Остались вопросы

Закон о госзакупках отменяется?

022 лавров.jpg


Юрий ЛАВРОВ, кандидат юридических наук, ректор ЧОУ ДПО Университет «Кластер»


Для тех, кто в теме закупок и тендеров, уже не новость, что накануне спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила ввести временный мораторий на закон о госзакупках с целью более оперативного освоения выделенного на публичные нужды финансирования.


Идея что-то сделать с 44-ФЗ реализуется (как минимум) один раз в год и заканчивается, как правило, очередным пакетом поправок к началу нового года. Трудно сделать выводы из предложения о введении моратория на действие этого закона, тем более что не совсем понятен юридический механизм его. Чудеса юридической техники, конечно, могут «выключить» некоторые блоки 44-ФЗ, если того захочет законодатель.


Однако я не предвижу таких радикальных перемен по ряду причин:


1) вопрос в альтернативе – а как заказчикам проводить закупки? Если не конкурентный отбор, то что? Прямые закупки, но кто будет отбирать победителя?


2) вопрос в коррупционных рисках, вытекающий из первого вопроса: такие риски могут существенно возрасти, если рубить всю систему «с плеча»;


3) вопрос в профессиональном сообществе и структуре органов власти, задействованных в контрактной системе, которые уже девятый год бьются над работой с 44-ФЗ и его усовершенствованием;


4) что делать с наработанной практикой, вымученной правоприменителями, регуляторами, заказчиками, профессиональным сообществом?


Контрактная система не идеальна, местами – даже слишком, но она принципиально не отличается от государевых закупочных систем, существующих там, где рынок предполагает конкуренцию. Много, где есть аукционы, конкурсы, национальный режим и информационная прозрачность. 


Согласен, что у нас так и не победили безнаказанный демпинг, а также ключевой вопрос качества товаров, работ и услуг, основанный на постоянной борьбе целей контрактной системы – развиваем конкуренцию, экономим бюджеты или ищем лучшее, что есть в рамках этих бюджетов на рынке?


Еще один момент в следующем. Насколько контрактная система закупок «виновата» торможении освоения государственных финансов? Надо понимать, что задержки в этом связаны еще и с процессом бюджетирования, его дисциплины. Бывает, что заказчики получают деньги, о которых просили на соответствующий год, почти в его конце – ноябре, например. Тут и возникают сложности, когда нужно вписаться в сроки их освоения.


Вообще, я бы не относился так строго к сказанному, т.к. уверен, что озвученное – идея, в которой есть здравое зерно. Есть что поправить в 44-ФЗ в сторону упрощения. Кроме того, весь вектор последних реформ был направлен на обратное и приведение закупок к максимальной прозрачности и конкурентности – ЗМО, например. Вероятно, что в ближайшем будущем мы увидим более четкие границы заявленного.



Все материалы рубрики «Строительство»  


02.02.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости