Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас с Днем работников дорожного хозяйства!
Ежедневно тысячи дорожников по всей стране обеспечивают жизнедеятельность огромного дорожного комплекса. Работа каждого в отдельности малозаметна, но в итоге именно от индивидуальной ответственности, а также от нашего конструктивного взаимодействия зависит как успех коллектива, так и эффективность всей отрасли. Пусть у каждого из нас хватит сил
и энергии на достойный личный вклад в общее дело!
От всей души желаю дорожным организациям Сибири новых планов и возможностей, успешной работы, взаимопонимания! Каждому из сотрудников здоровья, благополучия и тепла близких!
Дмитрий ТУЛЕЕВ,
начальник ФКУ «Сибуправтодор»
______________________________________________________________
Событием года стало завершение реконструкции 30километрового участка трассы Р254 «Иртыш» на подъезде к Новосибирску. Об этом и других масштабных проектах, планах на новый дорожный сезон и инновациях, применяемых подрядчиками, рассказал начальник ФКУ «Сибуправтодор» Дмитрий ТУЛЕЕВ.
– Дмитрий Аманович, в Новосибирской области завершилась грандиозная дорожная стройка – реконструкция Р254 «Иртыш» км 1392–1422 на подъезде к Новосибирску. Какие работы там проведены, какие инновации использованы?
– На 30километровом отрезке трассы выполнена реконструкция с частичным новым строительством. В сентябре нынешнего года введен в эксплуатацию завершающий этап протяженностью 13,5 км. В целом на реализацию проекта ушло пять лет. На всем протяжении объекта проезжая часть расширена с двух полос движения до четырех с разделительным барьерным ограждением. Построен с нуля участок в 10,5 км.
Возведено 6 транспортных развязок и 7 мостовых сооружений. В результате 30 км трассы Р254 переведено из III технической категории в категорию IB. Этот объект самый протяженный из дорожных строек с покрытием из цементобетона, введенных в эксплуатацию в нашей стране в 2020 году. На данном объекте, как и на всех объектах строительства и ремонта федеральной дорожной сети, в постоянном режиме осуществлялся многоступенчатый строительный контроль, что позволяло оперативно выявлять и устранять недостатки.
В ближайших планах продолжение реконструкции трассы Р254 еще на 20 км в направлении Новосибирска – с 1422го по 1442й км. Сейчас этот объект в стадии проектирования, приступить к строительству планируем в 2022 году.
– В этом году с опережением на два месяца завершен ремонт Южного обхода Омска. Что помогло сработать так оперативно?
– Выполнить устройство защитных слоев на Южном обходе Омска с существенным опережением графика позволило раннее начало работ при благоприятных погодных условиях нынешней весны и высокий уровень организации работ со стороны подрядчика. На этом объекте использовалась технология «Спрей джет», которая в последние годы довольно часто применяется при устройстве тонкослойных покрытий. Суть метода – равномерное распределение по фрезерованной поверхности горячей латексной эмульсии и одновременно с этим укладка слоя асфальтобетона. Его применение дает возможность значительно сократить затраты времени и средств на выполнение работ и, соответственно, минимизирует неудобства для водителей. Получаемое покрытие позволяет устранить мелкие дефекты на проезжей части и продлить срок службы дорожной одежды, обеспечить необходимый коэффициент сцепления.
– Какие еще крупные проекты реализуются Управлением в 2020 году, с использованием каких инновационных решений?
– Еще три крупных проекта мы реализуем на трассе Р255 «Сибирь» в границах Кемеровской области. Это, вопервых, строительство обхода города Мариинска, которое будет завершено в ноябре текущего года. Объездная дорога протяженностью 19,2 км позволит вывести транзитный транспорт с городских улиц, что, впрочем, уже сделано. Еще в августе открыт для движения 16километровый участок, по которому транспорт следует, минуя город. На оставшихся трех километрах с наиболее сложным составом грунта заканчиваются строительно-монтажные работы. В состав объекта входит также мост через реку Кию длиной 286 погонных метров.
В 20 километрах от обхода Мариинска ведутся работы по строительству и реконструкции на 5километровом отрезке Р255 «Сибирь» в районе поселка Суслово – с 481го по 486й км.
Там, благодаря строительству нового участка, будет ликвидирован опасный поворот. Также в составе объекта путепровод над железнодорожными путями Транссибирской магистрали, с его появлением водителям больше не придется пересекать переезд на км 483. Работы начаты в 2019 году и завершатся в 2021м. В такие же сроки реализуется проект реконструкции на участке трассы Р255 км 149–158. Там также строится путепровод над железной дорогой – в составе транспортной развязки. Вторая развязка с путепроводом в составе этого
объекта возведена практически на границе Кемеровской и Новосибирской областей, на повороте к Томску.
В строительстве используются современные геосинтетические материалы для укрепления грунта на сложных участках, при устройстве покрытия применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон на полимербитумных вяжущих. На объектах ремонта и капитального ремонта применяем методологию объемного проектирования асфальтобетонных смесей, согласно которой подбор состава смеси для каждого объекта осуществляется с учетом его климатических и эксплуатационных характеристик.
– Какие новые технологии и оборудование применяют для контроля качества дорожного полотна на федеральных трассах? Появились ли новые методы контроля в 2020 году?
– Лаборатория ФКУ «Сибуправтодор» оснащена современными приборами для контроля качества асфальтобетона и цементобетона, битума и других материалов, применяемых в дорожном строительстве. Также в нашем арсенале приборы оперативного контроля, которые используются на объектах для определения соответствия нормативным требованиям ровности, сцепления, яркости и геометрических параметров дорожной разметки и т. д.
В нынешнем году на всех объектах программы ремонта ФКУ «Сибуправтодор» применяются смеси, изготовленные по методу объемного проектирования – с учетом климатических и эксплуатационных характеристик каждого участка. Задача экспертов – отследить соответствие составов смесей и отдельных компонентов требуемым характеристикам. Для этого в лаборатории отдела контроля качества используются такие приборы, как испытательная печь RTFOT для длительного старения битума, печь PAV для длительного старения битумов, комплекс для оценки дисперсности битумнополимерного состава ПБВ на базе микроскопа БиОптик С400, реометр серии Kinexus для испытаний по ГОСТ 331372014.
Новый прибор – реометр – предназначен для проведения испытания битумных балочек на изгиб. К образцу, находящемуся в ванне с охлажденной жидкостью, прикладывается постоянная нагрузка с целью определить скорость деформации при различных температурах. В итоге определяется нижняя граница марки вяжущего PG.
Сегодня в лаборатории «Сибуправтодора» проходят проверку материалы, применяемые не только на федеральных дорогах, но и на объектах региональных и муниципальных дорожных сетей, включенных в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областях.
– Какой процент дорог, подведомственных ФУАД «Сибирь», удастся привести в нормативное состояние до конца года? Каковы планы Управления на 2021 год, какие объекты будут в центре внимания?
– В последние несколько лет мы поддерживаем уровень соответствия нормативным требованиям нашей подведомственной сети на уровне 85 %. Оставшиеся 15 % – это ежегодный объем планового ремонта. Всего в этом году отремонтируем 300 км федеральных трасс в подведомственных регионах, из них 66 км капитальным ремонтом (в Омской области – 95 км, в том числе 40 км – капитально). На 2021 год планируем объем ремонта примерно на таком же уровне.
В Омской области в том числе планируем приступить к капитальному ремонту участков федеральных трасс на подъездах к областному центру с расширением их до 4 полос с установкой разделительного барьерного ограждения. Уже готова проектная документация по одному из участков – км 578–589 автомобильной дороги Р402, по остальным ведутся проектноизыскательские работы. Планируем до 2026 года расширить до четырех полос все федеральные трассы в радиусе 50 км от Омска.
Из масштабных проектов в 2021 году завершим работы на двух объектах реконструкции в Кемеровской области, продолжим строительство Восточного обхода Новосибирска, проектирование северозападного обхода г. Кемерово и реконструкции участка Р254 в Новосибирской области.
Журнал «Архитектура и строительство» № 3(157) 2020