Остались вопросы

Роман Костюк: «Племенные предприятия живут замкнутой жизнью, сами по себе»

Роман Костюк, генеральный директор Национального союза производителей говядины


Мясное скотоводство играет важную роль для улучшения жизни селян в так называемых депрессивных районах. Но отрасли нужны новые инструменты для «обеления» рынка и более эффективная племенная работа.  

    

Роман Владиславович, каким стал 2021 год для мясного скотоводства в России? Все ли планы удалось реализовать?

 

В минувшем году нас поддержала Государственная дума предыдущего созыва. Дума провела мероприятие в комитете АПК по определению мясного скотоводства как инструмента для развития рабочих мест на сельских территориях, где требуется вовлечение малых предпринимателей и просто сельских жителей в контрактную кооперацию. Это нацелено на обеспечение роста благосостояния сельского населения в депрессивных районах. Мясное скотоводство дает работу в самых неподходящих для индустриального растениеводства или иных энергоемких процессов территориях. Это значимый результат стратегического определения места мясного скотоводства.

Главная проблема России и стран СНГ – беспрецедентный дефицит КРС как для молочного, так и для мясного животноводства.

Основная работа прошедшего года – запуск платформы для индустриализации рынка оборота скота. Формирование системы для брокеров, решающих вопросы идентификации скота, селекции и развития фермерских типовых кластеров. В принципе, ключевые задачи прошедшего года нам удалось реализовать и перейти в новый, 2022 год с успешным потенциалом.

 

Одна из обсуждаемых тем в мясном скотоводстве – переход на саморегулирование отрасли. Как должен работать новый институт и какие задачи с его помощью планируется решить?

 

Поиск путей для перехода к институту саморегулируемой отрасли стал на сегодня актуальной задачей. Саморегулирование дает дополнительные конкурентные преимущества участникам рынка за счет ускорения обмена эффективными знаниями и подходами. Разработка и принятие стандартов и кодексов саморегулируемых организаций способствуют существенному повышению качества продукции и предсказуемости стратегии развития отрасли, гармонизации коммерческих планов разнокалиберных игроков.


Но мы стоим в самом начале пути, объединение – это длительный процесс формирования в первую очередь доверия и осознанных целей, определяющих необходимые инструменты. Все только начинается.

 

Принимаемые в последние годы законодательные решения помогли рынку оборота скота стать более прозрачным? Какой урон отрасли сегодня наносят недобросовестные игроки и какие шаги позволили бы избавить от них рынок?

 

Пока нет никаких целенаправленных законодательных действий, влияющих на оборот скота. Сам рынок начинает требовать изменений, сами участники столкнулись с нарастающей волной взаимного недоверия и подозрительности.


Недобросовестные игроки ускорили процесс разрушения иллюзий в «нормальности» сегодняшнего рынка скота. Я бы сказал, что урон от недобросовестных игроков, наконец, открыл глаза многочисленным участникам отрасли на необходимость перемен и создания правил и стандартов.


Появление профессиональных брокеров в рамках Национальной сети скотных рынков – единственный путь для гигантского рынка торговли скотом фермеров и заводчиков, включающего в себя одиннадцать часовых поясов.

 

В октябре запущен электронный сервис «Скотный двор». Подводя итоги первых месяцев его работы, уже можно сказать, насколько он востребован, какие сложности возникают у участников торгов и каковы перспективы данной площадки?

 

Центральной проблемой России и стран СНГ является беспрецедентный дефицит КРС как для развития молочного животноводства, так и для производства говяжьего мяса. На этом фоне ключевой задачей Национального союза производителей говядины является развитие индустриального рынка оборота сельскохозяйственных животных.


Суть проекта – в цифровизации рынка оборота скота через создание системы взаимно признаваемых правил и стандартов по всем ключевым вопросам мечения, прослеживаемости и эпизоотической безопасности оборота скота. Его цель – создание (модернизация) региональных скотных рынков (основной проект), решающих на практике вопросы идентификации скота, селекции и развития фермерских типовых кластеров в рамках выполнения институтами власти задачи социально-экономического развития сельских территорий и экономически оправданной занятости населения (вторичный проект).


Площадка Vexpay.ru разработана в качестве системного цифрового реестра сделок при обороте сельскохозяйственных животных.


На текущий момент площадка только приступает к работе. Формируются первые пилотные брокеры по регионам России, среди которых Ленинградская область, Томск, Ульяновская область, Мордовия, Башкирия, в ближайшее время к ним могут добавиться Тюменская область и Пермский край. Прошли официальные презентации площадки в Казахстане, Киргизии, намечены переговоры с Управлением ветеринарии и животноводства Узбекистана.


Все только начинается, и подводить итоги – как успехов, так и трудностей – пока рано.

 

Каких результатов удалось добиться скотоводам в вопросе улучшения племенной базы животных? Какие новые инструменты появились для более эффективной племенной работы? В чем еще мы отстаем от мировых лидеров отрасли?

 

Главное отставание отрасли – отсутствие реально работающих ассоциаций по породам КРС. Все остальное – вытекающие из этого результаты. Племенные предприятия живут замкнутой жизнью, сами по себе.


Кто собирает товарных заводчиков по породе и спорит с ними по стратегии развития СВОЕЙ породы КРС? Кому это необходимо? Откуда берутся решения, на чем лучше фермерам концентрироваться? Хорошо, есть государственные и региональные чиновники, направляющие племенную деятельность, но разве это связано с мировыми практиками, опирающимися на инициативу бизнеса? Напомню, племенными являются не более 250 предприятий отрасли из примерно 12 000, и пока их влияние минимально.

 

Что позволило бы стимулировать племенную работу, особенно в небольших хозяйствах?

 

Это вопрос отдельного интервью, но если коротко – у Минсельхоза РФ не хватает средств на массовое наращивание племенных предприятий. Уже поставлен вопрос о недостатке средств на льготное финансирование отраслей и развитие сельских территорий. Пока государство жестко связывает понятие племенного дела с выдачей государственных денег на эту работу с контролем лицензии предприятия, рост и развитие племенного дела будет концентрироваться, соответственно, вокруг требований государства, – и при чем здесь бизнес?

 

Не кажется ли вам, что мясное скотоводство сегодня недополучает внимания со стороны государства по сравнению с молочным животноводством? Ждет ли отрасль новых видов господдержки в этом году, увеличения финансирования?

 

Не соглашусь на счет недостатка внимания. За последние годы количество мероприятий, информационных сообщений и предложенных мер поддержки по вопросу мясного скотоводства, в том числе в устах первых лиц государства, озвучено и звучит немало.


Даже вопрос финансовой поддержки, на наш взгляд, не требует напора. Проблема не в отсутствии внимания государства – в отрасли есть собственные сложности с выбором эффективных бизнес-моделей для развития. На сегодня отраслевые компании не представили успешных проектов развития, способных стать образцом для подражания.


Обратите внимание, я говорю о проектах, существенно влияющих на показатели и масштаб отрасли, а это приоритетное наращивание маточного поголовья мясных и помесных пород КРС. Сколько ни вводи в оборот откормочных площадок и боен, падение поголовья скота оставит эти инвестиции без работы и дохода. И нерешительность бизнеса, отсутствие готовности к реальной кооперации с фермерами являются прямой проблемой развития отрасли и диалога с Минсельхозом РФ о реальном вовлечении в сотрудничество.

 



Журнал «Сельская Сибирь» № 1 (27) 2022

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.