Аналитики давно предсказывали глобальную цифровизацию производства, а в условиях мировой пандемии многие компании на практике ощутили, что без инновационных технологий развиваться дальше невозможно.
Одними из первых тренд на оптимизацию производственных процессов за счет новых технологий в России подхватила компания «Газпром нефть», последовательно начавшая цифровизацию своих активов в ХМАО-Югре. Напомним, что одной из ключевых технологических стратегий «Газпром нефти» с 2014 года является «Электронная разработка активов (ЭРА)», представляющая собой развитие IT-проектов в сфере разведки, добычи и обустройства месторождений.
Еще в 2017 году в регионе был создан Центр управления добычей, контролирующий производственные процессы на месторождении с помощью технологии цифровых двойников. В начале 2020 года «Газпромнефть-Хантос» в партнерстве с «Газпромнефть-Снабжением» создали на Южно-Приобском месторождении цифровое логистическое пространство, которое состоит из функциональных зон — приемки и отгрузки, комплектации, дополненной реальности, временного хранения, консольных стеллажей, безлюдной зоны работы автоматизированного палетоперевозчика. Инновационный подход позволил оптимизировать площади хранения до 40%, увеличить скорость доступа к товару до 50%, снизить операционные затраты на логистику до 30%.
В непростом 2020 году «Газпром нефть» перешла к внедрению беспилотных технологий. В апреле беспилотные грузовики успешно прошли испытания в Арктике и в Ханты-Мансийском автономном округе.
Главной целью испытаний стало подтверждение потенциальной эффективности использования беспилотных транспортных средств, позволяющих повысить безопасность грузоперевозок и оптимизировать снабжение труднодоступных регионов.
Законодательной базой для реализации проекта стали инициированные Минпромторгом России поправки в нормативные документы, направленные на упрощение механизма допуска высокоавтоматизированных транспортных средств на дороги общего пользования и расширение географии проведения эксперимента по их тестированию. Благодаря поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Министерство промышленности и торговли России включило ХМАО в перечень территорий по опытной эксплуатации беспилотных автомобилей.
Об успешном проведении тест-драйва беспилотников в Арктике, совместного проекта «Газпром нефти» и группы компаний «КАМАЗ» пресс-служба компании сообщила 23 апреля. В ходе испытаний на Восточно-Мессояхском месторождении автомобили без водителей продемонстрировали весь потенциал цифрового ресурса: умение передвигаться по заданным маршрутам с высокой точностью, обмениваться информацией через дублируемые системы связи, распознавать препятствия за доли секунды и прогнозировать траекторию движения с учетом актуальной дорожной обстановки. Контроль за перемещением беспилотных грузовиков по территории автономного нефтепромысла и зимним дорогам через Гыданскую тундру осуществлялся из центра управления, оборудованного на Восточно-Мессояхском месторождении. За реализацию проекта со стороны «Газпром нефти» отвечал Центр инноваций в логистике «Газпромнефть-Снабжения» — дочернего предприятия компании. В ходе арктического тест-драйва КАМАЗы безаварийно преодолели 2,5 тыс. км.
Как отметили участники проекта, главное преимущество беспилотных транспортных средств — неограниченная работоспособность. Оснащенные системой автономного управления машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КАМАЗы на 50% более безопасны и позволяют на 10-15% снизить издержки при грузоперевозках.
Тестирование подтвердило потенциал использования автомобилей «КАМАЗ» в логистических операциях в суровых природно-климатических условиях Заполярья.
«Арктические проекты составляют значительную часть нашего производственного портфеля. Мы научились преодолевать вызовы, связанные с экстремальными климатическими условиями, удаленностью наших активов от развитой инфраструктуры, создавая инженерные и технологические решения, которых нет больше нигде в мире. Мы постоянно ищем новые возможности для повышения эффективности и безопасности нефтедобычи. В том числе, используя беспилотные технологии мониторинга промышленных объектов и доставки грузов. Эти инновации «Газпром нефть» внедряет вместе с партнерами из других отраслей, создавая стимулы для развития многих российских индустрий» - прокомментировал событие заместитель генерального директора по разведке и добыче «Газпром нефти» Вадим Яковлев.
После апробации беспилотных грузовиков на Ямале «Газпром нефть» приступила к реализации похожего проекта в Югре при поддержке правительства Ханты-Мансийского автономного округа и при участии ПАО «ГАЗ» — другого российского разработчика технологий беспилотного управления транспортом. В конце апреля испытания беспилотных транспортных средств стартовали на Южно-Приобском месторождении «Газпромнефть-Хантоса». В ходе испытаний была успешно протестирована ГАЗель Next Электро. Целью была проверка работоспособности технологии в данных широтах с учетом имеющейся связи, дорожного покрытия, погодных условий и выявление зон развития для дальнейшей доработки. В перспективе внедрение беспилотного электрического транспорта на Южно-Приобском месторождении позволит повысить безопасность работ, снизить затраты и уменьшить антропогенное влияние на экосистему.
В перспективе техника под контролем искусственного интеллекта может взять на себя большинство логистических операций на промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе.
В ходе испытаний нефтяники проверили функциональность беспилотного электромобиля ГАЗель Next Электро и возможность его использования при решении типовых транспортных задач на внутрипромысловых дорогах. Участники эксперимента оценили маневренность, безопасность движения, дальность автономного хода и стабильность связи беспилотника с центром дистанционного контроля. Техника продемонстрировала свои возможности по самостоятельному выявлению препятствий и корректировке маршрута с учетом непредвиденных ограничений. Машина фиксировала появление на дороге постороннего транспорта и пешеходов, автоматически изменяя скорость и траекторию движения.
Беспилотный автомобиль подтвердил свою эффективность при движении с остановками по маршруту на расстояния до 30 км. Средняя скорость при тестировании составила 40 км/ч. Общий пробег в беспилотном режиме превысил 90 км. Электромобиль успешно справился со всеми заданиями при полном соблюдении правил дорожного движения. Испытания доказали потенциал применения беспилотников ГАЗель Next на внутрипромысловых дорогах активов «Газпром нефти» в Западной Сибири.
По итогам тестирования заводу-производителю были направлены уточняющие требования к электромобилю для повышения надежности его эксплуатации. После их учета технику ожидает следующий раунд испытаний. Заступить на вахту на месторождениях ХМАО первые грузовые беспилотники могут уже в 2021 году.
По результатам тестирования «Газпром нефть» усилит подготовку к внедрению в свои логистические процессы беспилотных автомобилей и продолжит активно участвовать в формировании нормативно-правовой базы, регулирующей применение беспилотных транспортных средств на российских нефтепромыслах.
27.04.2020