Остались вопросы

Что ждет мировой рынок СПГ

Резкий рост цены СПГ угрожает спросу, потребители ищут замену газу в угле, ВИЭ и атомной энергетике.


Эйфория от выхода природного газа из сугубо регионального сегмента трубопроводных поставок на глобальный мировой рынок СПГ и его дешевизна до прошлого года привели к массовой замене угольной генерации на газовую и породили иллюзии возможности отказа от атомной генерации. ВИЭ и газовая генерация в качестве пикового ресурса, казалось, решили все проблемы с электроэнергетикой. Однако неожиданный рост цены СПГ заставил потребителей серьезно задуматься о будущем этого рынка, хотя производители все еще надеются на высокие прибыли.


Эксперты Rystad Energy (RE) прогнозируют пик инвестиций в производство СПГ на 2024 год, когда они достигнут $42 млрд, что в 20 раз превышает инвестиции в пандемическом 2020 году − $2 млрд. После 2024 года ожидается сокращение вложений, поскольку правительства приняли тренд на уход от ископаемого топлива и ускорение инвестиций в низкоуглеродную энергетическую инфраструктуру.


Новые проекты СПГ, по мнению RE, обусловлены, главным образом, краткосрочным увеличением спроса на природный газ в Европе и Азии из-за СВО России в Украине и последующих санкций и ограничений, наложенных на экспорт российского газа.


Расходы на новые проекты СПГ в этом и следующем году останутся относительно неизменными: $28 млрд одобрены в 2021 году и $27 млрд в 2022 году. Инвестиции, санкционированные в 2023 году, покажут скромный рост, приближаясь к $32 млрд, прежде чем достичь пика в 42 млрд в 2024 году, пишет RE. После этой даты инвестиции сократятся и упадут около уровня 2020 года, достигнув $2,3 млрд долларов в 2029 году. Несмотря на ожидаемый скачок в 2030 году, когда, по прогнозам, объявления о проектах составят почти $20 млрд, инвестиции в новый СПГ вряд ли когда-либо вернутся к уровням 2024 года.




RE прогнозирует, что мировой спрос на газ вырастет на 12,5% в период до 2030 года, с примерно 4 трлн кубометров (Tcm) до примерно 4,5 Tcm.


Спрос на газ в Северной и Южной Америке останется относительно неизменным до 2030 года, считают в RE. Напротив, на фоне сильного экономического роста и прогазовой политики со стороны правительств региональный спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расти, увеличившись на 30% с примерно 0,90 Tcm до примерно 1,16 Tcm к 2030 году. К 2030 году на Америку, в первую очередь на США, будет приходиться 30% совокупного спроса на газ, в то время как на Азиатско-Тихоокеанский регион будет приходиться 25%.


Ожидается, что благодаря этой новой инфраструктуре общий объем поставок СПГ почти удвоится в ближайшие годы, увеличившись с примерно 380 миллионов тонн в год (Mtpa) в 2021 году до примерно 636 Mtpa в 2030 году. Прогнозируется, что производство СПГ достигнет пика в 705 Mtpa в 2034 году, говорится в статье RE.


При мировом спросе на газ в 4,5 Tcm производство СПГ в 705 Mtpa составит около 10,6% мирового спроса. Однако эти 10,6% поступают в страны, лишенные своего газа, и будущее СПГ определит не мировой спрос на газ, а спрос в этих странах.


В июльской статье «В 2021 году рынок СПГ превратился в рынок продавцов» мы приводили данные Мирового газового союза по импортерам СПГ. Первые пять покупателей (Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Тайвань) закрывают 65,6% рынка плюс страны Европы (Испания, Франция, Великобритания, Турция, Италия, Нидерланды, Португалия) потребляют еще 17,1%. Итоговая цифра 82,7%.


Экспортеры СПГ и доли рынка на конец апреля 2022 года




Палзор Шенга, вице-президент по анализу Rystad Energy, объясняет быстрый рост инвестиций в структуру СПГ оптимизмом правительств в отношении потребления газа: «Недавние скачки цен на рынках природного газа во всем мире несколько ограничили спрос на газ, вызвав возрождение угольной энергетики во многих странах. Тем не менее, правительства по-прежнему оптимистично настроены в отношении газа как доступного переходного топлива для энергетики в ближайшие годы, о чем свидетельствует быстрый рост инвестиций в инфраструктуру СПГ».


Однако можно объяснить рост инвестиций и более прозаичной причиной − фантастической маржинальностью отрасли. Так, цена на бирже TTF $2000 за 1000 cm соответствует 55,9 MMBtu, в 8,2 раза выше (!!!) себестоимости с доставкой СПГ из США в Европу.




Неудивительно, что производители СПГ в США работают на пределе мощностей и реализуют новые проекты.




Источник: https://t.me/spydell_finance/1805


Брюсселю ситуация с ценой СПГ активно не нравится. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила 7 сентября, что комиссия рассматривает возможность установления потолка цен на весь импортируемый в ЕС газ, включая СПГ. Что ж, логично − если ограничивать цену нефти из РФ, то почему не ограничить цену СПГ из США?


Благодаря СПГ из США, Алжира, Катара и России Европа в значительной степени заместила российский трубопроводный газ. С января по июнь поставки СПГ в Европу выросли с 40,9 млрд куб. м в 2021 до 63,7 млрд в 2022 году − плюс 22,8 млрд куб. м − при снижении поставок трубопроводного газа из России на 31 млрд куб. м.


В структуре увеличения поставок на 22,8 млрд основной вклад − почти на 58% − внесли США, увеличив поставки с 7 млрд до 20.2 млрд куб.м. По данным Евростат доля США на европейском рынке СПГ достигла рекордных 32%.


Вторым по значимости поставщиком СПГ является Алжир с увеличением импорта газа в Европу на 5,1 млрд куб. м (рост с 6,6 до 11,8 млрд куб. м).


На третьем месте Катар, который поставил 9,6 млрд куб.м СПГ в Европу за первые 6 месяцев 2022 – это плюс 1,8 млрд в сравнении с первым полугодием 2021 (рост с 7,8 до 9,6 млрд куб.м).


На четвертом месте находится Россия, увеличив поставки на 1,6 млрд куб.м (рост с 7,8 млрд кубов в 2021 до 9,4 млрд куб.м в 2022).


США намерены укрепить свое место в качестве ведущего мирового экспортера СПГ. График роста мощностей сжижения EIA наглядно подтверждает выводы экспертов.




Но хватит ли США добываемого газа для такого роста добычи? − задаются вопросом специалисты. Рост числа буровых в стране начал стагнировать несмотря на рост цены газа на внутреннем рынке ($10 за MMBTU соответствует $358 за тыс. куб. м).






По сравнению со 100 млрд куб. ф. добычи 14 млрд куб. ф. в день мощностей сжижения вроде бы не так много, но оказывается достаточно для роста цены газа на внутреннем рынке США в три раза с января 2021 года.


При этом в США с июля стагнирует рост не только газовых буровых, но и общее число буровых установок.




Будущее СПГ зависит от спроса основных потребителей, а он может резко сократиться. В Японии СПГ заменил генерацию остановленных после Фукусимы АЭС. До аварии в стране работали 60 энергоблоков на 49 ГВт, но сейчас фактически функционируют лишь 10 блоков мощностью около 5 ГВт.




Однако антиядерная истерия сходит на нет под влиянием дефицита электроэнергии. Сейчас АЭС снова запускаются в работу, к зиме правительство хочет ввести в эксплуатацию еще четыре АЭС.


Избранный в мае президент Южной Кореи Юн Сук Ёль пообещал отменить политику бывшего президента Мун Чжэ Ина по поэтапному отказу от ядерной энергетики. В июле правительство изложило новую энергетическую политику, которая направлена на поддержание доли ядерной энергетики в энергетическом балансе страны на уровне не менее 30% к 2030 году. Корея также ставит перед собой цель экспортировать 10 атомных электростанций к 2030 году и разработать корейскую конструкцию малого модульного реактора (ММР).


Китай, Вьетнам и другие азиатские страны разработали планы роста угольной генерации.


В Европе высокая цена газа приводит к остановке энергоемких предприятий − производителей химической продукции и металлургии. Вот рисунок остановленных металлургических предприятий Европы.




Обратите внимание, что из 14 перечисленных заводов 7 принадлежат Arselor Mittal. Работать в убыток ради европейского процветания индийцы не будут (семье Митталов − Mittal Lakshmi Niwas Family − принадлежит 37,4% компании).


Металлурги и 40 Гендиректоров ведущих холдингов ЕС написали открытое письмо Урсуле фон дер Ляйен о деиндустриализации Европы. В письме сообщается, что 50% алюминиевых и цинковых мощностей ЕС уже отключены из-за энергетического кризиса, произошло значительное сокращение производства кремния и ферросплавов, а также не ослабевает дальнейшее негативное влияние на медный и никелевый секторы. «Мы знаем из опыта, что ситуация с закрытием завода из временной практически всегда переходит в постоянную, поскольку повторное открытие связано со значительной неопределенностью и затратами», − пишут гендиректора.


За январь-май 2022 потребление газа в Европе сократилось на 11% в сравнении с январем-маем 2021 (последние доступные данные). Нет сомнений, что по результатам года сокращение будет еще более значительным, так как цены газа неподъемна для экономики.




Источник: https://t.me/spydell_finance/1814


В новом отчете, опубликованном Институтом экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA), говорится, что устойчиво высокие цены за последний год подорвали экономическое обоснование СПГ и повредили продажам СПГ на ключевых азиатских рынках.


Продажи СПГ в Азии в первом полугодии 2022 года упали более чем на 6% по сравнению с прошлым годом. В Китае и Индии, двух крупнейших потенциальных рынках роста СПГ, импорт СПГ упал на 20% и 10% в годовом исчислении соответственно.


«Менее чем через год после повышения цен на рынках СПГ уже наблюдается серьезная перестройка спроса из Азии. Если скачки цен и волатильность продолжатся в течение следующих нескольких лет, понижательное давление на азиатский спрос на СПГ может ускориться, постоянно ухудшая долгосрочный рост регионального спроса», − говорит Сэм Рейнольдс, автор доклада.


Последний прогноз МЭА по росту спроса на газ в Азии до 2025 года на 65 млрд куб. м меньше, чем прогнозировалось в прошлом году. Bloomberg New Energy Finance сократила ожидания спроса на СПГ в Южной и Юго-Восточной Азии в 2025 году на 37 млрд куб. м.


По мнению Рейнольдса, если высокие цены СПГ и их волатильность сохранятся в течение следующих нескольких лет, нарратив вокруг СПГ как жизнеспособного, доступного переходного топлива, вероятно, будет еще больше разрушаться. В конечном счете, высокие цены сейчас могут подорвать прибыль и усугубить риски для проектов СПГ, которые планируется завершить в конце этого десятилетия, пишет автор.


По нашему мнению, Сэм Рейнольдс обоснованно предостерегает инвесторов в СПГ. Резкое падение цены СПГ до уровней если не ниже рентабельности американских проектов, то близких к нему, не кажется невозможным.



Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК




Все материалы рубрики «Нефть и Газ»



19.09.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости