«Инициатива о разработке техрегламента на стройматериалы уже давно «перезрела»

IMG_7806.jpg


Сергей КОЛДАШЕВ, руководитель направления «Стандартизация и сертификация» компании «ТЕХНОНИКОЛЬ»



По европейскому стандарту

В строительном сообществе уже давно обсуждается необходимость разработки технического регламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов. Возможно, сейчас с приходом нового руководства в отрасль эта инициатива найдет свое развитие.

Мы выступаем за сближение требований к строительным материалам с европейскими нормами. Они наиболее полно отвечают потребительским запросам на надежность, долговечность и качество. Да и подходы к подтверждению соответствия строительных материалов в европейском законодательстве выстроены более демократично с точки зрения учета интересов потребителей и развития бизнеса.

Что касается сроков принятия нового технического регламента, то 9 марта 2021 года была утверждена «дорожная карта» по взаимодействию РСПП и Минстроя России в сфере технического регулирования и совершенствования нормативной базы в строительстве. Подписантами «дорожной карты» выступили министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России И. Э. Файзуллин и президент РСПП А. Н. Шохин.

В 4-м пункте данного документа указано, что технический регламент будет разработан в 2021 году. Будем надеяться, что так и будет, тем более уже давно есть проект этого регламента, который можно взять за основу.

Контроль начинается с производства

Инициатива разработки технического регламента на строительные материалы – мало сказать, что уже перезрела: сейчас это очевидно уже для всего строительного сообщества. В последние годы мы наблюдаем рост инициатив по внесению в Постановление Правительства № 982 все новых групп строительных материалов. Все это следствие отсутствия технического регламента.

Большинство добросовестных участников рынка поддерживают повышение ответственности бизнеса в части качества строительных материалов. Для этого достаточно отработать механизмы выявления в обращении такой продукции и воздействия на производителя для устранения недостатков.

Первым шагом должно стать обязательное предоставление производителем потребителю четких характеристик продукции – с указанием критерия оценки, методов испытаний, гарантий о том, что продукция обладает заявленными свойствами. Все это возможно реализовать с помощью простого механизма декларирования свойств, который накладывает ответственность на производителя за качество выпускаемой продукции.



Сразу оговорюсь, что при подтверждении соответствия продукции мало говорить о самих материалах, необходимо понимание, что производство (завод) имеет все необходимые инструменты для создания качественной продукции: например, производственные линии, способные выпускать продукцию стабильного качества, контроль готовой продукции, входной контроль сырьевых компонентов. Так что без проверки производства не обойтись. 



Поэтому мы смотрим на опыт наших европейских партнеров, которые уже реализовали подобный механизм: сочетание сертификации производства и декларирования продукции. Более 90 % строительных материалов ЕС подтверждают соответствие именно таким способом.

Введение обязательного подтверждения соответствия сегодня в России поможет потребителю получать строительные материалы с гарантированным качеством: по крайней мере, свойства продукции будут официально подтверждены производителем и в любой момент проверены потребителем.

Кроме того, обязательное подтверждение соответствия выгодно и добросовестным производителям, т. к. появляется контроль качества со стороны государства. Причем если будет реализован механизм, аналогичный европейскому, то затраты производителей на декларирование соответствия продукции не будут превышать существующих затрат, например, на добровольную сертификацию. А если производитель имеет в своем составе испытательную лабораторию и сохранится возможность самостоятельной регистрации декларации о соответствии (без привлечения органов по сертификации), то затраты вообще могут снизиться до минимума.

Где фальсификата больше

Мне сложно сказать, какова сегодня доля фальсификата на рынке стройматериалов, – пока не будет реализован механизм контроля, данные вряд ли будут достоверными. Вообще, сегодня пока нет определения, что же такое фальсификат. Законодательно это нигде не указано. Нужно четко обозначить терминологию этого понятия. Например, является ли фальсификатом выпущенная держателем марки продукция с заведомо заниженными свойствами? Или это недоброкачественная продукция? Или фальсификат – это продукция, выпущенная незаконным путем под маркой другого производителя?

Тема подделок активно обсуждается на площадках общественных организаций. Есть сигналы, что, например, идут подделки электрокабельной продукции. Также от подделок страдает трубная промышленность, цемент.

Теплоизоляционные материалы подделать очень сложно, если не сказать – практически невозможно. Минеральная изоляция – это очень энергоемкое производство, чтобы его запустить, нужно потратить серьезные средства. Какой смысл что-то подделывать в этом случае? Тут возникают большие риски.

Аналогичная ситуация с линией по экструзионному пенополистиролу или по полиизоциануратному PIR-утеплителю. Дорого. Быстро локацию не поменяешь, на новое юридическое лицо не перепишешь.

Скорее всего, подделками страдают подобные приведенным мной выше отрасли. Ведь линии там достаточно экономичные, недорогие. Можно выпускать продукцию на малых площадях. Ну что такое производство пластиковых труб? Небольшой экструдер, скудный набор сырьевых компонентов. С производством кабелей – то же самое. Или цемент: купил мешок хорошего цемента, перемешал в подвале, перефасовал и продавай – как дорогой.

При возникновении прозрачной конкурентной среды с установившимся контролем качества выгода «экономить» при производстве или выпускать подделки будет нивелироваться неотвратимостью наказания. Надеюсь, тех, кто не сможет выпускать качественную продукцию, станет меньше. Самый главный принцип, который должен соблюдаться, – потребитель должен быть четко информирован о том, какие характеристики имеет приобретаемая им продукция, иметь возможность провести контроль качества и быть уверенным в том, что продукция отвечает всем требованиям безопасности, которые установлены в нашей стране.

Как избежать рисков

Есть риски, что под эгидой защиты потребителей и добросовестных производителей возникнут дополнительные ресурсоемкие обязательства, которые приведут к росту цен или будут установлены неоправданно высокие требования к продукции. Вот это и будет, на мой взгляд, предметом дискуссий на общественных площадках. Главное, чтобы этот вопрос не решался кулуарно, без привлечения экспертов строительного сообщества. Такой риск тоже есть, к сожалению.

Мошенники были, есть и будут всегда – это, к сожалению, присутствует в природе человека: обойти закон, требования общества и т. п. Повторюсь, для снижения рисков мошенничества должны быть разработаны и внедрены механизмы контроля за обращением продукции как со стороны государства, так и со стороны самого главного интересанта – конечного потребителя. Тогда возможность мошенничества будет существенным образом снижена.

Законодателю нужно соединить в единый документ потребности государства в части обеспечения безопасности и всех участников строительного рынка. Это непростая работа. Тем более нужно учитывать экономический аспект развития как нашей страны, так и стран, которые будут применять этот регламент на своей территории. Ведь все прекрасно знают, что чем выше безопасность и качество, тем это дороже.



24.03.2021

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости