Остались вопросы

«70 % изделий в магазинах – это не сыр, а сырный продукт, и ни «Меркурий», ни маркировка ситуацию кардинально не изменят».

Мнение


25rr.jpg


Виктор Руди, директор ООО «ТПК «Молпродукт» (ТМ «Сыроварня Побочино»)


– Думаю, частное сыроделие еще долгое время будет занимать незначительную долю на российском рынке. Малому бизнесу в стране вообще тяжело развиваться. Всех производителей «стригут под одну гребенку» – мы платим те же налоги, что и крупные предприятия, никаких послаблений!


    Вот сейчас, с 1 июня, вводится цифровая маркировка молочной продукции. Чтобы ее внедрить, по нашим подсчетам, сыроварне понадобится 2 млн рублей! Но есть же разница между крупным заводом, который перерабатывает 300–350 тонн молока в сутки, и предприятием с переработкой 5–6 тонн! Как в такой ситуации конкурировать? Мы только пытаемся выжить.


    Или другой пример – программа льготного кредитования на закуп молока. Придя в банк, я слышу: вот когда вы вырастете до годового оборота в 500 млн рублей, тогда приходите. У меня 140–150 млн в год, поэтому я вынужден брать коммерческий кредит минимум под 8 %. А крупные производители спокойно пользуются заемными средствами под 1–2 %.


    В целом отрасль сыроделия требует поддержки со стороны государства. Сыры лежат на созревании от 30 до 90 суток, в это время деньги не работают. Поэтому не каждый может себе позволить заниматься только сырами – экономика не выдержит! Приходится выпускать дополнительно другую продукцию – масло, сметану, йогурты. Сыроделие – как хобби, на котором много не заработаешь.


    Большая проблема – низкое качество российских сыров. Система «Меркурий» создавалась для того, чтобы сделать рынок более прозрачным и снизить долю фальсификата. А что в результате? Минимум 70 % сыров на полках магази- нов – это не сыр, а сырный продукт, который продается под маркой натурального изделия. Сейчас вводят маркировку, которая также мало что изменит. У нас особенная страна, и с годами ситуация в сыроделии лучше не становится. Увеличивается число производителей, повышается конкуренция, а качество продукции как было, так и остается на уровне начала 2000-х годов.


    Да, сегодня усиливается тренд здорового питания, натуральных продуктов. Но его будут придерживаться только те, у кого есть такая возможность, — 5–10 % населения. А остальные не смотрят на состав изделия – им бы что-нибудь съесть, чтобы с голоду не умереть! К сожалению, доходы подавляющего большинства россиян не позволяют им покупать качественный сыр – без консервантов и пальмового масла, из хорошего молока… Хотя частные сыроделы и так продают свой товар с минимальной наценкой, идут на снижение прибыли, чтобы хоть как-то его продавать.


    Но надо понимать, что сыр, который лежит в магазине за 400 рублей, — это не сыр. И об этом скажут простые подсчеты. Мы, например, закупаем молоко по цене 36 рублей за литр, на 1 кг сыра нужно 11 литров – значит, только сырье обходится в 300 с лишним рублей! Плюс закваски (если они импортные, то стоят очень дорого, потому что доллар растет!), плюс другие ингредиенты, а также электроэнергия, вода, транспорт, зарплата... Чтобы производитель имел хотя бы 10–12 % прибыли, сыр должен стоить не менее 550–560 рублей за кило!


    Конечно, крафтовые сыры все равно будут варить, но не в таком объеме, в каком могли бы, и не так много, чтобы всех накормить. Чтобы качественный продукт стал дешевле и его могли позволить себе больше россиян, нужна поддержка государства. Тут два пути: снижение налогов или субсидирование. При этом если давать дотации, то и цены нужно регулировать: тогда производитель не сможет продавать продукт по завышенной стоимости и хороший сыр будет доступен массовому потребителю.

 

Журнал «Сельская Сибирь» № 2 (22) 2021

Читайте также

Оформить подписку
Оформите подписку на выпуск новых журналов. Вы можете оформить как печатную, так и электронную версию подписки.