершить подготовительный этап к 5 января 2020 года и приступить к строительно­монтажным работам в полном объеме.


На данный момент мостовики полностью заменили плиты проезжей части. Вместо изношенных железобетонных плит смонтировали металлические, каждая выполнена по индивидуальному проекту. Всего таких элементов 370, а общий вес конструкции составляет 2318 тонн. Сейчас идет монтаж балок пролетных строений на левобережной эстакаде. Перед этим эстакаду полностью разобрали, оставив лишь стойки опор – их отремонтировали, все остальные элементы меняют на новые. Параллельно с этим в сентябре начались аналогичные работы на второй – правобережной эстакаде. Предстоит заменить 180 балок пролетных строений, вес каждой – 15 тонн. Эти работы продлятся до июня следующего года. После этого предстоит выполнить устройство мостового полотна, тротуаров и ограждений, ввод в эксплуатацию планируется в ноябре 2021 года. На все эти работы из федерального бюджета выделено 1,1 млрд рублей.


AiS3(157)vn_12_2.jpg   AiS3(157)vn_12_1.jpg


Работа на столь важном для города объекте ведется по графику. Основные сложности в реализации связаны с двумя аспектами. Во-­первых, при наличии двух собственников необходимо было четко отладить механизм взаимодействия между ведомствами. Во-­вторых, мостовики вынуждены работать в крайне стесненных условиях, габариты проезжей части моста ограничены металлическими фермами. Для замены плит проезжей части проектировщики предусмотрели ряд уникальных решений, в том числе были задействованы расположенные ниже железнодорожные пути.


После ремонта габариты моста не изменятся, на нем также планируется сохранить ограничения для движения большегрузного транспорта – из­-за стесненных условий проезда. Однако мост уже не будет представлять угрозы для безопасности жизни и здоровья людей, станет более комфортным и для автомобилистов, и для пассажиров железнодорожного транспорта.

 

Чуйский тракт: курс на расширение


В Алтайском крае Чуйский тракт соответствует нормативным требованиям более чем на 90 %, это дает возможность сосредоточиться на следующем этапе модернизации дороги – ее расширении. Необходимость таких мероприятий в первую очередь связана с растущей с каждым годом интенсивностью транспорта. В турсезон показатель превышает 20 тыс. автомобилей в сутки.


В прошлом году в эксплуатацию ввели четырехполосный участок протяженностью 9 км в Тальменском районе, проект также включал строительство нового моста через реку Чумыш. Тогда же приступили к реализации объекта реконструкции с 173­го по 183­й км, на границе Тальменского и Первомайского районов.


В проект входит строительство двухуровневой транспортной развязки, которая обеспечит безопасный проезд к ближайшим населенным пунктам – станции Озерки и поселку Литвиновка. Сейчас идет возведение путепровода: завершилось устройство буронабивных свай, выполняются фундаменты под лестничные сходы.


Кроме того, на участке построят подземный пешеходный переход напротив села Озерки, новое электроосвещение и тротуары. Движение по первым пяти километрам планируется запустить в следующем году, сейчас на этом участке идет укладка нижнего слоя покрытия. Ввод в эксплуатацию – в 2022­м.


Следующий участок, где проводятся работы по расширению, – от развязки возле Новоалтайска в сторону Бийска (212–223 км). На объекте выполняют возведение земляного полотна, устройство конструкции дорожной одежды, укладку гидроматов. Чтобы обеспечить бесперебойное движение транспорта, его направили по объездной дороге.


AiS3(157)vn_12_4.jpg   AiS3(157)vn_12_3.jpg


Помимо расширения до четырех полос, проект включает строительство двух площадок отдыха для водителей большегрузного транспорта, новые линии электроосвещения протяженностью 2,2 км в районе поселка Новый, современную систему водоотвода. Будут установлены локальные очистные сооружения, которые предотвратят попадание в водоемы загрязненной воды с проезжей части.


На участке в Троицком районе (268–271 км), проходящем по логам, строят дополнительную полосу на подъем. Это значительно повысит безопасность в зимний период, когда здесь могли образовываться заторы из­-за большегрузного транспорта.


Если говорить о Республике Алтай, основная задача здесь – улучшение транспортно­-эксплуатационных характеристик Чуйского тракта. Трассу в регионе обновляют по методу регенерации дорожной одежды. Технология позволяет усилить основание и тем самым повысить несущую способность дороги.


В Майминском районе ремонт идет от села Манжерок до моста через Катунь и далее до подъезда к Усть­-Семе (466–490 км, 495–499 км). Помимо покрытия, здесь выполнили ремонт водопропускных труб, заканчивают устройство обочин и системы водоотвода. Маршрут проходит по населенным пунктам и вдоль туристических объектов, поэтому особое внимание уделили безопасности пешеходов – проекты включают строительство тротуаров и переходно­скоростных полос, установку новых остановочных павильонов.


Далее на участке с 499­го по 532­й км (до села Барлак) дорогу обновили с помощью технологии устройства тонкослойных покрытий. Защитный слой сохраняет от разрушения конструктив дорожной одежды, повышает ровность и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой. К ноябрю планируется закончить работы на обочинах и выполнить обустройство.


Также масштабные работы идут в Кош-­Агачском районе республики. От Чаган­-Узуна до Кош-­Агача заменяют покрытие, ремонтируют трубы и устраивают обочины. На участке капитального ремонта с 931­го по 941­й км (подъезд к Ташанте) работы в заключительной стадии, предстоит провести обустройство, далее, до пограничного пункта пропуска, укладывают защитные слои. Общий объем работ на Чуйском тракте в Республике Алтай в этом году составляет 105 км.


Основные сложности с проездом по Чуйскому тракту возникали в этом сезоне в районе села Усть-­Муны. Здесь, помимо дорожных работ, которые возможно было приостановить в выходные дни для пропуска транспорта, идет капитальный ремонт моста через реку Муны. Движение осуществляется в реверсивном режиме по одной полосе, что летом приводило к образованию заторов. Здесь идут масштабные работы, в том числе по замене балок пролетного строения. В результате капитального ремонта моста увеличится его пропускная способность.


Грузоподъемность также доведут до нормативных параметров: раньше на участке действовало ограничение на проезд транспорта массой свыше 20 тонн. Работы завершатся в этом году.

 

Новые хозяева старых дорог


В целом на все виды работ в двух регионах в этом году направлено около 7 млрд рублей. Сюда входят не только строительство и ремонты, но и работы по содержанию сети, меры по повышению безопасности, дополнительное обустройство и т. д. Увеличение финансирования действительно есть, но увеличилась и протяженность за счет перехода в федеральную собственность новых дорог.

AiS3(157)vn_12_5.jpg   AiS3(157)vn_10_1.jpg

По словам начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослава ДОЛИНСКОГО, для развития дорог основным критерием является не то, насколько меняется финансирование в тот или иной год, главное, что оно стабильное и поступает в полном объеме.


«В последние годы основной целью было приведение в соответствие нормативам федеральной сети. Нам удалось этого достичь: на трассах А­322 Барнаул – Рубцовск – граница с Республикой Казахстан и Р­256 «Чуйский тракт» не осталось участков, которые нуждались бы в срочном ремонте. Все работы – плановые. Мы используем современные материалы и технологии, что позволяет увеличивать межремонтные сроки вдвое. Средства, которые высвобождаются, дают возможность реализовывать другие проекты, модернизировать дороги», – говорит глава ведомства.


Параллельно разрабатывается проектная документация еще на ряд участков, расширение которых запланировано на ближайшие годы. Один из них – на въезде в Алтайский край со стороны Новосибирской области, с 135­го по 150­й км. На маршруте от Барнаула до Бийска готовятся проекты для участков за Баюновскими ключами (230–258 км), на границе Троицкого и Зонального районов (299–316 км) и перед Бийском (341–345 км). Также расширение до четырех полос предусмотрено за Бийском, от поселка Чуйский до села Сростки (374–384 км). Таким образом, сейчас в разработке находятся проекты на расширение в общей сложности 73 км Чуйского тракта.


Кроме того, запланирована разработка проектов расширения еще двух участков: 15 км (158–173 км) в Тальменском районе и 7 км (223–230 км) в Первомайском.


Вторая важная задача – привести в порядок дороги, которые перешли в ведение ФКУ в этом году. В Республике Алтай это Горно­Алтайск – Артыбаш. Она вошла в состав Чуйского тракта и теперь называется «Подъезд к озеру Телецкому». В Алтайском крае стала федеральной и получила индекс А­321 трасса Барнаул-Павловск ­ граница с Республикой Казахстан. Общая протяженность – более 500 км, причем основная часть не соответствует нормативным требованиям. Активные ремонтные работы начнутся в следующем сезоне, сейчас важно провести подготовку к зиме и принять меры по повышению безопасности. Также определены участки, которые нуждаются в ремонте в первую очередь, идет разработка проектов.

 

Подрядчики не подвели


Основные подрядные организации в Алтайском крае и Республике Алтай работают уже многие годы, это сложившиеся высокопрофессиональные коллективы, которым можно доверить самую ответственную работу. «Нам повезло с тем, что на Алтае сильны дорожные традиции, развиты принципы наставничества, действует школа передового опыта. Крепкий кадровый резерв формирует Алтайский государственный технический университет им. Ползунова в Барнауле», – отмечает Ярослав Долинский.


Основные подрядчики остаются прежними, в Алтайском крае на ремонте федеральных трасс задействованы государственные унитарные предприятия дорожного хозяйства: Северо­Восточное ДСУ, Юго­Восточное ДСУ, Южное ДСУ, Центрально ДСУ и Юго­Западное ДСУ, а также генеральный подрядчик по содержанию – ООО «ДСУ­4». В Республике Алтай основной объем работ выполняет ООО «Стройсервис».


В прошедшем сезоне дорожники с поставленными задачами справились достойно, говорят в Управлении, все работы выполнили в срок и с надлежащим качеством. Ряд объектов ввели в эксплуатацию с опережением графика. Например, на мосту через реку Ишу в Алтайском крае основные работы выполнили еще в конце 2019­го, почти на год раньше. С опережением графика открыли после реконструкции участок А­322 в Шипуновском районе.


«Конечно, замечания есть всегда. Мы выявляем какие-­то недочеты, принимаем решения в процессе производства – все это решается в рабочем порядке, это нормальный процесс. Важно, что все вместе, сообща – мы добиваемся нужных результатов», – резюмирует руководитель ФКУ УПРДОР «Алтай».

 

 

 

Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.