Остались вопросы

Жизнь как открытие

Виктория Муренко


Невозможно представить себе историю сибирской нефти без имени Фармана Салманова, причастного к открытию более 130 месторождений. В этом году выдающемуся ученому-геологу исполнилось бы 90 лет.


Рассказы о Сибири


    Невероятная тяга к исследованиям, убежденность в успехе своего дела, смелость и неординарность – эти качества определили профессиональную судьбу известного русского геолога Фармана Курбан оглы Салманова (Фармана Курбановича Салманова).


    Будущий первооткрыватель сибирской нефти родился 28 июля 1931 года в азербайджанском селе Ленинск (ныне Морул). Когда мальчику было шесть лет, его отца арестовали. Жизнь заставила его рано повзрослеть: он начал помогать матери по хозяйству и присматривать за тремя младшими детьми.


     Позже семья Салмановых перебралась в село Шамхор, где Фарман окончил среднюю школу. Еще будучи школьником, он твердо знал, чем хочет заниматься в дальнейшем. Его интерес к далекой Сибири возник еще в детстве, однако причиной тому стало трагическое событие. Его дед, Сулейман Салманов, был приговорен к двадцати годам заключения и ссылке в Сибирь. В молодости он отказался отдавать домашний скот в качестве налога для мечети и понес тяжелое наказание…


    За годы в ссылке Сулейман Салманов принял участие в Русско-японской войне, получил награду за проявленную храбрость и с женой вернулся на родину - в Азербайджан. Фарман подолгу с интересом слушал истории деда о сибирских просторах и Дальнем Востоке. Мальчик решил, что обязательно побывает в тех краях, но уже по своей воле. 


a40 (4).jpg


Мечта – стать нефтяником


    В жизни Фармана Салманова было немало встреч и событий, которые определили его будущее. Например, еще восьмиклассником ему удалось пообщаться с министром нефтяной промышленности Николаем Байбаковым. В 1946 году тот приехал в Шамхор в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета за наказами избирателей. Фарман был хорошим учеником и неплохо знал русский язык, учителя попросили юношу выступить перед Байбаковым.


    Сам Фарман вспоминал эту встречу так:


   «По-русски я говорил немного лучше своих сверстников, поэтому мне поручили рассказать высокому гостю о школе. В конце встречи он обернулся и спросил, кем я хочу быть. Я ответил: «Нефтяником». Он похвалил мой выбор и сказал: «Нефть – будущее нашей страны». 


   Спустя несколько лет, когда Фарман окончил Азербайджанский индустриальный институт по специальности «техник-геолог», он обратился к Байбакову, напомнил о той встрече в Шамхоре и попросил направление на работу в Сибирь. Министр откликнулся, вызвал Салманова в Москву, а оттуда его отправили на Кузбасс. 


Не отступая от цели


    Салманов работал в Новосибирской и Кемеровской областях в системе нефтеразведки треста «ЗапСибнефтегеология». С каждым днем он лишь еще больше убеждался: труды в этой местности не принесут ожидаемых результатов.


    26-летний геолог рьяно выступал за перебазирование его партии в Среднее Приобье, где, по его мнению, их ждали куда большие перспективы. Одобрило ли руководство решение бескомпромиссного геолога, или же это было сделано позже от нежелания скандала, остается загадкой. Согласно самой распространенной легенде, в 1957 году Салманов, многим рискуя, самовольно увел свою геологическую партию в Сургут. Его якобы хотели вовсе отстранить от работы и судить, возбудили уголовное дело, но, несмотря ни на что, он шел к своей цели, а товарищи из его команды написали коллективное письмо, встав на защиту Фармана Курбановича.

У меня слишком большое желание отыскать нефть. И мы обязательно найдем ее под сургутскими болотами

    Поддержать амбициозного ученого и поехать на поиски нефти вызвались около двадцати таких же молодых и энергичных исследователей вместе со своими семьями. Семь барж отправились по Оби в сторону Сургута, их экипаж понимал, впереди – неизвестность, но сильная харизма Салманова творила чудеса и заставляла верить в лучшее.


a40 (1).jpg


«Вот так, Салманов» 


    О том, что Сибирь буквально плавает на нефти, еще до войны заявлял выдающийся ученый Иван Губкин. Однако никаких возможностей проверить эту теорию тогда не было. Более того, ни академики, ни партийное руководство не верили Губкину. То же самое произошло и с Фарманом Курбановичем.


    Особой поддержки со стороны научного сообщества и государства Салманов не получал. Да и мало кто верил, что где-то еще в Сибири можно найти нефть.


    Несмотря на все трудности, к 1961 году геологи добились больших успехов. Был открыт нефтегазоносный пласт, построена скважина, дающая по 350 тонн нефти в сутки. Велась работа над бурением скважин на Юганской, Сургутской и Ермаковской площадях, начали испытывать Мегионскую скважину. 


    21 марта 1961 года – этот день стал для Салманова настоящим праздником. Помимо того, что отмечался его любимый Новруз-байрам, в районе селения Мегион первая скважина дала фонтан нефти. «Мы победили!» – кричал тогда легендарный геолог. 


    Но и после этого прорыва оппоненты Салманова не верили фактам, утверждая, что это лишь природная аномалия и скважина иссякнет уже через пару недель.


   Однако вскоре уже из второй скважины в районе Усть-Балыка забил нефтяной фонтан. Радостный Салманов отправил своему начальству радиограмму: «Скважина лупит по всем правилам».


    Никита Хрущев тоже получил сообщение от ученого. Небольшой текст телеграммы искрил дерзостью и долгожданным восторгом: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов».


Харизма – главный инструмент


    После невероятного успеха 1961 года Салманов работал главным геологом на Усть-Барыкской и Правдинской разведочных экспедициях. В 1970 году его назначили заместителем начальника Главного тюменского производственно-геологического управления, а спустя восемь лет он стал начальником «Главтюменьгеологии». 


    Высокая репутация и значимые посты нисколько не сказались на личности Салманова. Он оставался человеком из народа, которому по душе вести полевые работы, общаться с жителями глубинки. Его не волновала занимаемая должность, он без проблем надевал высокие сапоги, шел по грязи и болотам помогать рабочим.

Что меня по-настоящему влечет – это книги и работа

    В Горноправдинске, где находилась Правдинская нефтеразведочная экспедиция Салманова, его всегда принимали как родного человека. В поселке его все знали, звали в гости на чай. Геолог, в свою очередь, с неподдельным интересом узнавал, чем он может помочь, старался сделать все возможное, чтобы улучшить качество жизни в поселке. Он привозил необходимые лекарства и дефицитные товары для сельчан. Салманов делал мир вокруг себя ярким, вносил в жизнь сибиряков как можно больше хорошего. Благодаря его инициативе знаменитые артисты приезжали и выступали прямо на буровых площадках!


    В Горноправдинск приезжала выступать еще никому не известная 16-летняя девушка: «Робот, ты же был человеком»… – пела будущая народная артистка СССР Алла Пугачева.


    С Фарманом Салмановым дружили Ян Френкель, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский. Иосиф Кобзон приезжал с концертами в Тюменскую область чуть ли не каждый месяц и обязательно навещал друга-геолога.


    Авантюризм, находчивость и оптимизм он использовал не только в поисках нефти. Во время работы Правдинской экспедиции Салманов с напарниками построили теплицу, где вырастили цветы. На 8 Марта они порадовали женщин живыми цветами, чем сильно удивили северянок.


    Те, кому посчастливилось трудиться вместе с Фарманом Курбановичем, вспоминают его как простого и открытого человека.


    Ветеран геологии Среднего Приобья Юрий Тверетин: «Мы, молодые, все смотрели на Салманова и хотели походить на него. «Вот, настоящий мужик», – говорили мы». 


    Лидия Халилова, ветеран геологии Среднего Приобья: «Он был простым, гостеприимным, мягким и добрым. Его энергия передавалась окружающим. Женщины его очень любили!»


a40 (3).jpg


    Напарники Салманова рассказывали – он всегда уверял людей в том, что скоро на месте села появится большой город, где будут работать институты и летать самолеты. Так он говорил о Сургуте и оказался прав.    Можно уверенно сказать, что благодаря неиссякаемому оптимизму и харизме одного человека в Сибири построены города и села. Если бы он в конце пятидесятых годов не увел экспедицию на Среднее Приобье, кто и когда нашел бы сибирскую нефть? Он не желал ждать, когда настанет удобный момент, когда «сверху» одобрят его идею. Он взял все в свои руки и сделал то, на что никто не решался.


Интересные факты


+ Страницы из биографии Фармана Салманова послужили основой для художественного фильма «Стратегия риска», 1978.


+ В честь Салманова названы улица в Сургуте, сургутский аэропорт, самолет компании Utair, теплоход, нефтегазоконденсатное месторождение, а также открыты памятники в Москве, Баку, Ханты-Мансийске, Салехарде и Сургуте.


+ Результаты деятельности Салманова создали фундамент энергетической безопасности страны. По сей день месторождения, открытые при его участии, приносят прибыль для России.


+ Был трижды женат, воспитал четырех детей.


+ Написал книгу мемуаров «Жизнь как открытие», опубликовал более 160 научных статей и десять монографий. 


 a40 (5).jpg

    




Журнал «НГС (Нефть и Газ Сибири)» № 2(43) 2021 г.

 

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.