«70 % сыра в магазинах – это сырный продукт, и маркировка ситуацию не изменит»

IMG-20210412-WA0005.jpg


Виктор РУДИ, директор ООО «ТПК «Молпродукт» (ТМ «Сыроварня Побочино»)



-  Думаю, частное сыроделие еще долгое время будет занимать незначительную долю на российском рынке. Малому бизнесу в стране вообще тяжело развиваться. Всех производителей «стригут под одну гребенку» – мы платим те же налоги, что и крупные предприятия, никаких послаблений!


Вот сейчас с 1 июня вводится цифровая маркировка молочной продукции. Чтобы ее внедрить, по нашим подсчетам, сыроварне понадобится 2 млн рублей! Но есть же разница между крупным заводом, который перерабатывает 300–350 тонн молока в сутки, и предприятием с переработкой 5–6 тонн! Как в такой ситуации конкурировать? Мы только пытаемся выжить.


Или другой пример – программа льготного кредитования на закуп молока. Придя в банк, я слышу: вот когда вы вырастете до годового оборота в 500 млн рублей, тогда приходите. У меня 140–150 млн в год, поэтому я вынужден идти брать коммерческий кредит минимум под 8 %. А крупные производители спокойно пользуются заемными средствами под 1–2 %.

В целом отрасль сыроделия требует поддержки со стороны государства. Сыры лежат на созревании от 30 до 90 суток, в это время деньги не работают. Поэтому не каждый может себе позволить заниматься только сырами – экономика не выдержит! Приходится выпускать дополнительно другую продукцию – масло, сметану, йогурты. Сыроделие – как хобби, на котором много не заработаешь.

Большая проблема – низкое качество российских сыров. Система «Меркурий» создавалась для того, чтобы сделать рынок более прозрачным и снизить долю фальсификата. А что в результате? Минимум 70 % сыров на полках магазинов – это не сыр, а сырный продукт, который продается под маркой натурального изделия.

Сейчас вводят маркировку, которая также мало что изменит. У нас особенная страна, и с годами ситуация в сыроделии лучше не становится. Увеличивается число производителей, повышается конкуренция, а качество продукции как было, так и остается на уровне начала 2000-х годов.

Да, сегодня усиливается тренд здорового питания, натуральных продуктов. Но его будут придерживаться только те, у кого есть такая возможность – 5–10 % населения. А остальные не смотрят на состав изделия – им бы что-нибудь съесть, чтобы с голоду не умереть! К сожалению, доходы подавляющего большинства россиян не позволяют им покупать качественный сыр – без консервантов и пальмового масла, из хорошего молока… Хотя частные сыроделы и так продают свой товар с минимальной наценкой, идут на снижение прибыли, чтобы хоть как-то его продавать.

Но надо понимать, что сыр, который лежит в магазине за 400 рублей – это не сыр. И об этом скажут простые подсчеты. Мы, например, закупаем молоко по цене 36 рублей за литр, на 1 кг сыра нужно 11 литров – значит, только сырье обходится в 300 с лишним рублей! Плюс закваски (если они импортные, то стоят очень дорого, потому что доллар растет!), плюс другие ингредиенты, а также электроэнергия, вода, транспорт, зарплата... Чтобы производитель имел хотя бы 10–12 % прибыли, сыр должен стоить не менее 550–560 рублей за кило!

Конечно, крафтовые сыры все равно будут варить, но не в таком объеме, в каком могли бы, и не так много, чтобы всех накормить. Чтобы качественный продукт стал дешевле и его могли позволить себе больше россиян, нужна поддержка государства. Тут два пути: снижение налогов или субсидирование.

При этом если давать дотации, то и цены нужно регулировать: тогда производитель не сможет продавать продукт по завышенной стоимости и хороший сыр будет доступен массовому потребителю.




14.04.2021


Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости