Остались вопросы

Европе может не хватить газа будущей зимой

Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждает, что при сочетании неблагоприятных факторов (морозы, прекращение трубопроводных поставок из России и повышенный спрос в Азии) газовая безопасность Европы зимой не гарантирована.

 

В «Обзоре глобальной газовой безопасности 2023» Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждает, что при сочетании неблагоприятных факторов (морозы, прекращение трубопроводных поставок из России и повышенный спрос в Азии) Европе зимой может не хватить газа.


Глобальный энергетический кризис, вызванный началом военной спецоперации России на Украине, структурно трансформировал рынки природного газа с глубокими последствиями как для политиков, так и для участников рынка, пишут эксперты МЭА. СПГ стал новым основным источником поставок для Европы, в то время как балансирующая роль Китая на мировом газовом рынке выросла и будет расти в дальнейшем.


Несоблюдение российских контрактов на поставку газа по трубопроводам увеличило зависимость Европейского союза от спотовых закупок, которые выросли с 20 % от общего объема поставок газа в 2021 году до более чем 50 % в 2023 году. При этом контрактные поставки СПГ для европейских покупателей составляют всего 20 % от общего объема СПГ, законтрактованного с начала 2022 года, в то время как доля Китая превысила 25 %.


Изменение конфигурации глобальных потоков СПГ подняло цены на природный газ до небывало высоких значений как в Азии, так и в Европе, и привело к корректировке спроса на газ. Потребление природного газа сократилось, по оценкам, на 1,5 % в 2022 году.


В ЕС в первом полугодии 2023 года зафиксировано самое резкое снижение потребления природного газа – более чем на 10 % (или более 30 млрд куб. м) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


В Северной Америке потребление природного газа в первом полугодии сократилось примерно на 0,6 % в годовом исчислении (почти на 5 млрд куб. м) на фоне не по сезону мягких погодных условиях в первом квартале и сдержанной экономической активности.


В Азиатско-Тихоокеанском регионе спрос на природный газ в первые четыре месяца 2023 года оставался близким к прошлогоднему уровню. В то время как Китай и некоторые азиатские рынки вернулись к росту, этот прирост был почти полностью компенсирован падением спроса в Японии и Корее, что отражает их умеренный экономический рост в первом квартале и повышение доступности ядерной энергии.


Мировые поставки СПГ в первом полугодии выросли примерно на 3 % (или на 9 млрд куб. м).


Ожидается, что в 2023 году мировые поставки газа останутся ограниченными. Увеличения поставок СПГ в целом за год на 20–25 млрд куб. м будет недостаточно, чтобы компенсировать сокращении поставок российского трубопроводного газа, но достаточно для покрытия мирового спроса на газ при условии, что спрос останется в целом неизменным.


По прогнозам, основной рост спроса будет обеспечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и в Африке, однако этот рост почти полностью компенсируется падением спроса в Северной Америке и Европе.


Спрос на природный газ в Китае в 2023 году вырастет более чем на 6 %. По прогнозам, импорт СПГ в страну увеличится почти на 15 %, хотя и останется ниже рекордных уровней 2021 года.


В целом ожидается, что мировой спрос на газ вернется к умеренному росту в 2 % в 2024 году, чему будет способствовать расширение экономической активности и предполагаемое возвращение к средним зимним погодным условиям в Северном полушарии. Опять же основная часть роста спроса, по прогнозам, будет сосредоточена в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на долю которого будет приходиться около 80 % от прироста спроса на газ к концу 2024 года.


Данный краткосрочный прогноз подвержен необычно широкому спектру неопределенностей, обусловленных общей геополитической и макроэкономической обстановкой, предупреждают в МЭА.


Спотовые цены на газ в Азии и Европе в первом полугодии 2023 года упали более чем на 50 % в годовом исчислении, хотя и остались, соответственно, на 140 % и 180 % выше их средних уровней за первое полугодие 2016–2020 годов. В Соединенных Штатах рост внутренней добычи газа вкупе с не по сезону мягким первым кварталом 2023 года оказали понижательное давление на газ. Цены Henry Hub в первом полугодии 2023 года упали на 60 % в годовом исчислении.


Высокие уровни запасов природного газа на ключевых рынках Азии и Европы вселяют осторожный оптимизм в преддверии отопительного сезона 2023/2024 в Северном полушарии. Однако заполненные складские помещения не являются гарантией от зимней нестабильности и риска появления напряженности на рынке.


Европейский союз унаследовал относительно высокие уровни хранения после отопительного сезона 2022/23 гг., при этом запасы на 60 % превысили средний показатель за пять лет. Если рост запасов в газовых хранилищах будет в среднем продолжаться темпами, наблюдаемыми с середины апреля, хранилища в ЕС выйдут на 90 % своей рабочей мощности к началу августа и могут быть заполнены почти на 100 % к середине сентября.


Если поставки российского трубопроводного газа полностью прекратятся летом 2023 года, Европейский союз все равно сможет заполнить хранилища в среднем на 90–95 % от рабочей мощности к началу отопительного сезона 2023/24.


Тем не менее в преддверии зимнего сезона 2023/24 в Европе сохраняются ключевые неопределенности. Холодная зима может увеличить спрос на природный газ в жилом и коммерческом секторах ЕС на 30 млрд кубометров по сравнению с отопительным сезоном 2022/23 года. Учитывая геополитическую неопределенность, нельзя исключать дальнейшего сокращения поставок российского трубопроводного газа в Европейский союз. Если поставки российского трубопроводного газа полностью прекратятся с 1 октября 2023 года, это приведет к общему дефициту в 10 млрд кубометров.


Китайский импорт СПГ может колебаться с диапазоном неопределенности более 10 млрд кубометров в течение зимы 2023/24 года.


Учитывая эти факторы риска, траектории наполненности хранилищ газа в Европе могут сильно варьироваться в течение предстоящего отопительного сезона. Расчеты МЭА показывают, что холодная зима вкупе с полной остановкой поставок российского газа по трубопроводам в Европейский союз начиная с 1 октября могут снова вызвать напряженность на рынке. Если зима будет мягкой, а объемы поставок СПГ останутся близкими к прошлогодним уровням, то европейские хранилища завершат отопительный сезон с уровнем запасов выше 50 % от мощности даже без российского трубопроводного газа. Напротив, холодная зима окажет существенное давление на рынок.


Увеличение объемов поставок СПГ на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года позволит обеспечить заполнение складских помещений на 34 % к концу марта. Но если объемы поставок СПГ останутся на уровне зимы 2022/23 года, места хранения будут заполнены всего на 25 %. Снижение доступности СПГ (снижение на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) приведет к снижению уровня запасов ниже 20 %.


Газовые хранилища, как правило, менее работоспособны, когда заполнены менее чем на 30 % от их емкости, так как скорость извлечения запасов снижается из-за падения пластового давления. Это может увеличить риск волатильности цен и перебоев с поставками в случае поздних холодов в сочетании с низким уровнем мощности ветрогенерации.


Доля СПГ в спросе Европейского союза на газ выросла в среднем с 12 % в 2010-х годах до почти 35 % в 2022 году − доля, аналогичная поставкам российского газа по трубопроводам до вторжения в Украину. Европа позиционирует себя как новый рынок сжиженного природного газа премиум-класса. TTF в 2022 году торговался на уровне 6 $/MMBtu выше азиатского спотового СПГ. Прогнозные кривые на конец июня 2023 года предполагают, что европейская премия сохранится в ближайшие годы, при этом премия TTF к азиатским спотовым ценам на СПГ составит в среднем 0,3 $/MMBtu в период 2023-2025 годов.


МЭА не приводит в обзоре прогноз цены СПГ, предлагаем вариант прогноза от EnergyFlux.


За последние два десятилетия долгосрочные контракты вместе с внутренней добычей обеспечивали около 80–90 % поставок газа в ЕС. Несоблюдение контрактов на поставку российского газа по трубопроводам резко увеличило зависимость Европейского союза от спотовых закупок, увеличившись всего с 20 % в 2021 году до более чем 50 % в 2023 году. Ожидается, что к 2030 году доля спотовых объемов увеличится более чем до 70 % – если истекающие контракты не будут продлены и новые контракты не будут подписаны.


Контракты на поставку российского трубопроводного газа предусматривали значительную внутригодовую и межгодовую гибкость, при этом права на изменение объема поставок в конечном счете оставались за покупателями. Такая гибкость, подкрепленная огромными запасами сырья в стране-экспортере, играла ключевую роль в удовлетворении краткосрочной изменчивости спроса и сезонных колебаний. В целом межгодовая гибкость, обеспечиваемая российским трубопроводным газом, составила в среднем около 10 млрд куб. м ежегодно в течение 2010-х годов. Внутригодовые колебания в среднем составляли около 200 млн куб. м/сут. в период с 2016 по 2021 год, что составляло более 10 % от потребности ЕС в газе в холодный день.


В ближайшие годы большую роль должны будут играть другие варианты гибкости, такие как хранение и сокращение пиковых объемов СПГ, а также реагирование на спрос. Исходя из проектов, находящихся в стадии разработки в настоящее время, ожидается, что мировые мощности по хранению природного газа и СПГ на импортных рынках увеличатся на 10 % (или на 45 млрд куб. м) в течение 2023–2028 годов.


Ключевым фактором, способствующим гибкости спроса на газ в Китае, является значительный потенциал страны по переходу с газа на уголь. В 2022 году выработка электроэнергии на угле выросла, по оценкам, на 1,9 %, в основном за счет газовых электростанций, которые сократили свою мощность почти на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Следует также учитывать, что большинство китайских импортеров СПГ являются государственными компаниями. Принятие рыночных решений может быть отменено соображениями безопасности поставок или геополитическими соображениями.


Добыча природного газа в США продолжит увеличиваться в 2023 году, главным образом за счет увеличения добычи газа на сланцевых месторождениях. Добыча сухого природного газа в Соединенных Штатах в первой половине 2023 года увеличилась, по оценкам, на 5,5% (или почти на 30 млрд куб. м) в годовом исчислении, при этом среднесуточная добыча за этот период превысила 2,8 млрд куб. м в сутки. Этот значительный рост был в основном обеспечен дополнительными поставками газа из сланцевых месторождений. МЭА прогнозирует рост добычи сухого газа на 2 % в 2023 году и менее чем на 1 % в 2024 году.


По прогнозам, за весь 2023 год мировая торговля СПГ увеличится на 4 % (или на 22 млрд куб. м) − значительно ниже средних темпов роста в 8 %, которые наблюдались в период с 2017 по 2021 год. Ожидается, что увеличение мощностей по производству СПГ ниже среднего уровня продлит жесткие условия поставок до 2024 года.


Соединенные Штаты обеспечат половину дополнительных поставок СПГ и станут крупнейшим в мире экспортером СПГ. Дополнительные поставки будут обеспечены за счет улучшения доступности газа в Алжире и Тринидаде и Тобаго, а также за счет расширения Coral South FLNG в Мозамбике.


Спрос на СПГ в 2024 году будет определяться Азией и Европой, причем два региона конкурируют за ограниченное предложение. По прогнозам, импорт СПГ из Азии увеличится на 6 % в 2024 году, главным образом благодаря закупкам в Китае за счет растущего портфеля долгосрочных импортных контрактов, газ которых может быть перенаправлен другим покупателям. Прогнозируется, что приток СПГ в Европу увеличится на 3 %, что обусловлено умеренным восстановлением спроса на газ в регионе.


Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК



Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



31.08.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости