Остались вопросы

Валерий Деккерт: «Пока крестьяне доят в бачки, животноводству не выйти из кризиса»


 r (5).png


Валерий Деккерт, генеральный директор АО «Племенной репродуктор «Чистюньский» (Топчихинский район, Алтайский край)


«Фермеры всегда неохотно шли в животноводство, а в нынешних условиях и слышать об этом не хотят», – говорит генеральный директор одного из ведущих племенных предприятий Алтайского края Валерий Деккерт. Только кардинальные меры со стороны государства для технологической перестройки хозяйств помогут отрасли «встать с колен» и начать развитие.


Валерий Андреевич, вы пришли на Чистюньский племрепродуктор 30 лет назад и с тех пор не меняли место работы. По вашему опыту, когда ситуация в животноводстве была сложнее – тогда или сейчас?


В сельском хозяйстве никогда не было легко – ни в 1990-е, когда начинал, ни сегодня. Но сейчас работать намного интереснее, и результат совершенно другой. Появились новые технологии и современная высокопроизводительная техника, используется передовой опыт других стран, информация стала более доступной.

Престиж сельского жителя падает, и это идет уже со школьной скамьи. Человека труда сегодня не так славят, как блогеров.

   Однако поголовье КРС в регионах Сибири неуклонно снижается. И это на фоне впечатляющих успехов в растениеводстве…

 

Эти две отрасли нельзя сравнивать. Они совершенно разные по затратам, энергоемкости, скорости достижения результата. В растениеводстве проще, там есть определенный цикл: вложился, качественно поработал с землей – и сразу получил отдачу.


Животноводство требует гораздо больше времени и сил. Цепочка до конечного результата очень сложная, и влияние человеческого фактора намного сильнее. Если хотя бы одно звено не сработало (даже элементарное условие не выполнено – например, нарушен режим дня), уже идет сбой по молоку. Нужный эффект достигается годами.


Есть ли надежда совершить прорыв в отрасли и что для этого нужно?


Нужно, чтобы государство создавало благоприятные условия для работы. Сегодня есть передовые технологии для животноводства – и современные доильные залы, и роботы, но модернизация хозяйств идет крайне медленно. Тех мер по компенсации затрат, которые предлагают фермерам, недостаточно для развития. Ценовая политика не позволяет вложиться в животноводство по максимуму. При такой низкой стоимости сырого молока, как сейчас, на фоне подорожавших кормов и других растущих затрат никто не станет рисковать. Любой руководитель должен быть уверен в завтрашнем дне, чтобы планировать и инвестировать. А при сегодняшней нестабильности на рынке это почти невозможно. В то же время требования к качеству молока неуклонно растут – а как их выполнять? Неудивительно, что животноводство непривлекательно для бизнеса.


Другая проблема – дефицит кадров. Отток населения из деревень становится пугающим… Или это неизбежный естественный процесс, на ваш взгляд?

 

Кадровый голод – это еще одна причина того, что животноводство сегодня находится в полнейшей стагнации, как никогда. На устаревшие фермы молодежь не заманишь, а чтобы создать современное производство, нужны крупные вложения. Но для этого должна быть стабильная ситуация на рынке. В растениеводстве все проще: там высокомаржинальные культуры, хорошая ценовая политика. Фермер и раньше неохотно шел в животноводство, а сегодня он и слышать об этом не хочет.


Процесс оттока населения из деревень неизбежен, потому что на селе нет работы. А людям, помимо этого, нужны комфортные условия для жизни – сравнимые с городскими. В отрасль пришел частник, а ему, кроме работника, вообще ничего не интересно: его мало заботят дороги, школы, соцкультбыт – такими вопросами должно заниматься государство.


Престиж сельского жителя падает, и это идет уже со школьной скамьи. Человека труда сегодня, к сожалению, не так славят, как блогеров. Поэтому проблема кадров с каждым годом обостряется. Хотя условия труда сейчас совершенно другие, чем были даже 10–15 лет назад. Раньше техника постоянно ломалась, механизатор – вечно в копоти, грязи, масле, сегодня у него в кабине – кондиционер, музыка, он чисто одет, – это небо и земля! Но даже на технологичное производство хорошего специалиста трудно найти – люди просто не хотят жить на селе.


Есть фермеры, которые любят деревню и никуда не хотят уезжать. Они работают потихонечку на земле, как и 30 лет назад, на том же стареньком тракторе. Но это работа на чистом энтузиазме, позволяющая только себя прокормить. А если нужно, чтобы люди не просто топтались на месте, а расширялись, росли, должны быть определенные условия. Очень много таких людей на селе, которые просто любят свое дело, но у них нет оборотных средств для развития.


r (3).png


Не у всех есть и предпринимательская жилка. Вот у вас – целая коллекция профессиональных наград, в том числе «Директор года», а в августе она пополнилась благодарностью Президента РФ. Что из своего личного опыта руководителя посоветовали бы перенять коллегам-аграриям?

 

Сложно что-то конкретное советовать. Работа руководителя – это всегда в первую очередь работа с людьми. Есть высококлассные специалисты, которые прекрасно знают, что нужно делать, но при этом не умеют правильно настроить людей, четко поставить задачу, а потом спросить с работника. Ну и плюс должно быть чутье на перемены, ситуацию в отрасли, чтобы вовремя предпринять какие-то шаги.


r (1).png


«Чистюньский» имеет статус племенного репродуктора по разведению скота красно-пестрой и черно-пестрой породы. Какие возможности вы видите для повышения продуктивности животных и что мешает максимально раскрыть их потенциал?


Племенное дело – высокоэффективное направление, и в Алтайском крае проводится большая работа по его развитию. Но субсидии, которые мы получаем, не позволяют реализовать потенциал животных по максимуму – прежде всего, полноценно накормить. Существует предел вложений, когда они уже становятся экономически неоправданными. Если поддержка будет больше, аграрий сможет увеличить затраты на кормление и обеспечить животное всеми необходимыми макро- и микроэлементами. В идеале у коровы берется анализ крови, который показывает, каких веществ ей недостает, исходя из этого, рассчитывается оптимальный рацион. При таком подходе и отдача будет другой.


Дополнительное финансирование позволило бы эффективнее вести работу по ремонту стада, приобретать более продуктивный племенной скот. Это второй важный момент – наряду с кормлением.


Что бы вы хотели изменить на вашем предприятии, появись дополнительные средства?

 

В первую очередь вложились бы в улучшение рациона и покупку высокопродуктивного племенного скота. Еще один важный фактор, влияющий на продуктивность животных, – условия содержания. В нашем хозяйстве содержится около 2500 голов КРС, в том числе 960 коров. Но поголовье рассредоточено в двух отделениях. На одной площадке мы практикуем однотипный круглогодичный тип кормления, на другом – летний выпас. Так вот, весь летний период разница в надоях между отделениями достигает 10 литров с коровы! Мы работаем над тем, чтобы и вторую площадку перевести на однотипный рацион. Но для этого нужно создать двухгодичный переходящий запас кормов и соблюсти другие условия.


Такая разрозненность производства характерна для многих предприятий. А животноводство должно быть сосредоточено в одном месте – это гораздо эффективнее.

 r (2).png


В этом году аграрии пострадали из-за резкого подорожания металла и других стройматериалов, многим пришлось отложить планы по обновлению ферм. Вы с этим столкнулись?

 

Конечно. Рост цен сказался на всем, в том числе на технике, стоимости ее ремонта. А ведь есть работы, которые нельзя отложить, – не перенесешь же посевную! Эти проблемы ложатся только на плечи крестьян. Наглядный пример: в прошлом году я перекрывал склад профнастилом за 700 тыс. рублей, в этом году крыша обошлась бы уже в 1,8 млн рублей. Возмущает то, что причину происходящего никто не может толком объяснить. Рынок рынком, но считаю, что государство должно регулировать какие-то ключевые процессы в экономике, а не пускать на самотек.


 r (4).png


Вы сказали, что отрасли животноводства нужно больше денег. По вашему мнению, на что конкретно должна пойти поддержка в первую очередь, чтобы поднять животноводство с колен?


Нужно заводить на ферму новые технологии, массово перевооружать хозяйства. Повторюсь, люди не хотят работать на устаревших производствах даже за высокую зарплату! Не только страны Европы, а уже и Китай, и Беларусь обогнали нас по уровню технологичности животноводства. О каком развитии можно говорить, когда многие наши селяне до сих пор доят коров в бачки! Если мы хотим сохранить животноводство в России, нужно не в агрохолдинги вливать дотации, а в модернизацию крестьянских хозяйств. И механизмы поддержки должны быть адекватными, чтобы крестьянин мог взять кредит на 15 лет, поставить доильный зал и пользоваться оборудованием, потихонечку возвращая долг. А нам говорят – построй сначала, а потом мы тебе вернем часть средств. Но при существующей цене молока только самоубийца согласится на такие условия! Нужны не призывы с трибун, а конкретные действия, которые дадут эффект. Если мы в ближайшее время не переведем на современные «рельсы» животноводство, то потеряем и отрасль, и село.








Журнал «Сельская Сибирь» № 5(25) 2021

 

Читайте также

Предложить
новость
Если вы стали свидетелем или
участником интересных событий
Предложить
Подписка на
рассылку новостей
Каждую неделю только самые
важные и интересные новости
Подписаться
Подписка
на журнал
Оформите подписку на
новые выпуски журналов
Оформить
Новостная рассылка
Каждую неделю только самые важные и интересные новости