Игорь ЕЛИСЕЕНКО, председатель правления «Союзмолоко. Сибирь», руководитель холдинга «МолСиб»
Сегодня производителям не до расширения ассортимента. Создание новинок возможно только с целью удешевить конечный продукт для потребителя.
- Падение спроса сегодня ощутили во всех сегментах молочной продукции. И речь не только о премиальной линейке. Да, продажи дорогих сыров и молочных десертов, которые в последние годы показывали стабильный рост, сейчас пошли вниз. Но эту же тенденцию отмечают и производители так называемых молочных аналогов. Из-за роста цен на растительный жир увеличилась и конечная стоимость таких продуктов. Плюс сказывается удорожание логистики, упаковки, всех компонентов.
На фоне падения доходов и роста инфляции люди вынуждены экономить и начинают с продуктов питания. Чаще стали выбирать сырный продукт вместо натурального сыра, отказываются от дорогих молочных десертов. Возможно, в будущем, когда ситуация стабилизируется, спрос на хорошие продукты наоборот вырастет – так бывает в периоды экономических кризисов, когда жители, не имея возможности путешествовать или покупать предметы роскоши, чаще балуют себя деликатесами. Но пока люди ажиотажно пытаются спасти свои деньги, вкладывая их в недвижимость или автомобили, при этом экономят на еде.
Соответственно, и производителям сейчас не до расширения ассортимента. Мало кто готовится выводить на рынок новые позиции. Наоборот, все стараются сократить линейку по максимуму, чтобы меньше тратиться на разные виды упаковки. Если кто-то и планирует новинки, то только с целью удешевить конечный продукт для потребителя. Сейчас самый популярный метод это сделать – уменьшить количество продукта в упаковке. Это сейчас общая тенденция для пищевого производства – не только для «молочки» - чтобы потребитель не заметил повышения цен и не отказался от покупки. Все чаще появляются газированные и другие напитки объемом 450 мл вместо 500 мл. Покупателя вводят в заблуждение, чтобы простимулировать спрос.
Также производители сегодня массово переходят на более доступную упаковку. Что касается молока – это «фин-пак», полипак. Переработчики и дальше будут стараться удешевить производство.
Но главное сейчас – это прекратить давление на производителя молока-сырья с требованием снизить цену. Нам говорят – рубль укрепился, доллар и евро вернулись к прежним уровням, значит и продукция в магазинах должна подешеветь. А за счет чего это сделать, если растут цены на упаковку, доставку, расходные материалы? Торговые сети тоже не уменьшили наценку, хоть и обещали. А у животноводов проблем не меньше – подорожали корма, ГСМ, энергия, оборудование. Продолжая давить, мы добьемся того, что крестьянин бросит заниматься молоком, и отрасль останется без сырья. Нужно сделать все возможное, чтобы в первую очередь сохранить наше животноводство.
Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»
29.04.2022