Остались вопросы

Петр Харламов: «Хочется верить, что импортные лифты вернутся в Россию»

Харламов1 - копия.jpg


Петр Харламов, исполнительный директор Национального лифтового союза, генеральный директор Российского лифтового объединения


Уход зарубежных брендов из России и резкий рост стоимости лифтов вызвали рецессию на рынке. Возникли опасения, что многоэтажки останутся без подъемников или их качество снизится. В Национальном лифтовом союзе считают, что отрасль способна справиться со всеми трудностями, но есть ряд условий.

 

- Петр Геннадьевич, сколько лифтов ежегодно требуется российской стройке? Какую долю рынка закрывали зарубежные производители, как может измениться этот показатель к концу года?


- За 2021 год в России смонтировано около 46 тыс. лифтов – это и новое строительство, и замена по программе капитального ремонта МКД. Из них 75 % – это лифты российского производства, 25 % – импортные. Как может измениться это соотношение к концу года? В нынешней ситуации, к сожалению, прогнозировать очень сложно. Однако за эти полгода резко упали объемы по состоявшимся аукционам замены лифтов в рамках капремонта – примерно в 2 раза. Отмечу, что из 46 тысяч установленных в прошлом году лифтов 18 тысяч пришлось на замену подъемников в жилых домах. Причиной падения объемов стал серьезный рост стоимости лифтов. Если за весь минувший год они подорожали на 20 %, то уже в первом квартале 2022 года цена поднялась на 30 %. Все началось еще в прошлом году, когда взлетели цены на металл, который является основным составляющим материалом лифта. Полагаем, что именно из-за удорожания лифтов в некоторых субъектах были отменены аукционы по капремонту. Мы очень надеемся, что до конца года объем восстановится, но предсказать невозможно.


Уход с рынка иностранных производителей тоже сыграл свою роль. Многие застройщики предпочитали импортные лифты – они оптимально подходят для высотных зданий, инновационные, высокоскоростные. Особенно они были востребованы в сегменте жилья бизнес- и премиум-класса.


Все указанные факторы привели к тому, что рынок лифтового производства просел. Наши заводы недогружены, и нужно срочно восстанавливать прежние объемы выпуска.


- Как это сделать? И за счет чего наращивать темпы замены лифтов в МКД, которые и так отставали от потребности?


- По новостройкам сложно предполагать – там все в руках инвесторов. Однако на государственном уровне поставлена задача не снижать объемы строительства, ведь оно является локомотивом экономики. Поэтому здесь перспективы хорошие.


Сложнее с заменой лифтов в старых домах. Взносы, которые делают собственники помещений, распределяются на разные виды работ, и той суммы, которая остается на лифты, крайне недостаточно. К 2025 году нужно будет заменить уже около 100 тыс. лифтов – это очень большая цифра, учитывая, что ежегодно мы максимально меняли 18 тыс. лифтов. Сегодня необходимо выходить на уровень 30 тысяч. И здесь не обойтись без софинансирования из бюджета. Мы неоднократно обращались в Правительство РФ с этим вопросом. Говорили о том, что только за счет взносов жителей, без помощи государства, все лифты никогда не поменять. Мы уже предлагали схему факторинга, которая подразумевает некую отсрочку по оплате этих видов работ – например, на три года: тогда можно будет менять 30 подъемников вместо 10. Но это все равно кредитная схема, и она будет работать только при ставке до 7 %. А в нынешней нестабильной ситуации, когда ключевая ставка «скачет», рассчитывать на этот механизм сложно.


- Какие направления являются наиболее проблемными для производителей лифтов? Есть ли возможность развернуть в России импортозамещение узлов и компонентов в нужном объеме?


- Еще в 2014 году мы занялись вопросом импортозамещения и определили, что степень локализации в отрасли составляет 70 %. Около 30 % приходится на иностранные комплектующие. В первую очередь речь шла о лебедке – устройстве, которое поднимает и опускает кабину. Чаще всего лебедка – импортного производства. Но сейчас некоторые отечественные заводы уже освоили ее выпуск. Если мы ставим российскую лебедку, то степень локализации приближается к 90 %.


Оставшаяся доля – это частотный преобразователь, и вот его пока заместить не удается. Наши производители не умеют делать этот узел, который обеспечивает кабине плавное перемещение между этажами и отвечает за мягкое открытие двери. Еще одна проблема – станция управления лифтами (она работает при вызове лифта и других операциях, когда мы нажимаем кнопки). Вся микроэлектронная база в ней тоже полностью иностранного производства – чипы, контроллеры и т. д. Европейская продукция нам уже недоступна, и сейчас мы эти детали получаем из Китая. Но если возникнут какие-то сложности с поставками, то производство лифтов может остановиться. Тут нужно на уровне правительства решить глобально – или мы делаем собственную микроэлектронику, восстанавливаем эту отрасль, или все-таки пользуемся продукцией из Китая, Тайваня и других «открытых» стран.


- Нет ли риска, что производители, пытаясь остаться на плаву и сохранить доступность продукции, будут жертвовать качеством новых лифтов, что может сказаться на безопасности?


- Было бы неправильным сдерживать стоимость в ущерб качеству и надежности. В лифте некоторые узлы безопасности тоже импортные, и важно найти им достойную замену. 



Не хотелось бы идти по пути снижения качественных характеристик – как предложили в автопроме: делать машины без подушек безопасности, АБС и т. д. Мы прекрасно понимаем, к каким последствиям это может привести. Такой риск есть и в лифтовом производстве. 



Но пока мы видим, что наши заводы, которые использовали импортные компоненты, готовы заменить их на аналоги – тоже иностранные или уже отечественные, не уступающие по качеству. Но тут возникает новая трудность – внесение их в действующие сертификаты.


- Идея упростить процедуру сертификации лифтов облегчит жизнь участников рынка?


- Конечно, и сейчас мы как раз добиваемся решения этого вопроса. Нужно дать возможность производителям вносить в сертификат информацию о возможных аналогах комплектующих по упрощенной схеме. То есть разрешить не делать повторную сертификацию, а просто показывать в сертификате заменяемые изделия. Мы уже провели совещание с Минэкономразвития, которое курирует Федеральную службу по аккредитации, планируем встречи с Минпромторгом, Росстандартом, Ростехнадзором, может, даже на площадке Евразийской экономической комиссии, потому что, возможно, потребуется задействовать страны-участники ЕАЭС – в первую очередь, такие как Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизстан. На это понадобится какое-то время, но у российских производителей пока есть заделы. Тех компонентов, которые они успели приобрести, должно хватить на несколько месяцев.


- В то же время в Госдуму вносят законопроект о восстановлении госнадзора над безопасностью лифтов. Считаете такую инициативу своевременной?


- Да, эта идея в том числе исходит от НЛС. Мы считаем, что надзор за лифтами должно осуществлять государство. Все-таки лифт является опасным видом транспорта. А пользуемся мы им даже чаще, чем общественным транспортом. Поэтому контроль со стороны Ростехнадзора следует вернуть. Главное – не перегнуть палку. Важно, чтобы при замене лифта процедура его принятия после монтажа государственными органами надзора не затягивалась. Жильцы и так в этот период как минимум на месяц остаются без подъемника. Именно с этим опасением связана негативная позиция некоторых специалистов, выступающих против возвращения госнадзора. Процедура должна быть четкой и понятной, без лишних проволочек. При этом все требования к безопасности лифта необходимо строго соблюдать.


- На ваш взгляд, могут ли впоследствии зарубежные бренды вернуться на российский рынок, и если это произойдет, не оставят ли они за бортом отечественных производителей, которые уже успеют нарастить свои мощности и объемы?


- Хочется верить, что иностранные компании вернутся. Российский рынок достаточно объемный и привлекательный для бизнеса. Территория страны большая, есть широкие возможности для строительства новых зданий и сооружений, а значит, и для установки лифтов. К тому же мировые производители далеко продвинулись в технологическом плане, и их опыт был бы полезен для нас при совместной работе. Разрабатывать все самим – это правильно с точки зрения импортонезависимости, но угнаться за передовиками все равно будет сложно, да и стоит ли заново изобретать велосипед?


Не думаю, что, вернувшись, импортные бренды заберут у наших производителей хлеб. Работы хватит всем. В первую очередь, компетенции российских производителей позволяют заниматься заменой лифтов в рамках капремонта и закрывать потребность в подъемниках для домов до 30 этажей. Все, что выше, – тут нам нужно «подтягиваться» к западным лидерам, которые производят высокоскоростные лифты для высоток. Повторюсь, не считаю, что мы должны «закрываться» от кого-то – эффективнее будет взаимодействовать и работать сообща.


В целом же, я уверен, что наши производители смогут адаптироваться к новым реалиям и будут создавать конкурентоспособную продукцию. Но при этом государство должно поддержать те предприятия, которые в этом нуждаются.


- То есть вы думаете, что наши многоэтажки без хороших лифтов не останутся? И подъемники в старых домах не «встанут» из-за невозможности замены?


- Судя по недавним встречам и совещаниям с представителями власти, руководство страны озадачено этой проблемой. Это дает основание полагать, что без лифтов наши дома не останутся. Российские производители в состоянии обеспечить выпуск оборудования в нужных объемах. Главное, чтобы государство поддержало эту работу и помогло стимулировать спрос на продукцию лифтовиков.



Читайте также:

Диспетчеризация зданий и сооружений на оборудовании «Кристалл»



Все материалы рубрики «Строительство» 



10.08.2022

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости