Юрий ЛАВРОВ, кандидат юридических наук, ректор ЧОУ ДПО Университет «Кластер»
Для тех, кто в теме закупок и тендеров, уже не новость, что накануне спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила ввести временный мораторий на закон о госзакупках с целью более оперативного освоения выделенного на публичные нужды финансирования.
Идея что-то сделать с 44-ФЗ реализуется (как минимум) один раз в год и заканчивается, как правило, очередным пакетом поправок к началу нового года. Трудно сделать выводы из предложения о введении моратория на действие этого закона, тем более что не совсем понятен юридический механизм его. Чудеса юридической техники, конечно, могут «выключить» некоторые блоки 44-ФЗ, если того захочет законодатель.
Однако я не предвижу таких радикальных перемен по ряду причин:
1) вопрос в альтернативе – а как заказчикам проводить закупки? Если не конкурентный отбор, то что? Прямые закупки, но кто будет отбирать победителя?
2) вопрос в коррупционных рисках, вытекающий из первого вопроса: такие риски могут существенно возрасти, если рубить всю систему «с плеча»;
3) вопрос в профессиональном сообществе и структуре органов власти, задействованных в контрактной системе, которые уже девятый год бьются над работой с 44-ФЗ и его усовершенствованием;
4) что делать с наработанной практикой, вымученной правоприменителями, регуляторами, заказчиками, профессиональным сообществом?
Контрактная система не идеальна, местами – даже слишком, но она принципиально не отличается от государевых закупочных систем, существующих там, где рынок предполагает конкуренцию. Много, где есть аукционы, конкурсы, национальный режим и информационная прозрачность.
Согласен, что у нас так и не победили безнаказанный демпинг, а также ключевой вопрос качества товаров, работ и услуг, основанный на постоянной борьбе целей контрактной системы – развиваем конкуренцию, экономим бюджеты или ищем лучшее, что есть в рамках этих бюджетов на рынке?
Еще один момент в следующем. Насколько контрактная система закупок «виновата» торможении освоения государственных финансов? Надо понимать, что задержки в этом связаны еще и с процессом бюджетирования, его дисциплины. Бывает, что заказчики получают деньги, о которых просили на соответствующий год, почти в его конце – ноябре, например. Тут и возникают сложности, когда нужно вписаться в сроки их освоения.
Вообще, я бы не относился так строго к сказанному, т.к. уверен, что озвученное – идея, в которой есть здравое зерно. Есть что поправить в 44-ФЗ в сторону упрощения. Кроме того, весь вектор последних реформ был направлен на обратное и приведение закупок к максимальной прозрачности и конкурентности – ЗМО, например. Вероятно, что в ближайшем будущем мы увидим более четкие границы заявленного.
Все материалы рубрики «Строительство»
02.02.2023