Остались вопросы

ВИЭ в Китае: впереди всей планеты

Global Energy Monitor представил в докладе «Гонка к вершине: Китай» картину солнечной и ветровой энергетики Китая, которая на порядок превосходит мощности в других, даже самых развитых, странах. Успех китайской программы развития ВИЭ объясняется целенаправленной политикой правительства и мощной индустриальной и ресурсной базой страны.


Global Energy Monitor (GEM) представил в докладе «Гонка к вершине: Китай» картину солнечной и ветровой энергетики Китая, которая на порядок превосходит мощности в других, даже самых развитых, странах. Успех китайской программы развития ВИЭ объясняется целенаправленной политикой правительства и мощной индустриальной и ресурсной базой страны.


Уделяя особое внимание развитию возобновляемых источников энергии в последние 15 лет, Китай стал мировым лидером в области возобновляемых источников энергии, пишет издание, на его долю приходится почти половина всех действующих в мире ветровых и солнечных мощностей. При этом каждая провинция и большинство округов разрабатывают собственные крупномасштабные проекты солнечной и ветровой энергетики.


Мегабазы ветровой и солнечной энергетики, расположенные преимущественно в северных и северо-западных пустынях, являются ядром китайских амбиций в области возобновляемой энергетики. Их перспективная мощность превышает суммарную мощность ветряных и солнечных электростанций США в 2022 году.


Эти базы, по мнению GEM, станут центральным звеном в сегменте возобновляемой энергетики и краеугольным камнем общей стратегии энергетической безопасности страны.


Основные результаты и планы программы развития ВИЭ:


■ Эксплуатационная мощность крупных солнечных электростанций в Китае достигла 228 ГВт − больше, чем во всем мире вместе взятом. Большая часть этих установок сосредоточена в северных и северо-западных провинциях Китая.


■ Совокупная мощность наземной и морской ветроэнергетики Китая удвоилась по сравнению с 2017 годом и в настоящее время превышает 310 ГВт. Наибольшая концентрация действующих ветроэнергетических мощностей в Китае приходится на северные и северо-западные регионы.


■ Эксплуатационная мощность морских ветряных электростанций достигла 31,4 ГВт, что составляет примерно 10% от общей мощности ветряных электростанций Китая и превышает действующую мощность оффшорных ветрогенераторов всей Европы.


■ Примерно 379 ГВт перспективных крупных солнечных мощностей и большая часть из 371 ГВт перспективных ветровых мощностей запланирована к установке до конца 2025 года. Весьма вероятно, что цели провинций (примерно 1371 ГВт) будут достигнуты, превысив целевой показатель центрального правительства в 1200 ГВт задолго до 2030 года (для справки: общая мощность электрогенерации в Китае около 2 500 ГВт).


■ В настоящее время Китай активно продвигает накопители энергии в сочетании с новыми ветряными и солнечными электростанциями и изучает возможности интегрированных систем генерации, хранения и управления нагрузкой, а также строит десятки заводов по производству "зеленого" водорода, использующих возобновляемые источники энергии в качестве источников питания.


■ Хотя перечисленные технологии имеют потенциал для смягчения нестабильности ветровой и солнечной генерации, в настоящее время их темпы и масштабы пока недостаточны для того, чтобы уголь стал действительно "вспомогательным" источником энергии, пишут эксперты GEM. В соответствии с текущими планами новые мегабазы возобновляемой энергетики на северо-западе, скорее всего, будут сочетать ветровую и солнечную генерацию с почти равными объемами электроэнергии от вновь построенных угольных станций.


По данным BloombergNEF, мировые инвестиции в возобновляемые источники энергии в 2022 году впервые составили почти полтриллиона долларов США, причем на Китай приходится 55% этого объема. В частности, Китай инвестировал 164 млрд долл. в новые солнечные установки и 109 млрд долл. в новые ветровые установки, что превышает совокупный объем инвестиций США и Европы.


По данным исследований GEM Solar Power Tracker и Global Wind Power Tracker в Китае приняты планы построить около 379 ГВт перспективных крупных мощностей солнечной энергетики и 371 ГВт ветроэнергетики, что примерно равно текущей установленной мощности страны. Ожидается, что большинство этих проектов будет реализовано в рамках 14-й пятилетки (2021-2025 гг.). При этом предполагается завершение некоторых дополнительных крупномасштабных инициатив до 2030 года.


По данным на конец 2022 года, в Китае насчитывалось 392 ГВт совокупной мощности действующих солнечных установок. Этот показатель относится к солнечным установкам всех размеров, включая крышные, коммерческие/промышленные, малые коммунальные и крупные коммунальные установки.


Китай также сообщил о 365 ГВт суммарной мощности ветроэнергетики. Этот показатель относится ко всем проектам независимо от их размера.


Сообщаемые правительством Китая и другими источниками цифры могут отличаться от данных GEM, потому что по состоянию на первый квартал 2023 года глобальный трекер GEM по солнечной энергетике (Global Solar Power Tracker), включает только крупные коммунальные установки мощностью 20 МВт и более и содержит каталог около 228 ГВт действующих крупных коммунальных солнечных мощностей. Эта цифра составляет примерно 75% от совокупной мощности крупных солнечных электростанций во всем азиатском регионе и 52% от общемировой мощности.


Совокупная мощность наземных и морских ветряных установок в Китае превысила 310 ГВт, что примерно равно мощности ветроэнергетики семи других ведущих стран мира вместе взятых (ветровой трекер GEM ориентирован на ветровые проекты с пороговой мощностью 10 МВт и более). Примечательно, что действующие мощности оффшорной ветроэнергетики достигли 31,4 ГВт, что почти эквивалентно перспективной ветроэнергетической мощности США (36 ГВт).


Хотя мощности как солнечной, так и ветровой энергетики ежегодно увеличиваются, темпы роста крупномасштабной солнечной энергетики более чем в два раза превышают темпы роста ветровой энергетики. В 2022 году рост введенных в эксплуатацию крупных солнечных электростанций составил примерно 22%, в то время как у ветра рост составил только 9%.


Большинство действующих крупных солнечных установок сосредоточено в северных и северо-западных провинциях Китая. Шаньси, Синьцзян и Хэбэй занимают три первых места.


Провинция Шаньси, ранее известная как угольная столица Китая, в настоящее время лидирует в стране по количеству работающих крупных коммунальных солнечных мощностей − 19 ГВт. Мощности Синьцзяна и Хэбэя составляют примерно 17 ГВт и 16 ГВт соответственно. Совокупная мощность в этих трех ведущих провинциях составляет 52 ГВт, что превышает суммарную мощность крупномасштабных солнечных электростанций в США.


Северные и северо-западные регионы Китая также имеют наибольший объем действующих ветроэнергетических мощностей. По состоянию на первый квартал 2023 года Внутренняя Монголия лидирует среди провинций Китая с примерно 41 ГВт действующих ветроэнергетических мощностей. Хэбэй и Синьцзян занимают следующие две позиции, обеспечивая по 22,9 ГВт. Суммарная мощность только трех ведущих провинций около 87 ГВт, что превышает суммарную мощность (62 ГВт) действующих ветроустановок в Бразилии, Испании и Канаде.


Что касается оффшорной ветроэнергетики, то большая часть ее мощностей (75%) расположена в провинциях Цзянсу, Гуандун и Фуцзянь. В Цзянсу находится крупнейшая в Китае оффшорная ветроэлектростанция Jiangsu Qidong. Всего в Цзянсу расположено 12 ГВт оффшорной мощности, или 37% от общего объема Китая. Гуандун и Фуцзянь занимают второе и третье места: на долю этих провинций приходится 8,5 ГВт и 3,5 ГВт соответственно.


В декабре 2020 года председатель КНР Си Цзиньпин заявил об обязательстве построить более 1200 ГВт солнечных и ветряных электростанций к 2030 году и достичь 25% доли ВИЭ в первичной энергетике. Для достижения цели в 25% требуется гораздо больше, чем 1 200 ГВт ветровой и солнечной энергии [с учетом КИУМ – ред.]. Тем не менее, это важнейший шаг на пути к выполнению обязательства Китая по достижению пика выбросов углекислого газа до 2030 года и углеродной нейтральности до 2060 года, повторяют эксперты GEM.


Центральное правительство и провинциальные власти, наметили амбициозные планы в области солнечной и ветровой энергетики на 14-ю пятилетку. Сочетая фактические целевые показатели, опубликованные большинством провинций с оценками для провинций, с расплывчатыми или нераскрытыми целями, GEM получил прогноз по ветровой и солнечной энергетике в провинциях примерно в 1371 ГВт к 2025 году.


По состоянию на первый квартал 2023 года GEM выявила около 371 ГВт перспективных ветровых мощностей и 379 ГВт перспективных крупных солнечных мощностей. Эти цифры постоянно растут по мере анонсирования и обнародования новых проектов. В предыдущих трех пятилетних планах (11-й, 12-й и 13-й) Китай продемонстрировал перевыполнение планов развития возобновляемой энергетики.


Учитывая историю и обязательства по выбросам, объявленные проекты с большой вероятностью будут успешно реализованы. Если все перспективные проекты будут построены и введены в эксплуатацию в соответствии с планом, то в дополнение к уже работающим мощностям, выявленных GEM (крупномасштабная коммунальная солнечная энергетика 228 ГВт, ветровая 310 ГВт), Китай, скорее всего, достигнет, а в перспективе и превысит, целевой показатель на 2030 год в 1200 ГВт на пять лет раньше запланированного срока.


Ожидается, что солнечная энергетика будет играть ведущую роль в достижении целевого показателя на 2030 год в 1200 ГВт солнечной и ветровой энергии. Китайские провинциальные правительства объявили о достижении совокупной мощности солнечной энергетики около 772 ГВт.


По состоянию на 2022 год Китай достиг совокупной мощности солнечной энергетики около 392 ГВт на установках всех масштабов − от крышных до крупномасштабных коммунальных сетей. Это означает, что для достижения планового уровня солнечной энергетики в Китае необходимо установить около 380 ГВт солнечных мощностей.


Если установка распределенных и малых мощностей будет идти в ногу с крупными проектами, то правительства провинций смогут значительно превысить поставленные цели в 379 ГВт, что в три раза превышает перспективную мощность США и в 1,7 раза больше перспективной мощности всей Европы.


Целевые показатели ветроэнергетических мощностей в провинциях в рамках 14-й пятилетки составляют около 599 ГВт. По состоянию на 2022 год эксплуатационная мощность ветроэнергетики в Китае составляла примерно 365 ГВт, включая установки всех уровней мощности. Это означает, что для достижения целевых показателей ветроэнергетики в Китае необходимо установить еще 234 ГВт. Однако перспективная мощность, определенная Global Wind Power Tracker − 372 ГВт по состоянию на первый квартал 2023 года − уже превышает этот показатель на 29%.


Согласно данным GEM, около 311 ГВт перспективной наземной ветроэнергетики и около 60,5 ГВт перспективных оффшорных ветроэнергетических мощностей планируется ввести в эксплуатацию до 2025 и 2030 гг. соответственно. Хотя эти перспективные проекты будут распределены по всей территории страны, ожидается, что наземные ветроустановки будут расположены преимущественно в северных и северо-западных регионах, включая Внутреннюю Монголию, Синьцзян и Ганьсу, в то время как морские оффшорные ветропарки будут расположены вдоль восточного и юго-восточного побережья в провинциях Гуандун, Чжэцзян и Хайнань.


Значительное развитие ветровой и солнечной энергетики в Китае, в первую очередь, связано с тем, что правительство Китая в течение последних 15 лет уделяет большое внимание развитию возобновляемых источников энергии. Правительство реализовало целый комплекс мер по стимулированию сегмента, направленных как на поощрение, так и на принуждение заинтересованных сторон к производству и потреблению возобновляемой энергии. Оно также обеспечило финансирование не только для самих станций, но и для цепочки поставок и строительной инфраструктуры, необходимой для их возведения. Воспользовавшись этим финансированием и огромными возможностями внутреннего рынка, китайские поставщики неуклонно снижают затраты, сделав развитие возобновляемой энергетики экономически конкурентоспособным и устойчивым, а также добившись доминирующего положения в качестве крупнейшего мирового поставщика солнечных батарей и одного из ведущих производителей компонентов ветряных турбин.


Доминирующее положение Китая в мировой цепочке поставок в области развития ветроэнергетики и солнечной энергетики, является центральным фактором взлета этих направлений энергетики в стране. Мировая доля страны на всех этапах производства солнечной энергии, включая поликремний, слитки, пластины, ячейки и модули, превышает 80%. С 2011 года Китай инвестировал более 50 млрд долл. в новые мощности по производству фотоэлектрических элементов, что в десять раз больше, чем в Европе за тот же период. В производственных цепочках создано более 300 тыс. рабочих мест.


Китайская отрасль по производству ветряных турбин также заняла доминирующее положение на мировом рынке: семь из десяти крупнейших производителей ветряных турбин являются китайскими компаниями. Это стало результатом того, что в 2005 г. Национальная комиссия по развитию и реформам выпустила постановление, предписывающее всем ветропаркам использовать не менее 70% отечественного оборудования. В результате к 2009 году китайские комплектующие обеспечили более 85% потребностей китайского рынка.


Кроме того, Китай доминирует в переработке и переработке и очистке некоторых ключевых минералов, используемых в ветрогенераторах, в частности редкоземельных элементов (РЗЭ), на Китай приходится 60% мирового производства РЗЭ. С 2013 года доля рынка ветрогенераторов собственного производства остается в стране на уровне более 95%.


***


Заключение ИРТТЭК. Китай − очень богатая страна, потому что только очень богатая страна может позволить себе одновременно развивать все сегменты энергетики: ВИЭ, атомную энергетику, угольную энергетику, наращивать добычу газа и нефти. Причем первые три сегмента лидируют по объемам в мировом масштабе.


Приходится констатировать, что рассчитать целесообразность развития каждого сегмента на период функционирования построенных сегодня мощностей (от 20 лет для ВИЭ до 80 лет для АЭС) невозможно: никто не знает, какими будут мировые цены на нефть, газ, уголь, уран; будут ли перекрыты мировые торговые пути; когда начнется, и начнется ли, WWIII. Однако развитие ВИЭ в глубинных районах, отдаленных от промышленного побережья, уязвимого для потенциального противника, говорит в пользу готовности китайских властей к любому варианту развития событий.


Для сравнения ситуации с ветроэнергетикой в России можно посмотреть, например, эту статью. В ней в очередной раз показано, что инфраструктурные проекты – не для рынка, они могут быть успешными только (или, как минимум, в основном) при государственном планировании и финансировании.


 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»






24.07.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости