Остались вопросы

Важная деталь: что ждет рынок запчастей на сельхозтехнику в 2023 году

Санкции подтолкнули аграриев к переходу на российскую технику, однако в хозяйствах остается еще много машин и оборудования заграничных брендов. А значит, зависимость от импортных запчастей сохраняется и может «аукнуться» в посевную.


Таких масштабных изменений, как в этом году, на российском рынке сельхозтехники не было, наверное, никогда. Новые тенденции продолжатся и в следующем агросезоне – на полях вместо комбайнов и тракторов ушедших мировых брендов появится техника из «дружественных» стран, плюс высокими темпами будет развиваться отечественное сельхозмашиностроение. Российские заводы увеличат производство запасных частей, спрос на которые постоянно растет.


Весной 2022 года производители сельхозтехники столкнулись с нехваткой комплектующих из-за остановок поставок из-за рубежа. Поиск новых партнеров, организация собственного производства, перестроение логистики по-прежнему остаются главными вызовами для отрасли. В условиях дефицита техники и запчастей многим дилерам удалось оперативно заместить импорт российской продукцией. Некоторые компании переключились на работу с поставщиками из КНР, Турции, Индии и других стран. Китайские агромашины «спасают» по некоторым направлениям, но не по всем – так, они не могут полностью компенсировать уход мощной самоходной западной техники, отмечают эксперты.


Наименее проблемным сегодня остается сегмент прицепной техники – на рынке появилось немало российских производителей, предлагающих продукцию высокого качества. Сложнее ситуация в области телескопических погрузчиков, которые востребованы и в растениеводстве, и в животноводстве, – они почти не выпускаются в стране.


По данным Ассоциации «Росспецмаш», сегодня российские производители сельхозтехники занимают более половины внутреннего рынка. Доля отечественных комплектующих в таких высокотехнологичных и сложных машинах, как тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, составляет от 60 до 70 %. В сегментах прицепной и навесной почвообрабатывающей техники доля российских комплектующих уже достигает 90 %. Есть производства, которые не зависят от импортных компонентов.


Важнейшей задачей в новых реалиях является обслуживание текущего парка агротехники и обеспечение поставок запчастей. Эта проблема может обостриться в посевную-2023 и осложнить работу фермеров. Некоторые сельхозпроизводители уже начали присматриваться к отечественным деталям и даже планируют запускать собственное производство запчастей. Часть изделий будет поставляться по параллельному импорту. Однако ряд экспертов прогнозируют рост затрат аграриев по данной статье, что в конечном счете не может не отразиться на стоимости продуктов питания для россиян.


Как будет развиваться ситуация, во многом зависит от господдержки в том числе для стимулирования новых проектов по выпуску компонентов. В Минпромторге заявили, что уделяют большое внимание производству комплектующих для сельхозтехники в России. Помимо простых компонентов, поддержку уже получили проекты по разработке коробок передач и мостов для тракторов, по группе гидравлики и редукторной группе для агротехники. Как отмечают в Минсельхозе РФ, сегодня многие заводы изъявили желание производить новые компоненты, и при должной поддержке это направление может получить бурное развитие в стране.


МНЕНИЕ


Максим Донских, директор завода «АгроДоля»:


- Тем, кто давно работает на импортной технике, будет очень сложно от нее отказаться и перейти на российскую. Такие сельхозпроизводители будут в первую очередь ориентироваться на параллельный импорт либо приобретать технику из «дружественных» стран. Поэтому доля импортной техники в автопарках аграриев сокращаться будет, но незначительно. Для ускорения процесса импортозамещения нужны, во-первых, доступная и понятная господдержка, в том числе субсидирование как для аграриев, так и для производителей техники; во-вторых, поддержка лизинговых компаний; в-третьих, активное маркетинговое продвижение российской техники на всевозможных информационных площадках.


В минувшем сезоне мы не заметили острой нехватки каких-то запчастей. Если и возникал такой вопрос, всегда находилось альтернативное решение. Стоимость запчастей именно по нашей номенклатуре (это рабочие органы к плугам, дискаторам, культиваторам, сеялкам и проч.) изменилась незначительно. Был резкий скачок в определенный период, но потом цены вернулись к прежнему уровню и в каких-то случаях даже стали ниже (это связано с обвалом курса валюты). Удорожание, конечно, всегда неприятный момент как для сельхозпроизводителей, так и для продавцов. Однако сейчас главная проблема – это дефицит некоторых запчастей и зарубежной сельхозтехники по ряду направлений. Но эта задача решаема.


Затраты на обслуживание техники, скорее всего, вырастут – так же, как и на удобрения, химию, семена и т. д. Ежегодный рост цен уже давно перестал быть неожиданностью для аграриев. Как бы то ни было, посевная-2023 состоится при любом раскладе и в полном объеме. Может, кто-то недополучит прибыль, не купит новую машину или не обновит парк сельхозтехники. Однако качество полевых работ – это последнее, чем будут «жертвовать» сельхозпроизводители. Ведь от того, как они отсеются сегодня, зависит то, как они будут жить завтра.

 

Михаил Иванов, директор ООО «АСМ»:


- В последний год мы наблюдаем снижение спроса на готовые изделия, при этом идет значительный рост продаж комплектующих и запчастей. Люди стали экономить, а отремонтировать технику все-таки намного дешевле, чем приобрести новую.


И заказчики, и производители все чаще делают выбор в пользу местной продукции. Думаю, этот тренд будет укрепляться и дальше. Сегодня можно месяцами ждать какой-нибудь подшипник из Италии – и не дождаться. А отечественный тоже не всегда возьмешь – там стандарты другие. Поэтому в нынешних реалиях нужно стремиться к тому, чтобы до последнего болтика все было российское! Сроки, объемы и стоимость импортных поставок стали слишком непредсказуемыми – даже из «дружественных» стран.


Если говорить про прицепы, косилки и прочее «железо», то в этой области нет проблем с тем, чтобы полностью импортозаместиться. В РФ всегда умели делать такое оборудование, но в какой-то момент его стало дешевле привозить из-за рубежа, чем покупать здесь. Сейчас мы выровнялись по цене, к тому же на местный продукт всегда в наличии запчасти и комплектующие, есть гарантия.


Не думаю, что в следующем году аграриям грозит значительный рост цен на запчасти – объективных предпосылок к этому нет. Самое большее – в пределах 5–7 %. Также не ожидаю дефицита таких изделий. В начале года, когда прежние цепочки поставок прервались, а новые еще не успели сформироваться, на заводах были очереди из заказчиков, производства не справлялись с объемом заявок. Но предприятия быстро нарастили выпуск и планируют дальше расширяться. Главное, чтобы был прогнозируемый спрос. Иначе компании увеличат мощности – а там новый кризис, или возобновятся поставки из-за рубежа, и заводы начнут простаивать.


Сегодня нам нужно стимулировать инвестиции в инновации, сделать так, чтобы эта работа приносила успех. Потому что далеко не каждый проект заканчивается выходом на рынок, но при этом требует больших вложений: надо взять кредит, заплатить конструкторам и другим участникам процесса, создать опытные образцы, сертифицировать их, изучить. И даже если продукт получится отличный, важно, чтобы он еще и был конкурентоспособным по цене. Если проект имеет слишком долгий срок окупаемости – кто станет вкладывать деньги, рискуя не дожить до выхода «в ноль»? Создать условия и инструменты для того, чтобы заинтересовать бизнес вкладываться в новые разработки – вот одна из главных задач эффективного импортозамещения.



Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»



29.12.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости