Остались вопросы

«Газпром нефть» внедряет беспилотный автотранспорт в Арктике и ХМАО

Аналитики давно предсказывали глобальную цифровизацию производства, а в условиях мировой пандемии многие компании на практике ощутили, что без инновационных технологий развиваться дальше невозможно.


Одними из первых тренд на оптимизацию производственных процессов за счет новых технологий в России подхватила компания «Газпром нефть», последовательно начавшая цифровизацию своих активов в ХМАО-Югре. Напомним, что одной из ключевых технологических стратегий «Газпром нефти» с 2014 года является «Электронная разработка активов (ЭРА)», представляющая собой развитие IT-проектов в сфере разведки, добычи и обустройства месторождений.


Еще в 2017 году в регионе был создан Центр управления добычей, контролирующий производственные процессы на месторождении с помощью технологии цифровых двойников. В начале 2020 года «Газпромнефть-Хантос» в партнерстве с «Газпромнефть-Снабжением» создали на Южно-Приобском месторождении цифровое логистическое пространство, которое состоит из функциональных зон — приемки и отгрузки, комплектации, дополненной реальности, временного хранения, консольных стеллажей, безлюдной зоны работы автоматизированного палетоперевозчика. Инновационный подход позволил оптимизировать площади хранения до 40%, увеличить скорость доступа к товару до 50%, снизить операционные затраты на логистику до 30%.


В непростом 2020 году «Газпром нефть» перешла к внедрению беспилотных технологий. В апреле беспилотные грузовики успешно прошли испытания в Арктике и в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

Главной целью испытаний стало подтверждение потенциальной эффективности использования беспилотных транспортных средств, позволяющих повысить безопасность грузоперевозок и оптимизировать снабжение труднодоступных регионов.


270420.jpg


Законодательной базой для реализации проекта стали инициированные Минпромторгом России поправки в нормативные документы, направленные на упрощение механизма допуска высокоавтоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования и расширение географии проведения эксперимента по их тестированию. Благодаря поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Министерство промышленности и торговли России включило ХМАО в перечень территорий по опытной эксплуатации беспилотных автомобилей.


Об успешном проведении тест-драйва беспилотников в Арктике, совместного проекта «Газпром нефти» и группы компаний «КАМАЗ» пресс-служба компании сообщила 23 апреля. В ходе испытаний на Восточно-Мессояхском месторождении автомобили без водителей продемонстрировали весь потенциал цифрового ресурса: умение передвигаться по заданным маршрутам с высокой точностью, обмениваться информацией через дублируемые системы связи, распознавать препятствия за доли секунды и прогнозировать траекторию движения с учетом актуальной дорожной обстановки. Контроль за перемещением беспилотных грузовиков по территории автономного нефтепромысла и зимним дорогам через Гыданскую тундру осуществлялся из центра управления, оборудованного на Восточно-Мессояхском месторождении. За реализацию проекта со стороны «Газпром нефти» отвечал Центр инноваций в логистике «Газпромнефть-Снабжения» — дочернего предприятия компании. В ходе арктического тест-драйва КАМАЗы безаварийно преодолели 2,5 тыс. км.


Как отметили участники проекта, главное преимущество беспилотных транспортных средств — неограниченная работоспособность. Оснащенные системой автономного управления машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КАМАЗы на 50% более безопасны и позволяют на 10-15% снизить издержки при грузоперевозках.


Тестирование подтвердило потенциал использования автомобилей «КАМАЗ» в логистических операциях в суровых природно-климатических условиях Заполярья.

 

«Арктические проекты составляют значительную часть нашего производственного портфеля. Мы научились преодолевать вызовы, связанные с экстремальными климатическими условиями, удаленностью наших активов от развитой инфраструктуры, создавая инженерные и технологические решения, которых нет больше нигде в мире. Мы постоянно ищем новые возможности для повышения эффективности и безопасности нефтедобычи. В том числе, используя беспилотные технологии мониторинга промышленных объектов и доставки грузов. Эти инновации «Газпром нефть» внедряет вместе с партнерами из других отраслей, создавая стимулы для развития многих российских индустрий» - прокомментировал событие заместитель генерального директора по разведке и добыче «Газпром нефти» Вадим Яковлев.


После апробации беспилотных грузовиков на Ямале «Газпром нефть» приступила к реализации похожего проекта в Югре при поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа и при участии ПАО «ГАЗ» — другого российского разработчика технологий беспилотного управления транспортом. В  конце апреля испытания беспилотных транспортных средств стартовали на Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантоса». В ходе испытаний была успешно протестирована ГАЗель Next Электро. Целью была проверка работоспособности технологии в данных широтах с учетом имеющейся связи, дорожного покрытия, погодных условий и выявление зон развития для дальнейшей доработки. В перспективе внедрение беспилотного электрического транспорта на Южно-Приобском месторождении позволит повысить безопасность работ, снизить затраты и уменьшить антропогенное влияние на экосистему.


В перспективе техника под контролем искусственного интеллекта может взять на себя большинство логистических операций на промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе.


В ходе испытаний нефтяники проверили функциональность беспилотного электромобиля ГАЗель Next Электро и возможность его использования при решении типовых транспортных задач на внутрипромысловых дорогах. Участники эксперимента оценили маневренность, безопасность движения, дальность автономного хода и стабильность связи беспилотника с центром дистанционного контроля. Техника продемонстрировала свои возможности по самостоятельному выявлению препятствий и корректировке маршрута с учетом непредвиденных ограничений. Машина фиксировала появление на дороге постороннего транспорта и пешеходов, автоматически изменяя скорость и траекторию движения.


Беспилотный автомобиль подтвердил свою эффективность при движении с остановками по маршруту на расстояния до 30 км. Средняя скорость при тестировании составила 40 км/ч. Общий пробег в беспилотном режиме превысил 90 км. Электромобиль успешно справился со всеми заданиями при полном соблюдении правил дорожного движения. Испытания доказали потенциал применения беспилотников ГАЗель Next на внутрипромысловых дорогах активов «Газпром нефти» в Западной Сибири.


По итогам тестирования заводу-производителю были направлены уточняющие требования к электромобилю для повышения надежности его эксплуатации. После их учета технику ожидает следующий раунд испытаний. Заступить на вахту на месторождениях ХМАО первые грузовые беспилотники могут уже в 2021 году.


По результатам тестирования «Газпром нефть» усилит подготовку к внедрению в свои логистические процессы беспилотных автомобилей и продолжит активно участвовать в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей применение беспилотных транспортных средств на российских нефтепромыслах.


    27.04.2020

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости