Остались вопросы

Неразрушающий контроль в нефтегазе: новые возможности компании ЭХО+

Фото от 30.03.23 г..jpg

Алексей Вопилкин, генеральный директор НПЦ «ЭХО+», профессор, д-р техн. наук


По мнению руководителя компании «ЭХО+» Алексея Вопилкина, российские промышленные предприятия ничего не потеряли – скорее даже выиграли от ухода с рынка зарубежных поставщиков решений в сфере неразрушающего контроля. Оборудование отечественного производства ни в чем не уступает импортным аналогам, при этом оно доступнее и дешевле, а заказчик получает весь комплекс услуг в «одном окне». 


- Алексей Харитонович, компания «ЭХО+» более 30 лет занимается созданием систем автоматизированного ультразвукового контроля. Что изменилось в работе за прошедший год, когда многие иностранные компании покинули Россию? Как ваше предприятие справляется с новыми вызовами и трудностями?


- У нас появились новые возможности, новые рынки и заказчики. Долгое время отрасль была ориентирована на импортные дефектоскопы, преимущественно европейские или американские. Теперь их нет, а мы к этому времени уже имеем свои разработки и активно начинаем поставлять их и в Газпром, и в Роснефть, и, конечно, в атомную энергетику – ключевое для нас направление на протяжении 33 лет деятельности.


- Готовы ли российские производители полностью заместить импорт систем автоматизированного ультразвукового контроля?


- Абсолютно. Есть небольшие трудности по некоторым комплектующим – например, микросхемам, но все решаемо. Параллельный импорт и другие существующие механизмы позволяют получать все необходимые для производства компоненты. Да, это стало чуть дороже и дольше по срокам, но глобально для нас ничего не поменялось.


- Можно ли сказать, что качество отечественной продукции не уступает мировым брендам?


- Наша фирма – ведущая в России по разработкам автоматизированных систем ультразвукового контроля, и мы всегда были на уровне, а по некоторым параметрам даже превосходили зарубежных производителей. И речь не только о качестве приборов. Компания «ЭХО+» имеет крупное подразделение специалистов, которые сами разрабатывают методику, исходя из потребностей заказчика, изготавливают нужное оборудование и учат работать с ним. Западные поставщики просто продавали устройство, а мы полностью ведем проект, вникаем в проблемы клиента – что ему надо проконтролировать, как и с какими результатами – и предлагаем услугу в комплексе: прибор, технология и обучение. Для заказчика это гораздо удобнее.


- Стали ли крупные компании уделять больше внимания промышленной безопасности, обеспечению безаварийной работы оборудования?


- Мы видим, что спрос на услуги в сфере неразрушающего контроля, как и интерес к нашей продукции, резко увеличился. Оборудование стареет, образуются дефекты, а любая авария – это огромные убытки для бизнеса. В атомной энергетике, например, поставлена задача обеспечивать безопасность через регулярный контроль и диагностику, и мы активно задействованы в этой работе. В Газпроме тоже несколько лет назад была принята программа, по которой мы оснащаем объекты компании нашим оборудованием. В 2022 году поставили 18 систем для контроля сварных соединений газопроводов, в планах на этот год – еще около десятка. Это сложная система, целиком наша: мы разработали дефектоскопы, сканеры, системы подачи жидкости, собственную специальную программу обработки анализа. Программное обеспечение тоже заменили на российское. Вся система получается минимум в 2 раза дешевле, чем импортная, но не менее эффективной.


- Над решением каких задач в сфере неразрушающего контроля сейчас работает компания, откликаясь на запросы заказчиков, в том числе в нефтегазовой сфере?


- Безусловно, появляются новые объекты, в том числе связанные с оборонным комплексом, которые раньше никак не контролировались. Например, один из заказчиков поставил перед нами задачу контроля структуры металла – она сейчас резко меняется, и надо разработать систему, которая бы позволяла оценивать балл зерна металла – от 1 до 15. Этот параметр напрямую влияет на прочность конструкции. Также мы начали проект по контролю дисков авиационных двигателей. Есть интересные новые задачи и для атомной промышленности, и для строительства. Кроме того, мы работаем на экспорт – поставляем системы в Индию и Турцию.


Есть интересные идеи и для нефтегазового сектора. Мы готовимся запустить мобильную лабораторию «на колесах» и продемонстрировать ее на строительстве объектов ТЭК, в том числе новых газопроводов. Суть в том, что такая лаборатория перемещается от одного сварного шва к другому и поочередно проводит их проверку. Заказчик может не приобретать оборудование, а просто нанять «бригаду» по контролю объекта на определенном участке.


-  Как вам удается удерживать планку качества в условиях роста производственных затрат? Не пришлось сократить планы по модернизации производства, закупке нового оборудования?


- Ни в коем случае. Наоборот, мы расширяемся, развиваем нашу производственную базу, разрабатываем новые технологии обработки, анализа, приборостроения. И конечно, вкладываем в людей, в науку. У нас в команде четыре доктора наук и пять кандидатов – для частной компании это очень серьезная цифра. Мы растим научные кадры, много внимания уделяем молодым специалистам, сотрудничаем с Московским энергетическим университетом. Стараемся идти вперед и быть на передовых позициях – чтобы и мы, и наши заказчики всегда были в плюсе.

 





Все материалы рубрики «Нефть и Газ»




07.04.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости