Остались вопросы

Президент Союза ПНГО: «Если бы не санкции, мы так и сидели бы на нефтяной игле»

радинский.jpg


Российские промышленные предприятия готовы и способны создать практически любую продукцию для «нефтянки». Но при условии, что заказчики подтвердят потребности в ней, а регулятор проконтролирует исполнение обязательств. О трудностях импортозамещения – наш разговор с Президентом Союза производителей нефтегазового оборудования Константином Радинским.

 

- Константин Олегович, государство приняло ряд мер для поддержки предприятий, осуществляющих импортозамещение в нефтегазовом секторе. Какие шаги, по вашим прогнозам, принесут наибольший эффект?


- Ни для кого не секрет, что тема импортозамещения возникла не сегодня, а еще восемь лет назад, когда были введены первые западные санкции против нашей страны. Тогда же мы осознали необходимость ухода от концепции «нефтяной иглы», начали появляться и заработали реальные меры диверсификации, поддержки импортозамещения и стимулирования нашей промышленности.


К сожалению, с 2015-2016 гг. созданные механизмы значительно не пересматривались, хотя давно требуют внимания и модернизации для повышения их эффективности. На мой взгляд, нам не нужно ничего рушить и создавать – необходимо взять за основу то, что уже итак работает, модернизировать и дофинансировать. В частности, мы предлагаем внести во все существующие механизмы государственной поддержки проектов импортозамещения обязательное требование и критерий по наличию гарантий «реального» заказчика как стороны госконтракта (предоставление господдержки). Т.е. заказчик должен будет гарантировать не только производителю, но и государству приобретение минимально необходимого объема продукции при ее соответствии ТЗ в рамках госконтракта на выделяемую субсидию.


В настоящий момент регулятором пересматриваются и актуализируются несколько существующих инструментов поддержки: это Постановление № 1649 о компенсации части затрат на проведение НИОКР импортозамещающего оборудования, Постановление № 634, которое позволяет предприятиям компенсировать часть средств, потраченных на разработку и изготовление высокотехнологичных средств производства, а также инструменты Фонда развития промышленности, субсидирующие ставки по кредитам для проектов развития и импортозамещения. Также недавно запущен механизм по субсидированию обратного инжиниринга и разработки критичных запасных частей и компонентов для ТЭК - Постановление Правительства РФ № 208.


Очень важный сдвиг, которого мы много лет ждали в отрасли – это директивы ВИНК по авансированию контрактов, ограничению отсрочек платежей и штрафных санкций для российских производителей и разработчиков. Сейчас этот вопрос прорабатывается в Минпромторге.


- С введением «жестких» санкций стало очевидно, что для изготовления крупного оборудования нам не хватает элементарных комплектующих. Что делается в этом направлении?


- Серьезным достижением стало увеличение с 80% до 100% финансирования на создание российских аналогов комплектующих (ППРФ208). Раньше для получения гранта разработчик должен быть найти не менее 20% собственных средств под реализацию проекта. Сейчас это условие снимается. И эффект уже есть – активно пошли первые заявки. Это как раз один из новых механизмов, который должен «подстегнуть» импортозамещение с точки зрения производства критичных компонентов и запасных частей. Суть в том, что мы берем любую зарубежную запчасть, разрабатываем под нее конструкторскую документацию и создаем, а государство оплачивает эту работу. На данную программу уже выделено около 3,5 млрд рублей.


Напомню, что еще два года назад начал формироваться новый план Минпромторга по нефтегазовому машиностроению, который, в отличие от предыдущего, был нацелен на импортозамещение не конечных продуктов, а именно комплектующих. И к этому документу сейчас привязываются все основные меры поддержки.


Еще один важный вопрос, требующий внимания – это инструменты таможенного регулирования. Сейчас, когда все логистические цепочки будут перестроены и переориентированы на другие страны, неизбежно появятся промежуточные звенья, которые увеличат себестоимость импортируемых компонентов. Эту дополнительную нагрузку необходимо компенсировать, полностью убрав таможенные пошлины на критичные позиции, производство которых мы еще не освоили. Так мы могли бы избежать прироста себестоимости комплектующих, оборудования и дальнейших негативных последствий для нашей экономики.


- На фоне санкций в России разрешили параллельный импорт ряда товаров. На ваш взгляд, это благо или скорее помеха импортозамещению?


- На самом деле, параллельный импорт существует давно, и вопрос сейчас скорее в легализации, масштабировании и тиражировании. Да, будут сбои по каким-то позициям, но в большинстве своем мы все-таки сможем получать то, что нам нужно. В основном, продукция пойдет из Китая. Но мы должны стремиться к тому, чтобы не зависеть по критичным направлениям от других стран, поэтому нужно стимулировать наше импортозамещение.


- Можем ли мы все сделать сами, в том числе скопировав по европейским образцам?


- Сделать мы можем все, но вопрос – насколько быстро? Надеюсь, что инструмент поддержки заимствования технологий ППРФ208 и другие механизмы, о которых я говорил ранее, смогут эффективно и оперативно поддержать наш ТЭК.


- Какие проблемы мы получим уже в ближайшее время? Нехватку чего ощутим особенно остро?


- Таких направлений несколько. По комплектующим это будет все, что касается компонентной базы и радиоэлектроники. По критичным сегментам ТЭК я бы обозначил переработку и шельф. Если в добыче и транспортировке все обстоит неплохо: бурить и добывать мы умеем с Советских времен и сможем продолжить это делать даже если не будет каких-то высокотехнологичных решений (ну может на 5-10% снизится эффективность добычи), то проблемы в области переработки гораздо сложнее. Большинство новых и модернизированных нефтеперерабатывающих производств, нефтехимических комплексов и заводов СПГ построены с применением лицензионных зарубежных технологий. Соответственно 80-90% оборудования, комплектующих, а самое главное систем управления там импортные. Выход из строя даже самого незначительного компонента может остановить производство. А остановка переработки нефти и газа – это колоссальные экономические потери.


Отдельный вопрос – морское бурение и добыча. Если все надводные компоненты буровых платформ (буровые комплексы) мы заместить можем, и достаточно быстро, то с подводными частями – ПВО, райзерные системы, соединительные элементы и пр., так же, как и с подводными добычными комплексами, ситуация весьма напряженная. Еще более сложная она в части существующих объектов подводной добычной инфраструктуры. Во избежание серьезных экологических последствий их необходимо регулярно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии либо заглушить. Сделать же это возможно только с применением специального инструмента и квалифицированного персонала оригинального производителя, который сейчас оказался недоступен. Также у нас пока нет ни специализированного флота, ни компетентных специалистов, ни даже базы обслуживания данного оборудования.


- На ваш взгляд, в каких направлениях отрасль сейчас способна сделать прорыв, а где, как говорится, нам пока «нечего ловить»?


- В ближайшее время нам будет сложно заместить какие-то крупные серьезные технологии, которые требуют длительных испытаний и соответствующей инфраструктуры. Это шельф и переработка. Даже если у нас есть определенные наработки в этих направлениях, нужно еще много времени, чтобы довести их до ума и внедрить в промышленное производство. Нельзя просто взять подводный добычной комплекс и запустить его в работу – это огромные экологические риски. То же самое в нефтепереработке. Любое не апробированное должным образом оборудование несет серьезные экономические угрозы и риски техногенных катастроф.


- Вы согласны с тем, что ситуация в этих направлениях не была бы такой критичной, если бы в свое время наши ВИНКи вкладывались в развитие собственных технологий, а не покупали их за рубежом?


- Некоторые нефтегазовые компании действительно показали свою неповоротливость, несговорчивость и недальновидность. Но есть и достаточно положительный опыт, как, например, у компаний «Транснефть» и «Газпром нефть», которые смогли добиться значительных результатов. Еще восемь лет назад, когда ввели первые санкции и было много предложений и инициатив по консолидации от государства, некоторые вертикально интегрированные компании либо не реагировали, либо делали это очень слабо. В целом, все, что сейчас необходимо нашей промышленности и ТЭК, чтобы добиться полной импортонезависимости – это консолидированный и подтвержденный заказ от потребителей. Но, как показала практика, договариваться наши ВИНКи не хотят и не умеют.


- Когда мы сможем начать замещать хотя бы какие-то ключевые позиции, и на сколько за это время рискуем отстать от Запада?


- Я думаю, мы не отстанем, а может даже начнем обгонять, потому что любые кризисные явления отлично стимулируют и объединяют. Если бы в 2014-2015 гг. нам не ввели санкции, мы бы могли оказаться в более сложной ситуации. Мы видим сейчас активную и достаточно профессиональную работу регулятора совместно с потребителями и производителями по консолидации и актуализации потребностей, доработке, разработке и внедрению мер и механизмов стимулирования и поддержке стратегического сегмента нашей экономики – топливно-энергетического комплекса.


Надеюсь, изменится и мировоззрение нефтегазовых компаний, которые перестанут «футболить» наших разработчиков и производителей, технологии и решения. Выбора у нас нет - пришло время объединяться и поддерживать друг друга, внедрять перспективные отечественные технологии и работать уже не на импортозамещение, а на импортоопережение!


- Для отечественных предприятий сейчас наступает время возможностей. Но наверняка не все компании смогут пережить кризис? Думаете, многие закроются?


- Любой кризис – это серьезный удар, поэтому скорее всего часть предприятий, финансово неустойчивых, будут поглощены или вовсе прекратят существование. Однако мы не ждем массового исчезновения компаний на рынке. Возможно, будут сокращения, финансовые трудности. Но сейчас государство работает на опережение, принимает превентивные меры – все это вкупе должно помочь поддержать предприятия и избежать глобальной негативной картины.


Думаю, что прогрессивные российские компании, с учетом наличия квалифицированных специалистов и существующих заделов по импортозамещению критичного оборудования, быстро займут освободившиеся ниши и смогут наконец-то показать консервативному заказчику, на что они способны.


В целом, мы пока наоборот видим оживление на отраслевой арене. Компании и государство понимают необходимость объединения и более охотно идут на контакт с Союзом. Появляются новые потребности, а значит – новые возможности для развития компаний. Компании занимают активную позицию, подают заявки на получение государственной поддержки и грантов для разработки и внедрения импортозамещающих компонентов и технологий. Движение есть, основная задача сейчас на стороне государства как регулятора – необходимо эффективно простимулировать промышленность и процессы технологического развития, а также выстроить четкую работу по стимулированию взаимодействия между всеми участниками рынка на системном уровне – опыт работы в сложных секционных условиях с 2014 года накоплен, его только нужно правильно применить.


Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



02.05.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости