Остались вопросы

Алтайский фермер рассказал о проблемах племенного скотоводства в Сибири

DSC_3259.jpg


Валерий Абронов, глава КФХ «Наука» 


Глава одного из ведущих племзаводов Сибири Валерий Абронов оценил ситуацию с импортозависимостью в отрасли, указал на ошибки в племенном деле и поделился мнением о том, нужны ли России собственные породы КРС.

 

- Валерий Павлович, Минсельхоз назвал среди главных задач в животноводстве на 2023 год работу по снижению зависимости от импортного генетического материала. Как сегодня меняется ситуация с импортозависимостью в молочном и мясном скотоводстве?


- Проблема возникла не сегодня – она явно прогнозировалась последние три года. Постепенно накапливалось недоверие к импортной биопродукции в связи с изменением политической ситуации. Причем более худшая ситуация наблюдается в мясном скотоводстве. Действующие племпредприятия по производству семени не дотягивали до нужного уровня и были не интересны племенным хозяйствам, которые, в свою очередь, решали эти вопросы через ввоз импортной биопродукции.


- Как племенные предприятия справляются с новыми трудностями, возникшими в 2023 году, в том числе связанными с ввозом племенного материала из-за рубежа?


- Основные опасения связаны с качеством биопродукции. Экспорт биоматериала в Россию осуществляется по остаточному принципу, а это может сказаться на результатах работы на ближнюю и среднюю перспективу. За последние десять лет в связи с завозом нетелей и быков из Западной Европы и Северной Америки и постоянными поставками биопродукции мы заметно повысили качество племенного скота, тем самым сильно сократили разрыв по качеству животных. Одновременно кратно улучшили положение с содержанием и кормлением животных.


В текущем году проблем с биопродукцией не наблюдается: у нас есть остатки 2022 года, а недостающее обещают допоставить. В случае возникновения проблем Алтайское племпредприятие может поставить недостающий объем достаточно хорошего качества.


- Что будет, если импорт тех же быков-производителей из стран Запада резко прекратится? На ваш взгляд, какова вероятность такого развития событий? Насколько готово к нему российское животноводство?


- После начала перестройки, а по существу – развала экономики, а также сельского хозяйства страны, и изменения политической ситуации на сегодняшний день – пришло понимание того, что надеяться надо только на себя, ставить грандиозные планы и стремиться выполнять их. Алтайский край поставил себе эти задачи три года назад. Министерство сельского хозяйства, племенная служба, племпредприятие, племенные заводы региона успешно работают над данной проблемой и уже практически готовы к импортозамещению биопродукции.


Отбор семяпроизводящих быков, оценка их качества племенной службой Алтайского края проводится на очень высоком уровне: отбираются лучших из лучших. Хозяйства открыты для такого отбора. На мой взгляд, в течение 2–3 лет данный вопрос в Алтайском крае по мясному скотоводству будет закрыт полностью.


- Как бы вы оценили работу современных племенных предприятий в стране и, в частности, в Сибири? В каких направлениях мы пока «проседаем» и что тормозит развитие?


- Оценивая большинство племенных предприятий в стране, я бы сказал, что они не получили должного развития и не отвечают запросам племенных хозяйств по количеству и качеству производимой биопродукции. У нас не сформирован рынок, а те предложения, которые существуют, не могут конкурировать с импортным биоматериалом. В центральной – Европейской части России есть довольно сильные племпредприятия, но это скорее исключение, чем правило. В Сибири, пожалуй, можно выделить только Алтайский край, который сегодня готов предложить достаточно качественную продукцию. В стране необходимо принять государственную программу, которая должна спланировать работу на ближнюю и среднюю перспективу так, чтобы мы не оказались в роли постоянно догоняющих. Итогом данной программы должно стать производство конкурентоспособного мяса и молока не только для собственного обеспечения, но и для экспорта. Площади и условия для такого развития в России имеются.


- Участники рынка сетуют, что господдержка сохранения и приумножения ценного поголовья сегодня недостаточна для выхода отрасли на более высокий уровень. Как ее можно было бы усовершенствовать, на ваш взгляд? Какая помощь научным институтам и племпредприятиям могла бы принести сегодня наибольший эффект?


- Животноводству РФ нужна господдержка, и в первую очередь она требуется мясному скотоводству – как менее рентабельному. Низкая рентабельность складывается из-за недостаточной цены на мраморное мясо. Покупательная способность российского населения не позволяет большинству людей потреблять высококачественное мясо. Помощь животноводству скажется на развитии села. Деревни, которые не имеют животноводства, имеют тенденции к вымиранию: это не отдельный взгляд – это постулат, даже аксиома.


В каждом территориальном округе должен быть сформирован научный селекционный центр, который будет руководить всей племенной работой округа. Племенные службы регионов, племпредприятия, производящие биопродукцию, и заводы по выращиванию племенных животных должны быть единым механизмом, и работа всех запланирована под конечный результат. По моему мнению, племенные заводы в Алтайском крае высоко подняли планку по качеству выращиваемых животных. Племенная служба тоже уверенно идет вперед, заметно растет с каждым годом. Селекционных центров вообще пока нет, племпредприятия по выпуску биопродукции – на начальном этапе перестройки.


Основными сдерживающими факторами развития отрасли являются:


- проблема кадров, их обучение и высокий уровень переподготовки в лучших научных вузах страны;


- отсутствие конкретного закрепления племпредприятий за селекционными центрами и племенными службами регионов. Для того, чтобы представлять текущее положение дел, нужно изменить бонитировочные стандарты племенного скота, потому что прежние сильно устарели.


- Нужно ли заниматься созданием отечественных пород КРС? Смогут ли они конкурировать с уже известными иностранными породами, при каких условиях?


- Я считаю, что создавать новые породы необходимо, но это долгий процесс, и не хотелось бы вновь изобретать велосипед. А дальнейшая работа с лучшими мировыми породами, их адаптация к местным условиям – наиболее правильный и быстрый путь дальнейшего развития. К основным вопросам развития отрасли относятся также содержание и кормление животных. А это современные кормовые севообороты, техника для заготовки кормов и ухода за животными.


- На ваш взгляд, какие новые технологии определят развитие российской селекции и генетики в животноводстве? Над решением каких проблем сегодня в первую очередь нужно работать ученым и производству?


- Совместная работа селекционных центров, племпредприятий по производству биопродукции вместе с племенными хозяйствами непременно даст свои плоды.


Эмбриология – это направление, которое может в кратчайшее время вырастить топовых животных и решить вопрос с производством биопродукции хорошего качества, которая способна быстро и качественно улучшать существующее маточное поголовье. Для того, чтобы все это резко сдвинулось и пошло вверх, нужна мощная государственная поддержка всех уровней. Без этого все останется на своих местах и закончится одними разговорами.



Читайте также Молочное животноводство Сибири – 2022: обзор ситуации в регионах


Все материалы рубрики «Сельское хозяйство»



24.02.2023

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости